Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:57, реферат
До сих пор на уровне государства и общества дошкольное , а тем более раннее детство не признано основным периодом в читательском развитии ребенка, хотя еще в 50 г прошлого века были указаны те виды деятельности, которые доступны ребенку уже с раннего возраста: слушание, разглядывание иллюстраций, размышление над услышанным, переживание происходящего в худ. Тексте. Согласно указанным видам читательской деятельности , малыш отличается от взрослого человека только тем, что до определенного возраста не умеет читать самостоятельно и затрудняется высказывать свои впечатления от услышанного. При этом взрослые не осознают, насколько слушание , понимание смысла , запоминание художественного текста на слух сложнее, нежели протекание этих процессов при визуальном чтении.
Избирательность восприятия. Определенное отношение человека к воспринимаемому, зависящее от особенностей его личности, выражается в избирательности восприятия. Избирательность восприятия — это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Каждый специалист склонен воспринимать в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает, он не замечает тех деталей в предметах и явлениях, которыми не интересуется. Поэтому и говорят о профессиональном восприятии у людей разных специальностей. Какой-нибудь сложный механизм будет по-разному воспринимать опытный инженер-конструктор, ученик, интересующийся техникой, и просто любопытный человек, Поле будет совершенно по-разному воспринимать художник, ботаник, геолог, агроном, охотник и дачник.
То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют, объектом восприятия, а все остальное — фоном. Иначе говоря, что-то является основным в восприятии человека в данный момент, а что-то — второстепенным.
Учащиеся младшего школьного возраста лучше замечают ярко окрашенные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Рисунок, выполняемый учителем на доске, младшие школьники воспринимают полнее и совершеннее, чем тот же рисунок, показываемый уже в готовом виде. Все, что включено в трудовую, учебную, игровую деятельность учащегося -и тем самым вызывает его активность и повышенный интерес, воспринимается более полно. У маленького ребенка восприятие, конечно, еще очень несовершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали. Восприятие детей младшего и дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним. Наблюдательность у детей воспитывается в процессе игры. Полезны специальные игры, в которых создается установка обращать внимание на детали, сравнивать, находить черты сходства и различия.
Однако лишь в процессе школьного обучения ребенок систематически приучается к наблюдению как целенаправленной, планомерной и организованной деятельности.
У учащихся I —II классов в характере восприятия очень много общего с восприятием старших дошкольников. Так же как и дошкольники, учащиеся I — II классов воспринимают окружающее большей частью на основе схватывания каких-то отдельных, бросающихся в глаза, случайных признаков, несущественных свойств предметов и явлений. Так, рассматривая наглядное пособие — наблюдая жука, ученики I класса обратили внимание на то, что жук находится на пробочке, приклеен, что у него на спине булавочка, что вокруг пробочки желтое пятно от клея и т. п., но не заметили существенных особенностей самого жука. У первоклассников самостоятельный анализ наблюдаемого проводится беспорядочно, отсутствуют плановость, системность наблюдения, нет попыток отделить существенное от несущественного. Начав рассматривать одно и не рассмотрев его, ребенок переходит к рассматриванию другого.
Интерес (от лат. interest — имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д. — участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.
Французские материалисты 18
в. К. А. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро
предпринимают, по выражению Г. В. Плеханова,
первую грандиозную попытку объяснить
общественную жизнь с помощью
И. Интересы людей противопоставляются
ими как божественному
Марксизм сохраняет все
положительные моменты в
Один из наиболее существенных моментов материалистического понимания истории состоит в выяснении взаимозависимости между И. и идеологией. "”Идея” всегда посрамляла себя, как только она отделялась от ”интереса”" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 89). В. И. Ленин писал, что "люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 47).
При решении вопроса о классификации И. выделяется несколько наиболее существенных оснований. И. различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, духовные), по характеру субъекта (национальные, государственные, партийные и т. д.), по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы), по возможностям их осуществления (реальные и мнимые), по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные), См. также Интересы экономические.
А. Г. Здравомыслов.
И. в психологии — отношение
личности к предмету как к чему-то
непосредственно для неё
Курсовая работа.
Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Что такое интерес?
Интерес (от лат. interest — имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д. — участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.
Французские материалисты 18 в. К. А. Гельвеций,
П. Гольбах, Д. Дидро предпринимают,
по выражению Г. В. Плеханова, первую
грандиозную попытку объяснить
общественную жизнь с помощью
И. Интересы людей противопоставляются
ими как божественному
Марксизм сохраняет все
Один из наиболее существенных моментов материалистического понимания истории состоит в выяснении взаимозависимости между И. и идеологией. "”Идея” всегда посрамляла себя, как только она отделялась от ”интереса”" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 89). В. И. Ленин писал, что "люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 47).
При решении вопроса о
А. Г. Здравомыслов.
И. в психологии — отношение
личности к предмету как к чему-то
непосредственно для неё
имеет большое значение для практики обучения и воспитания.
ИНТЕРЕС (англ. interest) — потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично — как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. И. тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний. И. (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.
И. классифицируются
по содержанию, т. е. по их предметной отнесенности;
по широте предметного содержания;
по глубине, т. е. по их укорененности
в системе потребностных
Познавательный интерес – явление многообразное, поэтому на процесс обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности.
Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, « жажда знаний « - всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания.
Формирование этой черты личности необычайно благотворительно сказывается на всём развитии ученика. Его умственная и нравственная энергия находит выход в отвечающей его интересу деятельности, которая благодаря сильным внутренним побуждениям повышает интенсивность всех психических процессов: мышление, воображение, память, воля, эмоции. В свою очередь, сама деятельность, согретая радостью познания, насыщенная мыслью и поиском, становится более успешной, продуктивной и творческой. Все это, укрепляет чувства собственного достоинства школьника, неизмеримо повышает удельный вес его участия в коллективе сверстников и ценность его личности в глазах взрослых.
Значит, каждый из этих видов интереса может стать и этапом его развития. В одной области знаний интерес может существовать как эпизодический, в другой, возникнув как устойчивый, угаснуть, стать эпизодом или перейти в личностный интерес. Устойчивый интерес всегда является промежуточным, но важным для периода учения школьника.