Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ художественно - эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
Объектом исследования является процесс художественно - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Состояние проблемы художественно - эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании 6
1.2 Произведения живописи как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников 9
1.3 Современный опыт ДОУ по формированию художественно- эстетического вкуса дошкольников 17
1.4 Глоссарий рассматриваемого опыта 23
Выводы по I главе 24
Глава 2 Экспериментальное исследование возможности формирования основ художественно-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи 26
2.1 Содержание практического опыта 26
2.2. Методика формирующего эксперимента 36
2.3 Результаты экспериментальной работы 43
2.4. Интернет-поддержка 48
Выводы по II главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 138.21 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка дошкольного возраста.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

       Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ художественно - эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.

      Объектом исследования является процесс художественно - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

      Предметом   реализация процесса художественно – эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из  цели курсовой работы,  определяем  следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам художественно - эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

 

  1. Обосновать значение живописных произведений в качестве средства художественно – эстетического воспитания.

3.  Экспериментально проверить серию занятий и дидактических игр по

формированию основ художественно - эстетического вкуса у детей старшего

дошкольного возраста посредством живописи.  

В ходе работы применялись следующие методы:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической  литературы.

2. Наблюдение.

3. Беседа.

4. Диагностические задания.

5. Количественный и качественный  анализ полученных результатов.

 

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что формирование основ художественно - эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи, будет эффективным если проводятся занятия, дидактические игры, предусматривающие формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.

Методологическую основу исследования составили:

- концептуальные идеи, содержащиеся  в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и психологов о характере и специфических особенностях детского художественного творчества как эстетического явления (Д.В. Бакушинский, Е.И. Флерина, Н.П. Сакулина);

- положения педагогики  и психологии о значении, взаимосвязи  и взаимозависимости восприятия  и творчества в детской изобразительной  деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов и др.);

- концепция понимания  детского искусства как части  мировой художественной культуры (Б.П. Юсов, Н.Н. Фомина).

В исследованиях Б.М. Неменского, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Р.М.Чумичевой, Т.Н. Дороновой, Е.А. Флериной и др. доказано, что общение с произведениями искусства имеет познавательное значение, помогает развитию и совершенствованию чувств, активно способствует росту эстетического сознания личности.

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБУ лицея № 67 с/п детский сад № 172 « Русалочка», в нем принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.     

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

 

    1. Состояние проблемы художественно - эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей. Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений). Ребенок радостно реагирует еще только на отдельные наиболее яркие качества: на ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, на лицо матери, ее улыбку, ласковую речь. Эмоциональная отзывчивость на приятные для него фрагменты отдельных явлений проявляется у младенца либо в успокоении после плача, либо в бурном двигательном возбуждении, в ответной улыбке, в радостном смехе. Весь первый год жизни активно совершенствуются сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей. Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т.д. Развивается подражание в различных видах простейшей художественной и игровой деятельности, появляется чувство удовлетворения не только от процесса деятельности, но и от достижения определенного результата. Развитие речи приводит к усвоению названий все большего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе их сопоставления: красивый – некрасивый, чистый – грязный, большой – маленький, веселый – грустный, красный – зеленый и т.д. дети приобщаются к некоторым видам художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, выразительному слову)[11, c.45]. К концу старшего дошкольного возраста может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликации, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и со своим собственным. Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных различных произведений и используют их в своей речи. У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью [3, с.29]. Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом – и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ребенку совершенно чужда черта, столь часто встречающиеся у взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения на одном - двух видах искусства – оно любит все виды искусства. Среди взрослых не мало людей, которые поклоняются прекрасному, когда оно предстает лишь в определенной форме – одни любят поэзию и равнодушны к музыке, к живописи, другие любят живопись, скульптуру, но не любят поэзии и т.д. Дети же любят все прекрасное – и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами. Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла [15, с.18]. Принцип всестороннего и гармонического развития личности, который наряду с другими качествами подразумевает воспитание трудолюбия, культуры, развитие чувства красоты. Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное содержание которой во многом зависит от эстетического воспитания. Деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.

    1. Произведения живописи как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников

Изобразительное искусство – это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике. К ним относятся живопись, скульптура, графика.

Изобразительное искусство носит ярко выраженный творческий характер. Оно основано на творческой деятельности, в процессе которой создаются конкретно-чувственные художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетические отношение к ней человека[21,с.32].

Рассмотрим подробнее живопись.

Живопись как вид изобразительного искусства отражает предметы и явления реальной жизни посредством наложения красок на поверхность холста.

Своеобразием живописи является двухмерное изображение реального мира на плоскости.

Ощущение пространства, объема достигается посредством цвета и светотени.

Выделяется монументально-декоративная живопись (которая становится украшением архитектурных сооружений), декоративно-театральная  (встречающаяся в театре), миниатюрная (радующая наш глаз на шкатулках и украшениях) и станковая, о которой и пойдет речь в дальнейшем.

Название «станковая живопись» пошло от места, на котором художник устанавливает загрунтованный и натянутый на подрамник холст (станок, мольберт). Станковая живопись создается в мастерской художника.

Живопись как вид изобразительного искусства характеризуется разными жанрами:

  • пейзаж,
  • натюрморт,
  • портрет,
  • сюжетно-тематические картины.

Отличительным признаком этих жанров является объект изображения (что изобразил художник), а общим – выразительные средства (как изобразил).

Пейзаж -  жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый, индустриальный, морской и др. В работе с детьми чаще используется природный пейзаж.

Пейзаж – это не случайно выбранный художником уголок природы или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, освещенностью, временем суток, настроением художника. Художник не фотографирует, а обобщает и творит образы природы. Пейзаж не только выражает настроение, но и несет в себе определенную идею.

Пейзажная живопись – это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Полагаем, что знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, будет пробуждать искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж поможет развить эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание .

Портрет  – изображение  какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

Своеобразные отличительные особенности портретов заключаются в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты его характера и его душевное состояние, определяемое замыслом художника. В портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.

Этот жанр самый сложный в изобразительном искусстве. Сложность заключается в самой сути этого произведения искусства. С одной стороны художник, раскрывая перед зрителем образ человека, выражая его внутренний мир, высказывает о нем свое мнение. Зритель же самостоятельно пытается понять внутренний мир, мысли и чувства человека, изображенного на портрете, он может согласиться или не согласиться с художником, составить свое мнение об образе.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудия труда, книги, посуду, снедь, т.е. все, что создано человеком и природой. Художник выделяет из окружающего мира предмет или группу предметов и раскрывает перед зрителем красоту привычных предметов, вещей, обращает внимание на объем, фактуру, поверхность, пластику, пространственное расположение, форму и цветовое сочетание одних предметов с другими, выражая свое отношение к ним[4,с.2].

Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает эмоциональный отклик у детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, он и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.

Внимание всегда привлекает цветовая тональность – теплая, холодная, или контрастная гамма красок. Например: «Хризантемы» (И. Грабарь), «Цикламены» (В.Конашевич) написаны в прозрачной холодной гамме; «Подсолнухи» (В. Ван Гог), «Натюрморт» (О. Богаевская) – в теплой гамме; «Груши на зеленой драпировке» (И.Грабарь), - в контрастной гамме.

Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника – и донести это до детей в доступной форме.

Детям старшей группы дают для рассматривания разнообразие натюрмортов; особенности средств выразительности, индивидуальность творческой деятельности художников.

При восприятии произведений живописи среди многообразия изображенных форм воспринимается прежде та, что находится в центре, в этом проявляется особенность нашего зрения. В каждой картине такой центр называется композиционным центром, с помощью которого выделяется главное в произведении. Композиционный центр в живописном произведении выделяется художником по-разному: величиной фигуры, цветовым сопоставлением, светотенью, расстоянием между фигурами.

Композиционному центру подчинены все остальные детали картины. Логическое «прочтение» содержания всего произведения начинается с восприятия композиционного центра, благодаря этому устанавливается связь элементов картины, чем и достигается целостность восприятия произведения.

Создавая художественное полотно, художник добивается равновесия в картине. В живописи равновесие достигается не равным количеством размещенных объектов, а некоторыми элементами художественной выразительности. Такими элементами являются масса предметов, расположенных на полотне слева и справа, тон и цвет изображенных объектов.

В процессе  ознакомления детей с живописью  выделяют три этапа.

По мнению Р.М. Чумичевой, на первом этапе ознакомления с живописью используют искусствоведческий рассказ.

Структура рассказа:

Сообщение названия картины, фамилии художника.

  • О чем написана картина?
  • Что самое главное в картине? (композиционный центр), как оно изображено (цвет, построение, расположение).
  • Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, устанавливается связь между содержанием и средствами его выражения).
  • Что красивого показал своим произведением художник?
  • О чем думается, что вспоминается, когда смотришь эту картину?

Искусствоведческим рассказом создается интерес к данной картине, формируется умение внимательно ее рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание.

Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста