Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ художественно - эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
Объектом исследования является процесс художественно - эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Состояние проблемы художественно - эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании 6
1.2 Произведения живописи как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников 9
1.3 Современный опыт ДОУ по формированию художественно- эстетического вкуса дошкольников 17
1.4 Глоссарий рассматриваемого опыта 23
Выводы по I главе 24
Глава 2 Экспериментальное исследование возможности формирования основ художественно-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи 26
2.1 Содержание практического опыта 26
2.2. Методика формирующего эксперимента 36
2.3 Результаты экспериментальной работы 43
2.4. Интернет-поддержка 48
Выводы по II главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 53
На занятии дается рассказ по картине только тогда, когда картина предварительно рассмотрена.
После искусствоведческого рассказа предлагается конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного, на детальное рассматривание, с тем, чтобы подвести детей к пониманию содержания картины.
Например:
При ознакомлении детей с живописью, на первом этапе оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий. Это прием целесообразен и потому, что тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.
В работе часто используется художественное слово и музыка, что усиливает интерес к живописи, обостряет эстетические чувства ребят, повышает их эмоциональную восприимчивость.
Задачами второго этапа являются:
На этом этапе рассматривание картины осуществляются с постановкой вопросов более обобщенного характера:
Для такой структуры рассматривания картины отбираются дети, умеющие внимательно и детально рассматривать и анализировать картину. Для остальных детей используется прием точных установок о выполнении ребенком мыслительных действий в определенном порядке при ответе на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос о чем картина.
Прием точных установок позволяет учить детей логично рассуждать, открывает путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, учит восприятию живописи, видению эстетических достоинств произведения.
Художник создает произведение на основе его представлений о мире, содержащих в себе идеи, взгляды, оценки, установки общества, которые выстраиваются в картине в логической взаимосвязи.
Прием точных установок дает ребенку путь познания замысла художника.
Прием композиционных вариантов предлагают словесный или наглядный показ того, как меняется содержание картины, настроение, выраженный в ней в зависимости от изменения композиции, (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания), в картине, людьми, предметами, изображенными художником.
На третьем этапе ознакомления детей с живописью используется следующие приемы
В основе этих приемов лежит прием сопоставления произведений разных художников, жанров, сравнение изображенного на картине со своим личным опытом, реальной действительностью.
Вначале дается две картины разных художников одного жанра, но отражающие разные настроения (контрастные). П.П.Островский «Сыновья» и А.А.Пластов «Ярмарка», а затем картины одного художника, но разного колористического решения «Золотая осень» и «Март» И.И.Левитана.
Для сравнения можно называть картины разных художников, но одной тематики.
Вначале репродукции сравниваем по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак, затем дети учатся определять отличительные признаки – по цвету, расположению, освещенности, динамике.
Умению сравнивать картины по контрасту учат при помощи приема классификации картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру. (отбираем вначале те, что рассказывают нам о времени года, отобрать попарно: покой и движение, веселье, радость и задумчивость, грусть.)
Картины, выполненные цветовыми пятнами и ярким сочным, локальным цветом («Хлебное поле» Н.П. Рышева и «Месяц хлебный» А.В. Усачева, «Раздолье» А.А. Дейнеки, «Сыновья» П.П. Осовского, «Мартовские тени» В.Я. Юкина и «Семья» Ю.П. Кугача.)
Для творческого восприятия картины детей надо побуждать к постановке вопросов о просмотренном произведении: «Дети, давайте задавать друг другу вопросы об этом произведении. Кто хочет задать вопрос? Какой вопрос хочешь задать ты? О чем бы ты хотел спросить товарища?»
Изучение
публикаций журналов «
Педагог Т.В. Жданова г. Шуя, отмечает, что большие возможности для художественно-эстетического развития детей дают занятия, на которых они выполняют тематические композиции, связанные с изображением пейзажа в различные времена года. В процессе рассматривания репродукций картин, автор обращает внимание детей на то, что снег в разное время суток бывает разным: утром – розовый, днем – желтоватый от солнца, а вечером может быть зеленым или фиолетовым. Т.В. Жданова считает, что такие занятия способствуют развитию восприятия, воображения, фантазии, художественного вкуса, помогают вводить детей в мир прекрасного и прививать любовь к изобразительному искусству [8№ 11, с.38-39].
А.Ш. Эркенова, воспитатель интерната, п. Хусса-Кадоник, Зеленчукский район, Карачаево-Черкесия, считает очень важным знакомство детей с древнейшими видами искусства, а особенно с изобразительным. Автор предлагает серию занятий: «В мастерской художника», в которых сама выступает в роли экскурсовода. Цель занятий: дать общее представление о художественных музеях; познакомить с жанрами и видами изобразительного искусства. Педагог утверждает, что таким подходом у детей воспитывается любовь к прекрасному, формируется эстетический вкус и познавательный интерес [9, с.11].
И. Аюева, воспитатель детского сада №11 г. Армавир, план работы с детьми старшего дошкольного возраста разработан в форме блоков: «Красота в природе», «Красота в искусстве», «Красота вокруг нас», «Красоту творим мы» и т.д. Все блоки дополняют друг друга, решая специфические задачи: развитие наблюдательности, формирование способности живо откликаться на события окружающей действительности, видеть красоту, которую дарит природа, и красоту, создаваемую художниками.
Основными
задачами, стоящими перед педагогом,
работающим по программе «
К. Зубарова, преподаватель русской литературы, считает, что в музей водить ребенка никогда не рано.
Важно
создать прецедент, развивать привычку,
понятие: там красиво, там интересно.
Это необходимо для
Наталия Евгеньевна Бочарова – художник и замечательный педагог детской изостудии в ГМИИ им. Пушкина набирает в студию пятилетних детей, и в течение пяти лет один раз в две недели они ходят по залам музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, рассматривая картины, скульптуры, археологические экспонаты, разговаривают, а потом, набравшись впечатлений, идут в студию рисовать. При этом развиваются его эстетические представления, эстетический вкус.
Самое
главное, считает педагог, чтобы
дети полюбили музей, полюбили
изобразительное искусство, чтобы
они могли общаться с
Автор статьи
приводит слова Д.С. Лихачева: «
… будем ценить и уважать
то прекрасное дело, которое делают
картинные галереи, знакомя нас
с разным искусством, развивая
наш вкус, нашу духовную восприимчивость»
Понимать математику – надо учиться.
Понимать музыку – надо учиться.
Понимать живопись – тоже надо учиться.
Преподаватель
истории русской живописи Анна
Шеронова в журнале «Детский
мир» под рубрикой «Дороги
к прекрасному», рассказывает о
том, как в доступной форме
раскрыть детям, что такое живопись.
Автор знакомит детей с
Автором предложены занятия для детей «Учимся понимать живопись». Цель этих занятий Анна Шеронова видит в том, как развивать у детей желание рассматривать произведения живописи [3, с.8].
Педагоги ясли-сада №90 г. Волгограда предложили читателям журнала «Ребенок в детском саду» свой опыт по созданию картинной галереи в детском саду.
Это
первый опыт создания
На занятиях,
которые педагоги проводят в
галерее со старшими
Работа
с детьми организуется в
Дошкольник
первоначально начинает
Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста