Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ художественно - эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
Объектом исследования является процесс художественно - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Состояние проблемы художественно - эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании 6
1.2 Произведения живописи как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников 9
1.3 Современный опыт ДОУ по формированию художественно- эстетического вкуса дошкольников 17
1.4 Глоссарий рассматриваемого опыта 23
Выводы по I главе 24
Глава 2 Экспериментальное исследование возможности формирования основ художественно-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи 26
2.1 Содержание практического опыта 26
2.2. Методика формирующего эксперимента 36
2.3 Результаты экспериментальной работы 43
2.4. Интернет-поддержка 48
Выводы по II главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 138.21 Кб (Скачать файл)

На занятии дается рассказ по картине только тогда, когда картина предварительно рассмотрена.

После искусствоведческого рассказа предлагается конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного, на детальное рассматривание, с тем, чтобы подвести детей к пониманию содержания картины.

Например:

  • Что изображено на картине?
  • Как вы думаете, что самое главное в картине?
  • Как это изобразил художник?
  • Что в картине самое яркое? Сразу бросается в глаза?
  • Что этим хотел сказать художник?
  • Какое настроение передал художник?
  • Как вы догадались, что именно это настроение передано в картине?
  • Как это удалось художнику сделать?
  • О чем вам думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

При ознакомлении детей с живописью, на первом этапе оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий. Это прием целесообразен и потому, что тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.

В работе часто используется художественное слово и музыка, что усиливает интерес к живописи, обостряет эстетические чувства ребят, повышает их эмоциональную восприимчивость.

Задачами второго этапа являются:

    • развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины;
    • выделять изобразительные средства;
    • формировать умение «читать» картины;
    • мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению.

На этом этапе  рассматривание картины осуществляются с постановкой вопросов более обобщенного характера:

      • О чем картина?
      • Почему думаете так, расскажите?
      • Как бы вы назвали картину?
      • Почему именно так?
      • Сравните с авторским названием.
      • Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзажах, предметах?
      • Как он это изобразил на картине?
      • Какое настроение вызывает картина?
      • Отчего возникает такое настроение?
      • Что хотел сказать художник своей картиной?
      • Что он особенно выделил, чтобы мы это увидели в картине?

Для такой структуры рассматривания картины отбираются дети, умеющие внимательно и детально рассматривать и анализировать картину. Для остальных детей используется прием точных установок о выполнении ребенком мыслительных действий в определенном порядке при ответе на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос о чем картина.

Прием точных установок позволяет учить детей логично рассуждать, открывает путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, учит восприятию живописи, видению эстетических достоинств произведения.

Художник создает произведение на основе его представлений о мире, содержащих в себе идеи, взгляды, оценки, установки общества, которые выстраиваются в картине в логической взаимосвязи.

Прием точных установок дает ребенку путь познания замысла художника.

Прием композиционных вариантов предлагают словесный или наглядный показ того, как меняется содержание картины, настроение, выраженный в ней в зависимости от изменения композиции, (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания), в картине, людьми, предметами, изображенными художником.

На третьем этапе ознакомления детей с живописью используется следующие приемы

    • Сравнение.
    • Классификация картин.
    • Мысленное создание собственной картины по названию картины художника.
    • Различные дидактические игры и приемы.

В основе этих приемов лежит прием сопоставления произведений разных художников, жанров, сравнение изображенного на картине со своим личным опытом, реальной действительностью.

Вначале дается две картины разных художников одного жанра, но отражающие разные настроения (контрастные). П.П.Островский «Сыновья» и А.А.Пластов «Ярмарка», а затем картины одного художника, но разного колористического решения «Золотая осень» и «Март» И.И.Левитана.

Для сравнения можно называть картины разных художников, но одной тематики.

Вначале репродукции сравниваем по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак, затем дети учатся определять отличительные признаки – по цвету, расположению, освещенности, динамике.

Умению сравнивать картины по контрасту учат при помощи приема классификации картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру. (отбираем вначале те, что рассказывают нам о времени года, отобрать попарно: покой и движение, веселье, радость и задумчивость, грусть.)

Картины, выполненные цветовыми пятнами и ярким сочным, локальным цветом («Хлебное поле» Н.П. Рышева и «Месяц хлебный» А.В. Усачева, «Раздолье» А.А. Дейнеки, «Сыновья» П.П. Осовского, «Мартовские тени» В.Я. Юкина и «Семья» Ю.П. Кугача.)

Для творческого восприятия картины детей надо побуждать к постановке вопросов о просмотренном произведении: «Дети, давайте задавать друг другу вопросы об этом произведении. Кто хочет задать вопрос? Какой вопрос хочешь задать ты? О чем бы ты хотел спросить товарища?»

    1. Современный опыт ДОУ по формированию художественно- эстетического вкуса дошкольников

       Изучение  публикаций журналов «Дошкольное  воспитание», «Ребенок в детском  саду», «Детский мир» по проблеме  исследования позволило нам познакомиться  с опытом работы ряда педагогов-практиков.

       Педагог Т.В. Жданова г. Шуя,  отмечает, что большие возможности для художественно-эстетического развития детей дают занятия, на которых они выполняют тематические композиции, связанные с изображением пейзажа в различные времена года. В процессе рассматривания репродукций картин, автор обращает внимание детей на то, что снег в разное время суток бывает разным: утром – розовый, днем – желтоватый от солнца, а вечером может быть зеленым или фиолетовым. Т.В. Жданова считает, что такие занятия способствуют развитию восприятия, воображения, фантазии, художественного вкуса, помогают вводить детей в мир прекрасного и прививать любовь к изобразительному искусству [8№ 11, с.38-39].

      А.Ш. Эркенова, воспитатель интерната, п. Хусса-Кадоник, Зеленчукский район, Карачаево-Черкесия, считает очень важным знакомство детей с древнейшими видами искусства, а особенно с изобразительным. Автор предлагает серию занятий: «В мастерской художника», в которых сама выступает в роли экскурсовода. Цель занятий: дать общее представление о художественных музеях; познакомить с жанрами и видами изобразительного искусства. Педагог утверждает, что таким подходом у детей воспитывается любовь к прекрасному, формируется эстетический вкус и познавательный интерес [9, с.11].

       И. Аюева, воспитатель детского сада №11 г. Армавир, план работы с детьми старшего дошкольного  возраста разработан в форме блоков: «Красота в природе», «Красота в искусстве», «Красота вокруг нас», «Красоту творим мы» и т.д. Все блоки дополняют друг друга, решая специфические задачи: развитие наблюдательности, формирование способности живо откликаться на события окружающей действительности, видеть красоту, которую дарит природа, и красоту, создаваемую художниками.

       Основными  задачами, стоящими перед педагогом,  работающим по программе «Детство», автор считает следующие:

  • Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоционально-эстетические чувства, вкус, оценки и суждения, эмоционально-нравственные ориентации на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.
  • Способствовать пониманию положительных и отрицательных эмоциональных состояний, проявляемых окружающими ребенка людьми, формировать умение соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая свое отношение к ним.
  • Подводить детей к пониманию: искусство отражает окружающий мир, и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать внимание детей на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться.
  • Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства. Учить сравнивать художественные образы, созданные разными видами искусств.
  • Применять анализ детской работы как обучающий метод  [2, с.8].

       К. Зубарова, преподаватель русской литературы, считает, что в музей водить ребенка никогда не рано.

       Важно  создать прецедент, развивать привычку, понятие: там красиво, там интересно. Это необходимо для формирования  эстетического вкуса, расширения  кругозора, приобретения знаний  и т.д. Ребенок такими словами  мыслить ни в коем случае не должен, но хорошо, если он просто будет ходить в Музей с предвкушением радости. Это, пожалуй, самое главное – радость. Автор полагает, что отношение к искусству воспитывается в семье [9, с.13].

       Наталия Евгеньевна Бочарова – художник и замечательный педагог детской изостудии в ГМИИ им. Пушкина набирает в студию пятилетних детей, и в течение пяти лет один раз в две недели они ходят по залам музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, рассматривая картины, скульптуры, археологические экспонаты, разговаривают, а потом, набравшись впечатлений, идут в студию рисовать. При этом развиваются  его эстетические представления, эстетический вкус.

       Самое  главное, считает педагог, чтобы  дети полюбили музей, полюбили  изобразительное искусство, чтобы  они могли общаться с изобразительным  искусством, чтобы в своей жизни  они могли получить от этого  большое удовольствие. Все проводимые  занятия можно назвать словом  «интерактивные», но такие занятия  были в Пушкинском музее всегда. Познание происходит в интенсивном общении и обмене впечатлениями.

      Автор статьи  приводит слова  Д.С. Лихачева: «  … будем ценить и уважать  то прекрасное дело, которое делают  картинные галереи, знакомя нас  с разным искусством, развивая  наш вкус, нашу духовную восприимчивость».

       Понимать  математику – надо учиться.

       Понимать  музыку – надо учиться.

       Понимать  живопись – тоже надо учиться. 

       Преподаватель  истории русской живописи Анна  Шеронова в журнале «Детский  мир»  под рубрикой «Дороги  к прекрасному», рассказывает о  том, как в доступной форме  раскрыть детям, что такое живопись. Автор знакомит детей с главными  художественными средствами живописи: линия, краска, цвет, и светотени. Также  предлагает детям на следующей  страничке раскрасить картинку.

       Автором  предложены занятия для детей  «Учимся понимать живопись». Цель  этих занятий Анна Шеронова  видит в том, как развивать  у детей желание рассматривать произведения живописи [3, с.8].

       Педагоги ясли-сада №90 г. Волгограда предложили читателям журнала «Ребенок в детском саду» свой опыт по созданию  картинной галереи в детском саду.

       Это  первый опыт создания художественной  галереи специально для детского  сада. Коллекция формировалась из  работ волгоградских  художников, и отражает реалистические тенденции  в современном искусстве. Их подбор  диктовался определенными методическими  требованиями:

  1. Познакомить детей с такими видами изобразительного искусства, как живопись и скульптура.
  2. Научить различать жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
  3. Учить сравнивать одножанровые произведения разных художников (например, изображение весны),  видеть сходство и различие в манере их письма.

       На занятиях, которые педагоги проводят в  галерее со старшими дошкольниками, решаются задачи: воспитание любви  к родному городу, уважение к  истории, гордость за своих современников. У детей формируется эстетический вкус.

       Работа  с детьми организуется в определенной  последовательности: сначала  воспитатель  рассказывает о картине, об изобразительной  манере каждого художника, об особенностях передачи одного и того же сюжета разными способами. Затем проводит беседу с детьми   [12,с.2].

       Дошкольник  первоначально начинает познавать  живопись – зримое искусство  через слышимое, через эмоциональное  литературное слово воспитателя. Каким инструментом и как должен владеть педагог, чтобы искусство говорило, а дети понимали язык и умели откликаться на него, чтобы от соприкосновения с ним рождалось «сотворчество» художника, ребенка и воспитателя, чтобы с его помощью дети становились видящими, слышащими, умели отличать добро от зла, красоту от безобразного. Приоткрыть ребенку глаза на мир, приобщить его к прекрасному поможет систематическое ознакомление с живописью.

Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста