Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2015 в 08:37, курсовая работа
Цель и гипотеза исследования определили постановку задач курсовой работы:
Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
Определить задачи и средства физического воспитания и развития;
Провести практическое исследование по физическому воспитанию и развитию детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты физического воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста………………………………………………..5
1.1. Задачи и средства физического воспитания и развития среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..5
1.2. Формы физическо – оздоровительной работы по физическому воспитанию и развитию детей среднего дошкольного возраста……………………………………….….……………………………..14
Глава 2. Исследование уровней физического развития у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………….…21
2.1. Характеристика выборки и описание исследования…………….…….…21
2.2. Создание системы работы по физическому воспитанию…………...……25
2.3. Анализ результатов…………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………….…………28
Список литературы……………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-
педагогических технологий и ресурсов»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии им. З.Т.Шарафутдинова
Курсовая работа
Формы физического воспитания и
развития детей среднего дошкольного возраста
Педагогическое образование
Профиль: Дошкольное образование
Набережные Челны, 2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты физического воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста………………………………………………..5
1.1. Задачи и средства физического
воспитания и развития среднего
дошкольного возраста…………………………………………………………
1.2. Формы физическо – оздоровительной
работы по физическому воспитанию и развитию
детей среднего дошкольного возраста……………………………………….….…………
Глава 2. Исследование уровней физического
развития у детей среднего дошкольного
возраста……………………………………………………….
2.1. Характеристика выборки и описание исследования…………….…….…21
2.2. Создание системы работы по
физическому воспитанию…………...…
2.3. Анализ результатов………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
К вопросам о физическом развитии и воспитании детей дошкольного возраста стоит подходить со всей серьезностью: ни для кого не секрет, что здоровье детей из-за больших нагрузок и малоподвижного образа жизни, ухудшается с каждым годом и нет, никаких тенденций, что условия жизни, малышей будут меняться к лучшему в ближайшее время. Поэтому любой педагог - дошкольного образования должен закладывать азы физической подготовки и формировать у детей стимул к занятиям физкультурой и спортом, да и просто к активному образу жизни.
В последние годы появилось большое количество научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию дошкольного физического развития [1,4,10]. В методической литературе по дошкольному образованию имеются рекомендации о последовательности прохождения программного материала при обучении основным движениям [21].
Научные исследования, практика физического развития и детского спорта [13] предлагают концентрированное прохождение программного учебного материала, которое позволяет занимающимся за определенный период прочно его усваивать.
Распространенная в системе физического развития Дошкольных Образовательных Учреждений определенная последовательность прохождения учебного материала позволяет выдвинуть предположение о результативности более широкого применения разнообразных форм физического воспитания у детей среднего возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние форм физического воспитания на физическое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс физического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – формы физического воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Физическое развитие детей среднего дошкольного возраста будет успешно при условии использовании разнообразных форм по физическому воспитанию.
Физическое развитие детей среднего дошкольного возраста можно наблюдать:
В связи с поставленными задачами нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы и обобщение научных исследований, наблюдение, изучение документации, обследование двигательной подготовленности, эксперимент, математическая обработка данных.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, заключение, приложение.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты ФИЗИЧЕСКОго ВОСПИТАНИя ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Задачи и средства по физическому воспитанию среднего дошкольного возраста
Основной задачей физического развития, как и воспитания в целом в ДОУ, является формирование здорового, всесторонне развитого ребенка.
Понятие физическое развитие – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств организма, проходящий по закономерностям возрастного развития, взаимодействия генетических факторов и факторов внешней среды.
Возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития, оптимизировать его, направив по пути физического совершенствования индивида и реализуется в физическом воспитании.
Физическое воспитание – это часть общего воспитания, направленная на освоение ценностей физической культуры. Основная задача физического воспитания – сформировать физическую культуру личности или общую культуру человека, что позволит ему самореализоваться и духовно и физически. Физическое воспитание человека (ребенка) идет уже с рождения.
Для этих целей создаются определенные методики воспитания, в том числе физического.
Понятие методики в педагогической теории и практике охватывает совокупность средств, методов и методических приемов, характеризующих в целом путь реализации образовательных или воспитательных задач. Методика базируется на некоторых общих принципах и в то же время имеет особенности в каждом конкретном разделе обучения или воспитания.
Действенность любого педагогического средства зависит во многом от метода его применения. Специфические методы физического развития неотделимы от физических упражнений. Но никакое обучение и воспитание не мыслится без методов, связанных с применением всеобщих педагогических средств, причем в процессе физического воспитания эти методы приобретают свои особенности [15].
Обучая в процессе физического развития, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.
Для достижения цели физического развития применяются следующие группы средств[13]:
1) физические упражнения;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы. Основным
специфическим средством
Гигиенические факторы.
К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.
Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.
Цель гигиены физического развития и спорта состоит в профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом.
Предметом гигиены физического развития и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта.
Основная задача гигиены физического развития и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:
- оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;
- рациональное питание;
- оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;
- закаливание.
Физические упражнения.
Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его законам.
Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной); внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.
Слово «упражнение» обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.
Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой - как процесс многократного повторения [4].
Эффект физических упражнений определяется, прежде всего, содержанием. Содержание физических упражнений - это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).
Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность. Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.
Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно - сосудистых заболеваниях.
Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.
С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья [11]. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно - сосудистая и дыхательная система.
Техника физических упражнений. Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.
В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).
Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).
Информация о работе Формы физического воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста