Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ художественно - эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
Объектом исследования является процесс художественно - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Состояние проблемы художественно - эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании 6
1.2 Произведения живописи как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников 9
1.3 Современный опыт ДОУ по формированию художественно- эстетического вкуса дошкольников 17
1.4 Глоссарий рассматриваемого опыта 23
Выводы по I главе 24
Глава 2 Экспериментальное исследование возможности формирования основ художественно-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи 26
2.1 Содержание практического опыта 26
2.2. Методика формирующего эксперимента 36
2.3 Результаты экспериментальной работы 43
2.4. Интернет-поддержка 48
Выводы по II главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 53
В ходе
занятий применялись такие
В содержание занятий мы старались включить такой познавательный материал, который бы заинтересовал детей, расширял и углублял их знания, развивал эстетический вкус.
Сообщение
детям о том, что у них будут
проводиться занятия по
Планируя
первое занятие, мы провели подготовительную
работу. Определяли состояние погоды,
находили красивые эпитеты. Рассматривали
на участке листву разных
Никита Е.
- Лишь осень золотая
Лист опалит огнем,
Березка облетает,
Тоскует под дождем.
Играли
с детьми в игру: «Кто быстрее
выложит узор из разных
На первом
занятии «О чем рассказывает
пейзажная картина»
Мы пытались рассказать особенности пейзажного жанра: многообразие и взаимосвязь объектов изображения, пространственность – линейная и воздушная перспектива, многоплановость. Познакомили детей с искусствоведческими терминами. Это занятие вызвало у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин: радость, удивление, чувство сопричастность за красоту окружающей нас природы. Войдя в изостудию, дети растерянно остановились и тихо стояли. Затем немного освоились, и было заметно, как некоторые шептались. Занятие проходило в виде экскурсии. Мы отметили, что детям было интересно, они с желанием отвечали на вопросы и задавали их. Глаза были наполнены радостью и светом, блестели, и было заметно, что очень внимательно они слушают рассказ «экскурсовода». На второй день мы решили еще раз сходить в изостудию. Дети запомнили название некоторых картин и могли отличить виды пейзажа. Мы предложили организовать конкурс «Кто задаст интересный вопрос о понравившемся произведении?» Показателями интересного вопроса определялось оригинальностью, никем еще не заданный или в котором отразилось личное видение картины. Большой восторг вызвал у детей этот конкурс.
Но вопросы в последующие дни мы с детьми разбирали в группе, так как они могут носить разносторонний характер. Постановку детьми таких вопросов мы считаем показателем не только их интереса к живописи. Это свидетельствует о формирующейся у них определенной направленности взглядов и эстетического вкуса.
Второе занятие «О чем нам может рассказать линия горизонта в пейзажной картине» мы решили провести наблюдение в природе за линией горизонта с разных точек (с возвышения, с низко расположенной точки). Дети могли увидеть, в каком месте небо «сошлось» с землей.
Такие
наблюдения обусловили хороший
результат на занятиях. Дети, с
удовольствием рассматривая
Третье
занятие потребовало большей
подготовки. К занятию выбирали
пьесы «Времена года», готовили
костюм Зимушки для
На этом
занятии мы наблюдали за
Дети
с нетерпением ждали новой
встречи, потому что предложили
игру «Подбери на своей
В игру
предлагали играть и
Мы предложили играть еще в одну игру «Найди картину по палитре». В игре было два задания.
Выполняя первое задание, мы поочередно показывали детям палитры с холодной, теплой и контрастной гаммой и предлагали найти картины, написанные этими цветосочетаниями.
Второе задание предпологало, что дети сначала должны найти картину, соответствующую яркой, насыщенной цветовой палитре, а затем – мягкой, пастельной. Такие игры вызвали большой интерес у детей. Мы старались на занятии формировать все компоненты эстетического вкуса.
На четвертое занятии
проводилась беседа о зиме
рассматривались репродукции
«О чем эти произведения?
Что в них общего? А чем они отличаются?
Как изображают разные художники зиму?
Чем отличается настроение картины?
В чем отличие световой гаммы?
Какое произведение вам больше всего понравилось и почему? Расскажите».
Мы слушали
рассказы детей и отметили, что
желание общаться с
Большой
интерес у детей вызвали
«Иван царевич на сером волке»,
«Аленушка»,
«Три богатыря»,
«Царевна Лебедь».
Красоту
этих картин дети отмечали
внешностью, поведением, своими делами,
поступками. Дети с удовольствием
слушали сказки к этим
Жаль, что
в нашем городе нет
Общение
с детьми по поводу живописи
продолжалось день за днем: на
прогулке, читали стихи, наблюдали
за погодой, играли в различные
игры, но всегда обращали внимание
на то, чтобы последующее
Таким
образом, мы можем сделать вывод,
что знакомство детей с
Наша
работа по второму направлению
предусматривала
- «Что такое живопись?»
- «Формируем эстетический вкус старших дошкольников».
- Советы родителям.
- В музее с ребенком.
3. Оформление совместно с родителями выставки картин в детском саду.
Мы отметили заинтересованность родителей в реализации решаемой проблемы. Они предлагали свои услуги в оформлении выставки, помогали приобретать произведения живописи.
Мы считаем,
что проявленный интерес
Таким образом, проведенная нами работа с детьми и их родителями способствовала формированию основ эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста, что подтверждается результатами контрольного эксперимента.
Для
того чтобы определить уровень
сформированности
При
его проведении применялась та
же методика, что и на констатирующем
этапе. Это позволило сравнить
результаты и сделать
Мы убедились,
что ответы детей были на
ином, качественно новом уровне.
На вопрос «Почему ты считаешь,
что эта картина красивая?»
большинство детей
Арина Б.- Эта картина по-своему красива. Я думаю, что это море теплое и доброе.
Эмиль В.- В моей картине, которую я выбрал, можно увидеть, как цвет плавно переходит от темного к светлому солнце светит. Поэтому картина такая светлая. Думаю, что это утро.
Вова В.- Мне понравилась картина «Аленушка». В картине она грустит. Думаю, что художник, наверное, тоже грустил, когда рисовал».
Маша К.- Я хотела бы развеселить ее чем-нибудь.
Алена Е.- Я люблю яркие краски. В этой картине много ярких красок. Такое радостное настроение передал художник, и я это увидела.
Мамыкин К.- Я бы выбрал эту картину. Мне нравятся богатыри, сильные, отважные, мужественные. Они друзья. Могут друг друга защищать.
Анализируя ход беседы, мы заметили проявление уверенности большинства детей 13 детей (65 %) при ответах на вопросы.
Значительно улучшилась степень эмоциональных проявлений в выборе картин. Дети переживали настроение героев, сочувствовали, могли прийти на помощь – 5 детей (25 %).
Наше
участие в воспитательном
Графическая интерпретация полученных числовых данных может быть представлена следующим образом (рисунок 2.5, 2.6, 2.7).
Рисунок 2.5 Представления дошкольников о средствах выразительности
в произведениях живописи
Рисунок 2.6 Степень эмоциональных проявлений
Рисунок 2.7 Определение уровня активности
К высокому
уровню понимания
Результаты
уровней эстетического вкуса
дошкольников констатирующего
Рисунок 2.8 Уровни сформированности основ художественно- эстетического вкуса
Сравнительный анализ результата итогового контрольного среза констатирующего и формирующего экспериментов наглядно продемонстрировал положительную динамику в музыкально-эстетическом воспитании детей подготовительной группы, занимавшихся в условиях единой музыкально-эстетической среды. Результат диагностики характеризовался высокими баллами.
Это отражено в таблице № 2.3
Таблица 2.3
Результат формирующего эксперимента
Высокий уровень (65%) |
Средний уровень (30 %) |
Низкий уровень (5%) |
Букреева Арина |
Бурлеева Алиса |
Ахметов Марк |
Ефимова Даша |
Валидов Эмиль |
|
Ефремов Никита |
Вишняков Вова | |
Караблина Даша |
Дровнин Егор |
|
Шнайдер Лиза |
Копейкина Маша | |
Аветисян Давид |
Мамыкин Кирилл | |
Афанасьев Миша |
||
Егорова Алена | ||
Магомедова Карима | ||
Мезенцева Вероника | ||
Матвеев Артем | ||
Нурдин Данил | ||
Ракша Никита |
Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста