8) андрогогика
(разрабатывает теоретические и практические
основы образования, развития и воспитания
взрослых людей);
9) педагогика третьего возраста
(разрабатывает систему образования, развития,
воспитания людей пенсионного возраста).
3. Специальная педагогика
разрабатывает теоретические основы,
принципы, методы, формы и средства воспитания
и образования людей с отклонениями в
физическом и психическом развитии. Специальная
педагогика имеет и другие названия: дефектология,
коррекционная педагогика. В ее состав
входят следующие разделы:
1) сурдопедагогика
(изучает теоретические и практические
основы воспитания и образования глухонемых
и глухих детей и взрослых. Состоит из
ряда научных дисциплин: теории сурдопедагогики,
истории сурдопедагогики, методики обучения
произношению и чтению с губ, с лица, акупедии
и т. д.);
2) тифлопедагогика
(изучает теоретические и практические
основы воспитания и образования слепых
и слабовидящих людей. В ее задачи входят:
разработка всестороннего развития слепых
и слабовидящих детей, преодоления у них
полной или частичной утраты зрения, вооружение
общеобразовательными знаниями, умениями
и навыками, подготовка к участию в общественной
жизни и практической трудовой деятельности);
3) олигофренопедагогика
(разрабатывает закономерности воспитания
и образования умственно отсталых людей.
Ее содержанием являются: учение о сущности
умственной отсталости у детей, о путях
и средствах педагогического и психологического
изучения особенностей аномального ребенка;
теория обучения умственно отсталого
ребенка; научное обоснование содержания
обучения умственно отсталых детей во
вспомогательной школе и т. д.);
4) логопедия (изучает
вопросы воспитания и образования людей
с расстройствами речи, исследует проявления
и природу недостатков речи, причины и
механизмы отклонений в развитии речи,
разрабатывает принципы и методы их преодоления).
4. Профессиональная
педагогика изучает закономерности,
осуществляет теоретическое обоснование,
разрабатывает принципы, технологии воспитания
и образования человека, ориентированного
на конкретную профессиональную сферу
деятельности. В зависимости от профессиональной
области выделяют следующие ее разделы:
1) производственная
педагогика (изучает закономерности обучения
работающих, переориентацию их на новые
средства производства, повышение их квалификации,
переучивание на новые профессии. Необходимость
разработок в данной области педагогического
знания предопределяется объективными
законами развития как материального,
так и духовного производства. Наука обеспечивает
теоретическими обоснованиями и разработкой
дидактических средств сеть институтов,
центров, курсов переподготовки кадров,
повышения их квалификации);
2) военная педагогика
(выявляет закономерности, осуществляет
теоретическое обоснование, разрабатывает
принципы, методы, формы обучения и воспитания
военнослужащих всех рангов в военных
учебных заведениях и частях вооруженных
сил, где осваиваются воинские специальности.
Элементы военной педагогики встречаются
в общеобразовательных школах и в системе
вузовского образования);
3) медицинская
педагогика (выявляет закономерности,
разрабатывает принципы, методы, формы
обучения и воспитания медицинского персонала
в учреждениях здравоохранения).
Выделяют также такие разделы
профессиональной педагогики, как инженерная и спортивная педагогика.
5. Социальная педагогика
изучает закономерности социального воспитания
и социального обучения детей в процессе
их социализации, содержит теоретические
и прикладные разработки в области внешкольного
воспитания и образования детей и взрослых.
6. Лечебная педагогика
разрабатывает систему образовательно-воспитательной
деятельности педагогов с ослабленными
и больными школьниками. Представляет
собой интегрированную медико-педагогическую
науку.
7. Гендерная педагогика
исследует совокупность подходов, направленных
на то, чтобы помочь детям комфортно чувствовать
себя в школе и успешно решать проблемы
социализации, важной составной частью
которых является самоидентификация ребенка
как мальчика или девочки. Цель гендерной
педагогики – коррекция воздействия гендерных
стереотипов в пользу проявления и развития
личных склонностей индивида.
8. Этнопедагогика
исследует закономерности и особенности
народного, этнического воспитания, пользуется
методами и источниками педагогики, но
вместе с тем для нее актуально применение
этнографических, этнолингвистических,
археологических, этнопсихологических
и социологических методов. Цель этнопедагогики
– учет образовательных интересов представителей
отдельных этнических групп, которые в
процессе интеграции в многонациональное
государство столкнулись с опасностью
утраты родного языка, самобытной народной
культуры, этнического самосознания.
9. Семейная педагогика
разрабатывает закономерности воспитания
и образования детей в семье.
10. Сравнительная педагогика
исследует закономерности функционирования
и развития образовательных и воспитательных
систем в различных странах путем сопоставления
и нахождения сходств и отличий.
11. Исправительно-трудовая
педагогика содержит теоретические
обоснования и разработки практики перевоспитания
лиц, находящихся в заключении. Другое
название исправительно-трудовой педагогики
– пенитенциарная педагогика, или педагогика
пенитенциарных учреждений. Существуют
детская и взрослая отрасли данной науки.
12. Методики преподавания
различных дисциплин содержат специфические
частные закономерности обучения конкретным
дисциплинам, накапливают технологический
инструментарий.
Связь педагогики
с другими науками
Исследование многих педагогических
проблем требует междисциплинарного подхода,
данных других наук о человеке, что в совокупности
обеспечивает наиболее полное знание
изучаемого объекта.
Исходное значение для педагогической
науки имеет философское знание.
Оно является базой для осмысления целей
воспитания и образования в современный
период развития педагогического знания.
Теория познания позволяет опосредованно,
благодаря общности законов, определить
закономерности учебно-познавательной
деятельности и механизмы управления
ею. Эпистемология (теория познания) составляет
наиболее общую методологическую основу
педагогического исследования. Философские
категории (необходимости и случайности,
общего, единичного и особенного, законы
взаимосвязи и взаимозависимости, развитие
и его движущие силы и др.) способствуют
прогрессу исследовательской педагогической
мысли. В связи с углубленным осмыслением
феномена образования на современном
этапе человеческого знания интенсивное
развитие получает одно из философских
направлений – философия образования.
Важное значение для педагогики
имеет и этика. Выводя
нормы нравственности из жизненной практики
и различных философских систем, формулируя
их в виде моральных норм, этика, однако,
не рассматривает вопроса о том, как индивид
или общество присваивает эти нормы и
образцы поведения. Этим занимается педагогика,
выстраивая направления воспитания и
разрабатывая его методы.
Подобным образом можно представить
взаимодействие педагогики и эстетики, в результате
которого становятся возможными разработка
теории и создание действенной системы
художественного воспитания.
Педагогика, рассматривая человека
в качестве естественно-природного и социального
существа, не могла не задействовать потенциал,
накопленный в антропологии
как науке, интегрирующей знания о феномене
человека в единый теоретический конструкт,
рассматривающий природу условного человека
в его многомерности и многоликости.
О наличии взаимосвязи педагогики
и психологии свидетельствуют
базовые понятия психологии, которые,
будучи использованными в педагогической
лексике, способствуют более точному определению
явлений, фактов воспитания, образования,
обучения. Педагогика пользуется психологическим
знанием для выявления, описания, объяснения,
систематизации педагогических фактов.
Своеобразным мостом между педагогической
и психологической науками выступают
педагогическая и возрастная психология,
психология профессиональной педагогической
деятельности, психология управления
педагогическими системами и т. д.
Педагогика тесно связана с физиологией.
Для понимания механизмов управления
физическим и психическим развитием обучаемых
особенно важно знать закономерности
жизнедеятельности организма в целом
и отдельных его частей, функциональных
систем. Знание закономерностей функционирования
высшей нервной деятельности позволяет
педагогике конструировать развивающие
и обучающие технологии, инструментарий,
способствующий оптимальному развитию
личности.
Отношения между педагогикой
и экономическими науками
достаточно сложны. Система экономических
мер оказывает тормозящее или активизирующее
действие на образование и его востребованность
обществом, что сказывается на развитии
педагогических идей и педагогической
науки. Экономическая политика является
необходимым условием развития образованности
общества. Важным фактором развития педагогики
остается экономическое стимулирование
научных исследований в этой области знаний.
Социология включает в область своих теоретических
и прикладных исследований проблемы образования
и воспитания. В структуре социологической
науки плодотворно развиваются такие
направления, как социология образования,
социология воспитания, социология студенчества
и т. д. Результаты социологических исследований
являются базой для решения педагогических
проблем, связанных с организацией студенческого
досуга, профессиональной ориентацией
и др.
Существенные возможности развития
педагогической науки содержатся в перспективах
ее интеграции с отраслями медицинских наук.
Недуги, поражающие детей школьного возраста,
ставят перед педагогикой глобальную
и наукоемкую задачу – разработать специальную
систему обучения и воспитания хворающих,
недомогающих, больных школьников.
Связь педагогики с политологией
обусловлена тем, что образовательная
политика всегда являлась отражением
идеологии господствующих партий и классов.
Педагогика стремится выявить условия
и механизмы становления человека в качестве
субъекта политического сознания, возможности
усвоения политических идей и установок.
Определенную значимость для
педагогики имеет и ее связь с логикой. Логика
во многом определяет структуру содержания
образования и порядок изложения материала
в процессе обучения, а также способы развития
мышления в рамках образовательного процесса.
Безусловно, это задача и педагогики в
пределах своего предмета, но логические
схемы, фигуры, законы служат необходимой
(хотя и недостаточной) основой, если аппарат
одной науки используется для решения
прикладных задач другой.
Связи педагогики с различными
разделами математики и кибернетики
(теория вероятности, математическая статистика,
теория автоматов) важны для решения на
современном уровне педагогических проблем
с использованием аппарата этих наук:
моделирования и алгоритмизации обучения
и т. п.
В педагогических исследованиях
активно используются данные и многих
других наук. В качестве форм взаимосвязи
педагогики с другими науками выступают:
использование педагогикой основных идей,
теоретических положений, обобщающих
выводов других наук; творческое заимствование
методов исследований, применяемых в этих
науках; использование конкретных результатов
исследований других наук; ее участие
в комплексных исследованиях человека.
Рассматривая вопрос о связи
педагогики с другими науками, необходимо
отметить следующее:
• систему педагогических знаний
нельзя вывести из какой-либо одной науки;
• для разработки педагогической
теории и практических рекомендаций необходимы
данные других наук;
• одни и те же данные могут
быть использованы для достижения различных
целей;
• педагогика перерабатывает
данные других наук для более полного
познания педагогического процесса и
разработки различных способов его оптимальной
организации.
2. Педагогика
как практика: специфика, проблемы.
Практика в широком
смысле понимается как деятельность людей,
обеспечивающая развитие общества. В общей
структуре активности человека педагогическая
практика представляет собой один из ее
видов. То есть педагогика носит «деятельностный»
характер.
Выделяют профессиональную
и непрофессиональную педагогическую
деятельность. Непрофессиональная деятельность
характеризуется тем, что человек не осознает
педагогическую проблему или задачу. В
конкретной ситуации он действует интуитивно
и не может объяснить, почему поступает
следующим образом, чего хочет достичь,
поучая или воспитывая другого.