Формы физического воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2015 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель и гипотеза исследования определили постановку задач курсовой работы:
Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
Определить задачи и средства физического воспитания и развития;
Провести практическое исследование по физическому воспитанию и развитию детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты физического воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста………………………………………………..5
1.1. Задачи и средства физического воспитания и развития среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..5
1.2. Формы физическо – оздоровительной работы по физическому воспитанию и развитию детей среднего дошкольного возраста……………………………………….….……………………………..14
Глава 2. Исследование уровней физического развития у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………….…21
2.1. Характеристика выборки и описание исследования…………….…….…21
2.2. Создание системы работы по физическому воспитанию…………...……25
2.3. Анализ результатов…………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………….…………28
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.docx

— 95.13 Кб (Скачать файл)

  Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-

педагогических технологий и ресурсов»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии им. З.Т.Шарафутдинова

 

 

 

Курсовая работа

 

 

Формы физического воспитания и

развития детей среднего дошкольного возраста

 

 

Педагогическое образование

Профиль: Дошкольное образование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набережные Челны, 2014

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты физического воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста………………………………………………..5

1.1. Задачи и средства физического  воспитания и развития среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..5

1.2. Формы физическо – оздоровительной работы по физическому воспитанию и развитию детей среднего дошкольного возраста……………………………………….….……………………………..14

Глава 2. Исследование уровней физического развития у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………….…21

2.1. Характеристика выборки и описание исследования…………….…….…21

2.2. Создание системы работы по  физическому воспитанию…………...……25

2.3. Анализ результатов…………………………………………………………28

Заключение…………………………………………………………….…………28

Список литературы………………………………………………………………30

Приложения…………………………………………………………………...…32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

К вопросам о физическом развитии и воспитании детей дошкольного возраста стоит подходить со всей серьезностью: ни для кого не секрет, что здоровье детей из-за больших нагрузок и малоподвижного образа жизни, ухудшается с каждым годом и нет, никаких тенденций, что условия жизни, малышей будут меняться к лучшему в ближайшее время. Поэтому любой педагог - дошкольного образования должен закладывать азы физической подготовки и формировать у детей стимул к занятиям физкультурой и спортом, да и просто к активному образу жизни.

В последние годы появилось большое количество научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию дошкольного физического развития [1,4,10]. В методической литературе по дошкольному образованию имеются рекомендации о последовательности прохождения программного материала при обучении основным движениям [21].

Научные исследования, практика физического развития и детского спорта [13] предлагают концентрированное прохождение программного учебного материала, которое позволяет занимающимся за определенный период прочно его усваивать.

Распространенная в системе физического развития Дошкольных Образовательных Учреждений определенная последовательность прохождения учебного материала позволяет выдвинуть предположение о результативности более широкого применения разнообразных форм физического воспитания у детей среднего возраста.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние форм физического воспитания на физическое развитие детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс физического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования – формы физического воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Физическое развитие детей среднего дошкольного возраста будет успешно при условии использовании разнообразных форм по физическому воспитанию.

Цель и гипотеза исследования определили постановку задач курсовой работы:

  1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
  2. Определить задачи и средства физического воспитания и развития;
  3. Провести практическое исследование по физическому воспитанию и развитию детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.

Физическое развитие детей среднего дошкольного возраста можно наблюдать:

  • на занятиях физической культуры на улице и в спортивном зале;
  • на развлечениях (спортивные праздники)
  • в санаториях
  • НОД и режимные моменты.

В связи с поставленными задачами нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы и обобщение научных исследований, наблюдение, изучение документации, обследование двигательной подготовленности, эксперимент, математическая обработка данных.

Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, заключение, приложение.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты ФИЗИЧЕСКОго ВОСПИТАНИя ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Задачи и средства по физическому воспитанию среднего дошкольного возраста

Основной задачей физического развития, как и воспитания в целом в ДОУ, является формирование здорового, всесторонне развитого ребенка.

Понятие физическое развитие – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств организма, проходящий по закономерностям возрастного развития, взаимодействия генетических факторов и факторов внешней среды.

Возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития, оптимизировать его, направив по пути физического совершенствования индивида и реализуется в физическом воспитании.

Физическое воспитание – это часть общего воспитания, направленная на освоение ценностей физической культуры. Основная задача физического воспитания – сформировать физическую культуру личности или общую культуру человека, что позволит ему самореализоваться и духовно и физически. Физическое воспитание человека (ребенка) идет уже с рождения.

Для этих целей создаются определенные методики воспитания, в том числе физического.

Понятие методики в педагогической теории и практике охватывает совокупность средств, методов и методических приемов, характеризующих в целом путь реализации образовательных или воспитательных задач. Методика базируется на некоторых общих принципах и в то же время имеет особенности в каждом конкретном разделе обучения или воспитания.

Действенность любого педагогического средства зависит во многом от метода его применения. Специфические методы физического развития неотделимы от физических упражнений. Но никакое обучение и воспитание не мыслится без методов, связанных с применением всеобщих педагогических средств, причем в процессе физического воспитания эти методы приобретают свои особенности [15].

Обучая в процессе физического развития, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.

Для достижения цели физического развития применяются следующие группы средств[13]:

1) физические упражнения;

2) оздоровительные силы природы;

3) гигиенические факторы. Основным  специфическим средством физического развития являются физические упражнения, вспомогательными средствами - оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического развития можно отобразить в виде схемы:

Гигиенические факторы.

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.

Цель гигиены физического развития и спорта состоит в профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом.

Предметом гигиены физического развития и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта.

Основная задача гигиены физического развития и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:

- оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;

- рациональное питание;

- оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;

- закаливание.

Физические упражнения.

Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его законам.

Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной); внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово «упражнение» обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой - как процесс многократного повторения [4].

Эффект физических упражнений определяется, прежде всего, содержанием. Содержание физических упражнений - это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность. Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно - сосудистых заболеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья [11]. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно - сосудистая и дыхательная система.

Техника физических упражнений. Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

Информация о работе Формы физического воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста