Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ художественно - эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
Объектом исследования является процесс художественно - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Состояние проблемы художественно - эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании 6
1.2 Произведения живописи как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников 9
1.3 Современный опыт ДОУ по формированию художественно- эстетического вкуса дошкольников 17
1.4 Глоссарий рассматриваемого опыта 23
Выводы по I главе 24
Глава 2 Экспериментальное исследование возможности формирования основ художественно-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи 26
2.1 Содержание практического опыта 26
2.2. Методика формирующего эксперимента 36
2.3 Результаты экспериментальной работы 43
2.4. Интернет-поддержка 48
Выводы по II главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 138.21 Кб (Скачать файл)

 

 

Результат контрольного эксперимента  обозначен в таблице 2.4

Таблица  2.4

Сравнительный результат констатирующего и контрольного

этапов эксперимента

Высокий

Средний

Низкий

констатир.

контрольн.

констатир.

контрольн.

констатир.

контрольн.

25%

65%

25%

30%

50%

5%


 

Сравнить результаты, полученные на констатирующем и итоговом этапах эксперимента можно путем наложения диаграмм (рисунок 2.9)

Рисунок 2.9  Динамика музыкально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

Наложение    диаграмм    показывает   положительную     динамику    в музыкально-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень увеличился на 25%  и  составил  70%,  доля  среднего  уровня  уменьшилась  на  15% и составила 20%,  а количество детей, показавших низкий уровень,    уменьшилось    на  10%   и  составило  10%  от  общего    количества  детей,  участвующих в эксперименте.

Таким образом, анализ описательных и статистических результатов позволил подвести итог эксперимента: в условиях единой музыкально - эстетической  среды  были  достигнуты  качественно  новые,  более  высокие  образовательные и социальные результаты совместной деятельности  педагогического и детского коллектива дошкольного образовательного учреждения, улучшены показатели по всем  параметрам диагностики.

2.4. Интернет-поддержка

 

1.http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/metodicheskaya-razrabotka-integraciya-iskusstv-kak-sredstvo

В основе разработки -  материал сотрудничества базового и дополнительного образования. Программа интегрированного курса предназначена для углубленного изучения различных видов искусств (литература, изо, музыка) в дошкольных учреждениях.

2   http://www.twirpx.com/file/697995/Чумичева Р.М.

Дошкольникам о живописи. (Книга для воспитателя дет. сада).

Книга посвящена эстетическому воспитанию старших дошкольников, формированию у них умения понимать, чувствовать и эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства. Автор предлагает оригинальную систему методов и приемов ознакомления детей с жанровой живописью.

В приложении даны справочные материалы искусствоведческого характера, а также примерные конспекты занятий и бесед с детьми.

3   http://www.detsadik26.ru/page-14.html

Художественно-эстетическое развитие

Выбор программ и технологий по художественно-эстетическому развитию в МБДОУ Детский сад №26 «Ивушка»

Цель:  воспитывать эстетическую культуру, развивать детское художественное творчество, любовь к народному и изобразительному искусству.

Выбор программ и технологий отражает требования к расширению задач и углублению содержания воспитательно-образовательной работы с детьми по художественно-эстетическому развитию.

Педагогическая деятельность МБДОУ осуществляется на основе комплексной программы «От рождения до школы»» под ред.Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.

«Синтез искусств в эстетическом воспитании детей»  Куревина О.А., М.: 2003г.

«Изобразительная деятельность в детском саду» Сакулина Н.С., Комарова Т.С., М.: 1982г.

«Развивайте у дошкольников творчество» Казакова Т.Г., М.:1985г.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О.Л., М.: 1997г.

«Методика и организация теарализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Чурилова Э.Г., М.:2001г.

«Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников» Зацепина М.Б. ,М.: 2004г.

4 http://sport.niv.ru/shop/book/1-2/1140543/1140553/hudozhestvenno-esteticheskoe-vospitanie.htm

Художественно-эстетическое воспитание

Категория: Ozon. Книги - Учебная литература - Педагогам - Воспитателям - Дошкольное воспитание

5http://proflibrary.ru/themes/teorija_metodika_doshkol_nogo/ckvitarija_tat_jana_aleksandrovna_94183/3

Интеграция искусств как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения природы

Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры дошкольной педагогики ИПП РГПУ(2005г), ПИ ЮФУ (2007г.), на научно-практической конференции, секция «Методология и практика обеспечения качества художественного образования дошкольников»(2006г), на методическом объединении старших воспитателей ДОУ Октябрьского района г.Ростова-на-Дону (2005, 2006гг.); на педагогическом совете «Искусство как культурная ценность в художественном образовании детей» (2004г.), «Обновленное содержание художественно-эстетического воспитания» (2005г.), «Воспитательные возможности искусства»(2006г.) МДОУ №3 г. Ростова-на-Дону. Использовались в процессе проведения консультаций, теоретических семинаров и семинаров-практикумов для воспитателей ДОУ №3, 142, 66 г.Ростова-на-Дону, отражены в публикациях автора.

6 http://festival.1september.ru/articles/509911/

Доклад из опыта работы по теме "Воспитание эстетических чувств у дошкольников через пейзажную живопись".

Выводы по  II  главе

     

 На первом, констатирующем, этапе экспериментальной работы  представления дошкольников о  красоте произведений живописи (как  основы формирования художественного  вкуса) были недостаточно сформированы, а у некоторых детей полностью  отсутствовали. У детей старшего  дошкольного возраста существует  вполне самостоятельное мнение  по поводу красоты. Уверенно можно  сказать о том, что дети не  равнодушны к произведениям живописи, они замечают ее проявления  и обозначают словом  «красиво       Результаты контрольного этапа  эксперимента показали повышение  уровня сформированности эстетического  вкуса старших дошкольников после  проведенных занятий, дидактических  игр, бесед со взрослыми.

       Таким  образом, мы можем сделать вывод, что работа, проведенная нами  по формированию основ эстетического  вкуса старших дошкольников посредством  живописи, имела положительный результат: грамотное воспитание у детей старшей группы чувства красоты помогает формированию более совершенных отношений ребенка к окружающему миру, природе, людям. Знания, полученные на занятиях, дошкольниками будут востребованы в дальнейшей жизни. Мы убедились, что средства живописи доступны и понятны детям дошкольного возраста и педагогически правильно построенная технология ознакомления с ней способствует формированию эстетического вкуса и художественно-эстетическому воспитанию.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту в разработке проблемы. Углубление изучения проблемы может быть связано с дальнейшей разработкой содержания формирования эстетического вкуса старших дошкольников не только на основе ознакомления с пейзажной живописью и сюжетной картиной, но и посредством использования других жанров живописи.

 

 

 

Заключение

Формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников – это важное направление методики воспитания детей дошкольного возраста. Одним из средств, используемых в этом процессе, являются произведения живописи.

       Современными  исследователями Т.С. Комаровой, Б.М. Неменским, Н.П.Сакулиной, Е.А. Флериной, Р.М. Чумичевой и др. доказана возможность использования различных методов и форм работы по формированию эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста.

       Проведенное  исследование показало, что эффективность  работы по формированию эстетического  вкуса  у детей зависит от  правильно выстроенной технологии  и методов обучения. На основе  анализа педагогических исследований, в процессе экспериментальной работы нами была доказана возможность формирования  эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.

       Теоретическое  изучение проблемы исследования  и результаты педагогического  эксперимента подтвердили корректность  выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:

       Исследование  доказало возможность формирования  основ художественно-эстетического воспитания старших дошкольников посредством живописи на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное от занятий время.

       На основе  выявленных знаний с учетом  индивидуальных и возрастных  особенностей детей были проведены  специальные занятия с использованием  игровой мотивации. Эксперимент показал эффективность разработанных нами мероприятий. 

    Вкус как важнейший компонент эстетического сознания формируется, прежде всего, в процессе восприятия подлинных произведений искусства. Умение видеть прекрасное, понимать его суть помогает противостоять

Список использованной литературы

 

1. Аркин Е.А. Родителям  о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2002. -  №3. 

2. Аюева И. Воспитывай  личность //Дошкольное воспитание. -  2002. -  № 2.

3. Бочарова Н.Е. Как приобщить  детей к искусству //Дошкольное  образование. -  2002. -  № 11.

4.Волошкина, М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений [Текст] / М.И. Волошкина, Начальная  школа. – 2009, 240с.

5.Ветлугина, Н.Е  Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н.Е Ветлугина  - М, 2003,87с.

6.Гусев, Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие [Текст] / Е.О. Гусев: Л., 2000, 94с.

7.Дронова, Т.Н. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей[Текст] / Т.Н. Дронова   – М., 2008,281с.

8.Жданова, Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей /Ребенок в детском саду [Текст] / Т.В. Жданова, М: -  2002, 62с.

9.Карпова, Н.К. Художественное познание и личностная модель синтеза искусств в условиях информационных технологий [Текст] / Н.К. Карпова, Ростов - на – Дону, 2009, 201с.

10.Курочкина, Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту [Текст] / Н.А. Курочкина -  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003, 198с.

11. Кутьина Н. На пути к музею //Дошкольное воспитание. – 2002. -  №5.

12.Плаксина, Л.И. Программа для специальных коррекционных учреждений IV вида «Коррекционная работа в детском саду [Текст] / Л.И. Плаксина, Москва, 1999, 20с.

14.Плаксина, Л.И. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением[Текст] / Л.И. Плаксина,  Москва,2000, 192с.

15.Прогулки в детском саду[Текст]/ Под ред. Киселевой Г.М., Пономаревой Л.И. - Шадринск, 2004, 87с.

16.Радынова, О.П., Художествено-эстетическое развитие детей[Текст] / О.П Радынова - М., Просвещение 2007, 287с.

17.Соломенникова, О.О. О некоторых парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников[Текст]/ О.О Соломенникова Дошкольное воспитание. – 2005. - №1, №2.

18.Скатерщиков, В.И. Об эстетическом вкусе [Текст] / В.И. Скатерщиков  – М.: Знание, 2006.переиздание, 38с.

19.Тарасова, К.В. Синтез[Текст] / К.В. Тарасова  – М.,2004,29с.

20.Трофимова, М.В. И учёба, и игра: изобразительное искусство». Популярное пособие для родителей и педагогов[Текст] / М.В. Трофимова  Ярославль, «Академия развития», 2008, 238 с.

21.Флерина, А.Е. Эстетическое воспитание дошкольника[Текст] / А.Е. Флерина  - М., 2006, 173с.

22.Цквитария, Т.А. Приобщение ребенка к искусству как основа художественно-эстетического воспитания [Текст] /Т.А.Цквитария // Наука и образование - известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского государственного педагогического университета. – Ростов-н/Д: РГПУ, 2004, №3. - 0,3 п.л.

23.Цквитария, Т.А. Живопись и музыка как средства создания целостного художественного образа природы [Текст] /Т.А. Цквитария // Наука и образование - известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского государственного педагогического университета. – Ростов-н/Д: РГПУ, 2005, №2. - 0,3 п.л.

24.Цквитария, Т.А. Создание целостного образа природы у детей дошкольного возраста средствами живописи и музыки [Текст] /Т.А. Цквитария // Развитие личности в образовательных системах Южн. Российского региона: Тезисы докладов ХI Годичного собрания Южного отделения РАО и ХХIII психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов-н/Д: РГПУ, 2005, часть, IV. - 0,1 п.л.

25.Чумичева, Р.М., Взаимодействие искусств в формировании личности дошкольника [Текст]/ Р.М. Чумичева: Ростов – на Дону, 2005, 361с.

26.Чумичёва, Р.М. «Дошкольникам о живописи». Книга для воспитателя детского сада [Текст]/ Р.М. Чумичева: М: «Просвещение», 2002, 187с.

27.Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа: Программа, конспекты. [Текст]/ Г.С. Швайко: М., 2000, 287 с.

28.Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами искусства. [Текст]  /Под ред. Р.И. Капустиной. - Шадринск, 1999, 81с.

29.Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие  для ВУЗов / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2002, 256с

30.Энциклопедический словарь юного художника. - М., 1996.

Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста