Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ художественно - эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
Объектом исследования является процесс художественно - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Состояние проблемы художественно - эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании 6
1.2 Произведения живописи как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников 9
1.3 Современный опыт ДОУ по формированию художественно- эстетического вкуса дошкольников 17
1.4 Глоссарий рассматриваемого опыта 23
Выводы по I главе 24
Глава 2 Экспериментальное исследование возможности формирования основ художественно-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи 26
2.1 Содержание практического опыта 26
2.2. Методика формирующего эксперимента 36
2.3 Результаты экспериментальной работы 43
2.4. Интернет-поддержка 48
Выводы по II главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 53
Результат контрольного эксперимента обозначен в таблице 2.4
Таблица 2.4
Сравнительный результат констатирующего и контрольного
этапов эксперимента
Высокий |
Средний |
Низкий | |||
констатир. |
контрольн. |
констатир. |
контрольн. |
констатир. |
контрольн. |
25% |
65% |
25% |
30% |
50% |
5% |
Сравнить результаты, полученные на констатирующем и итоговом этапах эксперимента можно путем наложения диаграмм (рисунок 2.9)
Рисунок 2.9 Динамика музыкально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
Наложение диаграмм показывает положительную динамику в музыкально-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень увеличился на 25% и составил 70%, доля среднего уровня уменьшилась на 15% и составила 20%, а количество детей, показавших низкий уровень, уменьшилось на 10% и составило 10% от общего количества детей, участвующих в эксперименте.
Таким образом, анализ описательных и статистических результатов позволил подвести итог эксперимента: в условиях единой музыкально - эстетической среды были достигнуты качественно новые, более высокие образовательные и социальные результаты совместной деятельности педагогического и детского коллектива дошкольного образовательного учреждения, улучшены показатели по всем параметрам диагностики.
1.http://nsportal.ru/shkola/
В основе разработки - материал сотрудничества базового и дополнительного образования. Программа интегрированного курса предназначена для углубленного изучения различных видов искусств (литература, изо, музыка) в дошкольных учреждениях.
2 http://www.twirpx.com/file/
Дошкольникам о живописи. (Книга для воспитателя дет. сада).
Книга посвящена эстетическому воспитанию старших дошкольников, формированию у них умения понимать, чувствовать и эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства. Автор предлагает оригинальную систему методов и приемов ознакомления детей с жанровой живописью.
В приложении даны справочные материалы искусствоведческого характера, а также примерные конспекты занятий и бесед с детьми.
3 http://www.detsadik26.ru/page-
Художественно-эстетическое развитие
Выбор программ и технологий по художественно-эстетическому развитию в МБДОУ Детский сад №26 «Ивушка»
Цель: воспитывать эстетическую культуру, развивать детское художественное творчество, любовь к народному и изобразительному искусству.
Выбор программ и технологий отражает требования к расширению задач и углублению содержания воспитательно-образовательной работы с детьми по художественно-эстетическому развитию.
Педагогическая деятельность МБДОУ осуществляется на основе комплексной программы «От рождения до школы»» под ред.Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.
«Синтез искусств в эстетическом воспитании детей» Куревина О.А., М.: 2003г.
«Изобразительная деятельность в детском саду» Сакулина Н.С., Комарова Т.С., М.: 1982г.
«Развивайте у дошкольников творчество» Казакова Т.Г., М.:1985г.
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О.Л., М.: 1997г.
«Методика и организация теарализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Чурилова Э.Г., М.:2001г.
«Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников» Зацепина М.Б. ,М.: 2004г.
4 http://sport.niv.ru/shop/book/
Художественно-эстетическое воспитание
Категория: Ozon. Книги - Учебная литература - Педагогам - Воспитателям - Дошкольное воспитание
5http://proflibrary.ru/themes/
Интеграция искусств как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения природы
Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры дошкольной педагогики ИПП РГПУ(2005г), ПИ ЮФУ (2007г.), на научно-практической конференции, секция «Методология и практика обеспечения качества художественного образования дошкольников»(2006г), на методическом объединении старших воспитателей ДОУ Октябрьского района г.Ростова-на-Дону (2005, 2006гг.); на педагогическом совете «Искусство как культурная ценность в художественном образовании детей» (2004г.), «Обновленное содержание художественно-эстетического воспитания» (2005г.), «Воспитательные возможности искусства»(2006г.) МДОУ №3 г. Ростова-на-Дону. Использовались в процессе проведения консультаций, теоретических семинаров и семинаров-практикумов для воспитателей ДОУ №3, 142, 66 г.Ростова-на-Дону, отражены в публикациях автора.
6 http://festival.1september.ru/
Доклад из опыта работы по теме "Воспитание эстетических чувств у дошкольников через пейзажную живопись".
На первом, констатирующем,
этапе экспериментальной
Таким
образом, мы можем сделать вывод,
что работа, проведенная нами
по формированию основ
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту в разработке проблемы. Углубление изучения проблемы может быть связано с дальнейшей разработкой содержания формирования эстетического вкуса старших дошкольников не только на основе ознакомления с пейзажной живописью и сюжетной картиной, но и посредством использования других жанров живописи.
Формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников – это важное направление методики воспитания детей дошкольного возраста. Одним из средств, используемых в этом процессе, являются произведения живописи.
Современными исследователями Т.С. Комаровой, Б.М. Неменским, Н.П.Сакулиной, Е.А. Флериной, Р.М. Чумичевой и др. доказана возможность использования различных методов и форм работы по формированию эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное
исследование показало, что эффективность
работы по формированию
Теоретическое
изучение проблемы
Исследование
доказало возможность
На основе
выявленных знаний с учетом
индивидуальных и возрастных
особенностей детей были
Вкус как важнейший компонент эстетического сознания формируется, прежде всего, в процессе восприятия подлинных произведений искусства. Умение видеть прекрасное, понимать его суть помогает противостоять
1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2002. - №3.
2. Аюева И. Воспитывай личность //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 2.
3. Бочарова Н.Е. Как приобщить детей к искусству //Дошкольное образование. - 2002. - № 11.
4.Волошкина, М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений [Текст] / М.И. Волошкина, Начальная школа. – 2009, 240с.
5.Ветлугина, Н.Е Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н.Е Ветлугина - М, 2003,87с.
6.Гусев, Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие [Текст] / Е.О. Гусев: Л., 2000, 94с.
7.Дронова, Т.Н. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей[Текст] / Т.Н. Дронова – М., 2008,281с.
8.Жданова, Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей /Ребенок в детском саду [Текст] / Т.В. Жданова, М: - 2002, 62с.
9.Карпова, Н.К. Художественное познание и личностная модель синтеза искусств в условиях информационных технологий [Текст] / Н.К. Карпова, Ростов - на – Дону, 2009, 201с.
10.Курочкина, Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту [Текст] / Н.А. Курочкина - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003, 198с.
11. Кутьина Н. На пути к музею //Дошкольное воспитание. – 2002. - №5.
12.Плаксина, Л.И. Программа для специальных коррекционных учреждений IV вида «Коррекционная работа в детском саду [Текст] / Л.И. Плаксина, Москва, 1999, 20с.
14.Плаксина, Л.И. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением[Текст] / Л.И. Плаксина, Москва,2000, 192с.
15.Прогулки в детском саду[Текст]/ Под ред. Киселевой Г.М., Пономаревой Л.И. - Шадринск, 2004, 87с.
16.Радынова, О.П., Художествено-эстетическое развитие детей[Текст] / О.П Радынова - М., Просвещение 2007, 287с.
17.Соломенникова, О.О. О некоторых парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников[Текст]/ О.О Соломенникова Дошкольное воспитание. – 2005. - №1, №2.
18.Скатерщиков, В.И. Об эстетическом вкусе [Текст] / В.И. Скатерщиков – М.: Знание, 2006.переиздание, 38с.
19.Тарасова, К.В. Синтез[Текст] / К.В. Тарасова – М.,2004,29с.
20.Трофимова, М.В. И учёба, и игра: изобразительное искусство». Популярное пособие для родителей и педагогов[Текст] / М.В. Трофимова Ярославль, «Академия развития», 2008, 238 с.
21.Флерина, А.Е. Эстетическое воспитание дошкольника[Текст] / А.Е. Флерина - М., 2006, 173с.
22.Цквитария, Т.А. Приобщение ребенка к искусству как основа художественно-эстетического воспитания [Текст] /Т.А.Цквитария // Наука и образование - известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского государственного педагогического университета. – Ростов-н/Д: РГПУ, 2004, №3. - 0,3 п.л.
23.Цквитария, Т.А. Живопись и музыка как средства создания целостного художественного образа природы [Текст] /Т.А. Цквитария // Наука и образование - известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского государственного педагогического университета. – Ростов-н/Д: РГПУ, 2005, №2. - 0,3 п.л.
24.Цквитария, Т.А. Создание целостного образа природы у детей дошкольного возраста средствами живописи и музыки [Текст] /Т.А. Цквитария // Развитие личности в образовательных системах Южн. Российского региона: Тезисы докладов ХI Годичного собрания Южного отделения РАО и ХХIII психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов-н/Д: РГПУ, 2005, часть, IV. - 0,1 п.л.
25.Чумичева, Р.М., Взаимодействие искусств в формировании личности дошкольника [Текст]/ Р.М. Чумичева: Ростов – на Дону, 2005, 361с.
26.Чумичёва, Р.М. «Дошкольникам о живописи». Книга для воспитателя детского сада [Текст]/ Р.М. Чумичева: М: «Просвещение», 2002, 187с.
27.Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа: Программа, конспекты. [Текст]/ Г.С. Швайко: М., 2000, 287 с.
28.Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами искусства. [Текст] /Под ред. Р.И. Капустиной. - Шадринск, 1999, 81с.
29.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2002, 256с
30.Энциклопедический словарь юного художника. - М., 1996.
Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста