Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2015 в 08:37, курсовая работа
Цель и гипотеза исследования определили постановку задач курсовой работы:
Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
Определить задачи и средства физического воспитания и развития;
Провести практическое исследование по физическому воспитанию и развитию детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты физического воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста………………………………………………..5
1.1. Задачи и средства физического воспитания и развития среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..5
1.2. Формы физическо – оздоровительной работы по физическому воспитанию и развитию детей среднего дошкольного возраста……………………………………….….……………………………..14
Глава 2. Исследование уровней физического развития у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………….…21
2.1. Характеристика выборки и описание исследования…………….…….…21
2.2. Создание системы работы по физическому воспитанию…………...……25
2.3. Анализ результатов…………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………….…………28
Список литературы……………………………………
Физкультурно-оздоровительные мероприятия
К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся: утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями.
Утренняя гимнастика является обязательной частью ежедневного режима ребёнка в семье, яслях, детском саду. Она предполагает совокупность специально подобранных упражнений, оказывающих разностороннее воздействие на организм занимающихся в целях укрепления здоровья, развитие двигательных умений и качеств, совершенствование двигательных способностей с учётом физической нагрузки на организм, также она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию.
Утренняя гимнастика, влияя на формирование правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращения, содействует обмену веществ.
Зарядка, как ещё утреннюю гимнастику называют в практике, воспитывает у детей внимание, целеустремлённость, способствует повышению умственной деятельностью, вызывает эмоции и радостные ощущения. Таким образом, утренняя гимнастика во взаимосвязи с закаливающими процедурами является важным, многостороннем физкультурно - оздоровительным процессом, повышающим и сохраняющим в течение дня жизнерадостное состояние ребёнка [23].
Значение физкультминутки (кратковременные физические упражнения) заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомления, восстанавливающей эмоционально — положительные состояния психики.
Если в процессе занятия ребёнок долго сидит, то вследствие статического состояния мышц возникают застойные явления, влияющие на нервную систему и вызывающие чувства усталости. Ребёнок начинает проявлять «двигательное беспокойство», старается изменить позу, подчас невыгодную для формирующееся осанки.
Физкультминутка направлена на внимания, деятельного состояния всего организма. Выполнения физических упражнений или подвижная игра вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращения и тем самым повышает интенсивность работы сердца, дыхания. Всё вместе влияет на восстановление эмоционально - положительного состояния психики ребёнка, повышение умственной деятельности и общего физического состояния. Усталость исчезает, ребёнок отдохнул и снова охотно занимается.
Закаливающие процедуры в сочетание с физическими упражнениями также играют немалую роль в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. В дошкольных учреждений в целях закаливания детей используется воздушные ванны, водные процедуры и солнечные ванны.
Закаливающие процедуры наиболее эффективны в сочетание с физическими упражнениями. Активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, а если ребёнок активен, она осуществляется естественно и просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребёнка физическими упражнениями вызывает эмоциональный подъём, повышают функции нервных центров, благотворно воздействует на вегетативную нервную систему.
«Программа воспитания в детском саду» предусматривает применение закаливающих процедур во всех возрастных группах, начиная с первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, продолжительность, указана время их проведения, обязательность индивидуального подхода в соответствии с рекомендациями врача.
Организации работы по физическому воспитанию в повседневной жизни
Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнения двигательного режима, необходимого для здорового физического воспитания ребёнка и его психики в течение дня.
Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляется в различных формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствие с режимом каждой возрастной группы.
Чтобы использовать все возможности для игровой деятельности детей в течение дня, необходимо строго придерживается установленного режима, основу которого составляет врачебно — гигиенические требования и учёт возрастных особенностей детей каждой группы.
Подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровления организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведения, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.
Прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Это интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определённой целью. Они содействуют укрепления здоровья, физическому развитию детей воспитания этических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств.
Опыт детских садов показал, что систематическое закаливания и проведение регулярных прогулок с использованием лыж и коньков, значительно снижает количество инфекционных и простудных заболеваний.
Не менее важное значение имеет самостоятельная деятельность детей в течение дня.
У ребёнка сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя. Нужно своевременно предлагать интересную для ребёнка деятельность, периодически корректировать её, дозировать время.
Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного её осуществления, он изменяет способы действия, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные.
Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнения правил, сближают детей.
Физкультурные праздники в детском саду представляют собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков.
Основу программы физкультурного праздника должны составлять весёлые подвижные игры и разнообразные физические упражнения, усвоенные на регулярных физкультурных занятия, они не требуют специальной подготовки и естественно вливаются в праздничную программу, доставляя детям большое удовольствие. Вся многообразная двигательная деятельность детей проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходимая смена деятельности, дозировка её, соблюдения всего двигательного режима [23].
Глава 2. исследование уровней физического развития у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Характеристика выборки и описание исследования
Исследование проходило в МБДОУ № 63 «Жемчужинка» в г. Набережные Челны с ноября 2012г. по январь 2013г.
Исследование проходило в 3 этапа.
Констатирующий эксперимент.
Цель: выявить уровень физического развития средней группы.
Для этого мы обследовали физическое качество детей средней (24 человек) группы.
Сначала мы обратились к МКР диагностики (таблица 1). И выявили насколько дети могут быстро бегать, далеко прыгать и т.д. Затем проанализировали динамику заболевания(таблица 2). Взяв у старшей медсестры амбулаторные карточки, и узнали, что среди детей посещающих детский сад в ноябре месяце заболеваемость в средней группе составила 53%. Безусловно, это высокие показатели и свидетельствует о недостаточно проводимой физкультурно-оздоровительной работе с детьми. В связи с этим встала проблема активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми средней группы.
Провели родительское собрание и пришли к выводу, что нужно такую систему внедрять. Родители обещали оказать содействие при условии, что такой эксперимент будет проводиться под постоянным наблюдением штатного медицинского работника детского сада. Главным условием эксперимента было - стабильная посещаемость детьми детского учреждения в целях адаптации к физкультурно-оздоровительной работе.
Таблица 1
МКР диагностика физического развития по средней группе.
Ноябрь2012-Январь 2013.
№ п/п |
Ф.И.О. |
Бег |
Ловкость |
Ровность |
Гибкость |
Прыжок |
Итог |
1. |
Ахметзянов Ислам |
3,5 |
6,5 |
15 |
10 |
50 |
УГ |
2. |
Булатов Мансур |
3,0 |
5,5 |
15 |
7 |
85 |
Г |
3. |
Вафина Ралина |
3,0 |
7,8 |
10 |
4 |
101 |
Г |
4. |
Гильманов Тимур |
3,6 |
8,0 |
10 |
0 |
50 |
УГ |
5. |
Давлетшин Радель |
3,8 |
7,5 |
15 |
6 |
42 |
УГ |
6. |
Егоров Дима |
4,2 |
7,0 |
10 |
10 |
62 |
УГ |
7. |
Ермилова Дарья |
4,3 |
8,0 |
8 |
4 |
75 |
Г |
8. |
Жандарова Ева |
3,0 |
6,5 |
15 |
5 |
83 |
Г |
9. |
Залепкин Иван |
3,0 |
6,0 |
15 |
5 |
82 |
Г |
10. |
Калимулин Тимур |
3,7 |
7,7 |
15 |
3 |
76 |
УГ |
11. |
Ключникова Мария |
3,7 |
7,0 |
10 |
4 |
70 |
УГ |
12. |
Кожеватова Вероника |
3,3 |
7,3 |
10 |
10 |
62 |
Г |
13. |
Кучина Злата |
3,9 |
8,3 |
7 |
4 |
48 |
УГ |
14. |
Минаев Эмир |
3,3 |
7,0 |
11 |
3 |
57 |
Г |
15. |
Музафаров Арслан |
3,2 |
7,8 |
13 |
5 |
78 |
Г |
16. |
Наумов Данил |
3,3 |
7,2 |
8 |
2 |
79 |
УГ |
17. |
Насибуллин Рамазан |
3,6 |
7,5 |
15 |
3 |
84 |
УГ |
18. |
Нужина Женя |
2,5 |
7,3 |
7 |
7 |
92 |
Г |
19. |
Порунова Ильзара |
4,3 |
8,8 |
15 |
1 |
52 |
УГ |
20. |
Сахарова Лиза |
3,0 |
6,3 |
15 |
2 |
80 |
УГ |
21. |
Соловьев Даниил |
4,3 |
7,7 |
15 |
6 |
68 |
УГ |
22. |
Сягаева Софья |
3,1 |
6,5 |
7 |
5 |
88 |
Г |
23. |
Чернова Настя |
3,0 |
6,3 |
12 |
0 |
78 |
Г |
24. |
Файзуллин Тимур |
3,3 |
7,5 |
15 |
4 |
50 |
УГ |
10 |
-- |
-- |
8 |
11 |
Условное обозначение: Г – готов; УГ – условно готов; НГ – не готов
Всего 24 ребенка, из них
Г = 11 детей 46 %
УГ = 13 детей 54 %
НГ = 0
Таблица 2
Динамика заболеваемости дошкольников за три месяца
№ п\п |
Ф.И.О. |
Средняя группа | ||
ноябрь |
декабрь |
январь | ||
1 |
Ахметзянов Ислам |
ОРЗ |
ОРЗ |
|
2 |
Булатов Мансур |
ОРЗ | ||
3 |
Вафина Ралина |
ОРЗ |
||
4 |
Гильманов Тимур |
ОРЗ |
ОРЗ | |
5 |
Давлетшин Радель |
ОРЗ |
||
6 |
Егоров Дима |
ОРЗ |
||
7 |
Ермилова Дарья |
ОРЗ |
ОРЗ |
|
8 |
Жандарова Ева |
ОРЗ |
ОРЗ |
|
9 |
Залепкин Иван |
ОРЗ |
ОРЗ |
|
10 |
Калимулин Тимур |
ОРЗ | ||
11 |
Ключникова Мария |
ОРЗ |
||
12 |
Кожеватова Вероника |
ОРЗ |
||
13 |
Кучина Злата |
ОРЗ |
||
14 |
Минаев Эмир |
ОРЗ |
ОРЗ |
|
15 |
Музафаров Арслан |
ОРЗ |
ОРЗ |
ОРЗ |
16 |
Наумов Данил |
ОРЗ |
||
17 |
Насибуллин Рамазан |
ОРЗ |
ОРЗ |
ОРЗ |
18 |
Нужина Женя |
ОРЗ |
Ангина |
|
19 |
Порунова Ильзара |
|||
20 |
Сахарова Лиза |
|||
21 |
Соловьев Даниил |
ОРЗ |
||
22 |
Сягаева Софья |
ОРЗ |
ОРЗ | |
23 |
Чернова Настя |
ОРЗ |
||
24 |
Файзуллин Тимур |
ОРЗ |
ОРЗ | |
Всего |
16 |
12 |
7 |
Информация о работе Формы физического воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста