Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ художественно - эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
Объектом исследования является процесс художественно - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Состояние проблемы художественно - эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании 6
1.2 Произведения живописи как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников 9
1.3 Современный опыт ДОУ по формированию художественно- эстетического вкуса дошкольников 17
1.4 Глоссарий рассматриваемого опыта 23
Выводы по I главе 24
Глава 2 Экспериментальное исследование возможности формирования основ художественно-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи 26
2.1 Содержание практического опыта 26
2.2. Методика формирующего эксперимента 36
2.3 Результаты экспериментальной работы 43
2.4. Интернет-поддержка 48
Выводы по II главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 53
Приложение
Конспекты занятий по изобразительной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Беседа: « О чем и как говорит живопись». Старшая группа.
Программное содержание: закрепить у детей представление о том, что
такое живопись, об особенностях ее жанров и средств выразительности, вызывать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен, сопереживание ему, желание высказаться по поводу увиденного и переживаемого.
Материалы: репродукции натюрмортов, пейзажей, портретов.
Ход занятия.
-Дети, сегодня мы с вами поговорим о живописи. А как вы думаете, почему она так называется.
Да картины написаны так, словно перед нами живой мир. Под кистью художника оживают деревья, цветы, люди. В этих картинах художник остановил время, в них запечатлена его память о том, что он видел. Но краски в руках художника могут рассказать не только о том, что он видел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость, печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Работая над картиной, художник оставляет в ней частичку своей души, своего сердца. Но картины открывают свои тайны не всем, а только тем, кто внимательно смотрит
( перед детьми вывешиваются репродукции пейзажей)
Про что художники рассказали нам в этих картинах?
Да, про красоту нашей родной земли, природу. Картины, где изображена природа- называются ПЕЙЗАЖ. Если видишь: на картине Нарисована река,
Или ель и белый иней, Или сад и облака,
Или снежная равнина, Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется «ПЕЙЗАЖ».
-Свое настроение художник передает с помощью красок, а мы смотрим на эти картины и стараемся понять, какое настроение было у художника, когда он писал эту картину.
Сейчас мы рассмотрим другую группу картин.(перед детьми вывешиваются репродукции натюрмортов)
О чем эти картины?
Да, здесь нарисованы разные овощи, фрукты, цветы, книги и т.д. Мы уже знаем как называются эти картины. Это НАТЮРМОРТЫ.
Если видишь на картине Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу,
или торт,
Или все предметы сразу-
Знай, что это НАТЮРМОРТ.
-Давайте найдем натюрморты веселые и праздничные?
-А теперь грустные и спокойные?
А что хотели рассказать нам художники этими натюрмортами?
-Да, они рассказали нам красками, как прекрасен наш мир, о людях, которые вырастили эти фрукты, создали эти предметы.
(перед детьми вывешиваются репродукции портретов)
Что вы видите на этих картинах?
-На этих картинах изображены люди: это человек один или группа людей, это и взрослые и дети; иногда мы даже можем увидеть, кто они по профессии: врачи, музыканты, художники- и это называется ПОРТРЕТ.
И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду, но и их настроение: грустное или радостное, доброе или сердитое. Посмотрите на портреты. Какое настроение у этих людей?
-Какие портреты вам больше всего понравились, почему? Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька- твой сосед, Обязательно картина
Называется «ПОРТРЕТ».
-Пейзаж, натюрморт, портрет- это жанры в живописи.
Дидактическая игра «Разложи картины по группам»
-Я сейчас все картины, которые мы смотрели соберу вместе, а вы должны их разложить на три группы: отдельно положить пейзажи, отдельно- натюрморты, отдельно- портреты.
Рассматривание репродукции Большая вода»
картины И.И. Левитана «Весна
Программное содержание учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел, показать детям пробуждение природы весной, своеобразную ее красоту выраженную в живописи, развивать речь детей при описании природы, формировать эстетический вкус.
Материалы: репродукция
ход занятий.
– Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною ...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди.
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди.
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
«Весна»! читаем в каждом взоре;
И тот как празднику ей рад,
Чья жизнь лишь тяжкий труд и горе
Но резвых деток звонкий смех.
И беззащитных птичек пенье.
Мне говорят, кто больше всех.
Природы любит обновление.
– О каком времени года это стихотворение? Устав от тяжкой зимней одежды, от хмурого низкого зимнего неба и длинных ночей, мы с нетерпением ждем весны .Ее первые шаги робки, капель сменяет морозец, ясное небо затягивают серые дождевые облака. Но пройдет совсем немного времени, и земля сбросит белое покрывало, потекут веселые ручейки, яркое солнце обласкает природу, оживут после долгого сна животные и растения.
– А какие вы знаете пословицы и поговорки о весне?
(Зима весну пугает да все равно тает. Апрельские ручьи землю будят. Увидал скворца знать весна у крыльца. Апрель красен почками, а май листочками. Грач на горе, весна на дворе).
А сейчас мы посмотрим как художник И.И. Левитан в своем произведении рассказал о весне. Картину он назвал «Весна. Большая вода». По каким признакам вы видите что это весна? Что в картине самое яркое и сразу бросается в глаза?
Кто знает, как называется явление природы, которое изобразил художник?
Это явление называется половодье, разлив.
Полая вода – это значит большая вода, когда реки освобождаются ото льда и выходят из своих берегов.
А кто скажет, почему вода, кажется голубого цвета?
Да в ней отражается небо. А вы заметили, что деревья отражаются в воде, она гладкая прозрачная.
Глядя на это произведение можем ли мы сказать, в какой день художник рисовал картину: в солнечный или ненастный А как вы узнали что день ясный?
Какие цвета использовал художник?
Посмотрите еще раз внимательно на картину и скажите какими красками, пользовался художник. рисуя эту картину? Да, акварель это прозрачная краска.
Какое настроение передано в картине?
К какому виду живописи Вы ее отнесете?
Да, это пейзаж. В картине показана ранняя весна, разлив талой воды: оживает природа и художник запечатлел этот миг. Кажется все застыло, замерло . Это последняя картина художника. Он написал ее когда был тяжело болен, и радости в душе уже не было.
Как бы Вы назвали эту картину?
«Краски вечерних пейзажей».
Рассматривание картины И.И.Левитана «Летний вечер», С.Ю Жуковского «Пейзаж.Лес».
Программное содержание: предоставить детям возможность удивиться и порадоваться необыкновенному звучанию вечерних пейзажей, вызвать эмоциональное сопереживание настроению картины. Развивать у детей цветовое видение, способность чувствовать и соотносить цвет с настроением. Обогащать речь детей эстетическими терминами.
Материалы: репродукции картин
ход занятия.
( Открывается картина
И.И.Левитана «Летний вечер. Околица.»,
дается время для
-Скажите, какое время
суток изображено на этой
художника Исаака Ильича Левитана восхитил ясный летний вечер, на окраине русской деревушки. На картине изображена деревенская околица- окраина деревни. За забором – неширокое поле, вдоль которого тянется лиственный лес. Он золотится в лучах восходящего солнца. В центре картины- дорога. Широкая на переднем плане, она, убегая в сторону леса, становится все уже. Весь передний план картины уходит в густую вечернюю тень, которая приглушила яркие краски, превратив их в тончайшие переходы серовато-серебристых, зеленовато-блеклых, зеленовато-молочных тонов.
От этого еще ярче, еще звонче сияют краски леса, преображенного золотом заката.
А дальше таинственный лес с яркими красноватыми отблесками и глубокими темно-зелеными тенями. Лучи заката особенно пронзительно сверкают, вспыхивая на деревянных столбах и воротах изгороди. Покой и тишина разлиты в мирно засыпающей природе. Мы словно слышим хрустальную музыку упоительно тихого летнего вечера. Люблю я этот час,
Когда со всех сторон
Ко мне идут густые тени,
И веет свежестью, и воздух напоен Дыханьем дремлющих растений.
И.Никитин
Засверкал огонь зарницы, На гнезде умолкли птицы, Тишина леса объемлет,
Не качаясь поле дремлет.
А.Фет
-А вот еще одна картина о летнем вечере. Ее написал художник Станислав Юлианович Жуковский. Называется она «Пейзаж. Лес».
(открывается картина)
-Как вы думаете, какой закат наблюдал художник и где? Догорает день, зарею Ярко пышут небеса,
А вдали туманной мглою Одеваются леса.
С.Дрожжин
-Бесконечная стеная леса,
и, повторяя ее изгибы, уходит
вдаль насыпь с колеей и
железной дорогой. Последние лучи
солнца окрасили все в
-Посмотрите еще раз на эти картины и скажите, цвета природы зависят от того какое время суток?
-Да, вечерний свет, вечерняя
заря все окрашивает в
Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста