Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 16:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Вложенные файлы: 9 файлов

31-35.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

          Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей           В развитии способностей они входят лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими (Дружинин В.Н., 2002; см. аннотацию).

          Талант и гениальность являются уровнями способностей. Талант - это высшая степень способностей личности в определенной деятельности, а гениальность - высшая степень проявления творческих способностей.

          Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации (Шадриков В.Д., 1996; см. аннотацию).

          В этом плане можно выделить

          Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;

          Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.

    • Сегодня изучение способностей ведется с разных сторон:
    • в общепсихологическом плане выявляется их общественно-историческая сущность;
    • изучается их развитие в конкретных видах деятельности;
    • изучаются общие механизмы формирования способностей

Перейдем к анализу  педагогических способностей.

 

13.1.2. Сущность  педагогических способностей

Педагогическим способностями  называют совокупность индивидуально-психологических  особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

          Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

    • педагогический такт;
    • наблюдательность;
    • любовь к детям;
    • потребность в передаче знаний.

Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых  разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к  учащимся .

Педагогический такт предполагает:

    • уважение к школьнику и требовательность к нему;
    • развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;
    • внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему;
    • доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;
    • педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.

Педагогическая наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. По другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса.

 

№33 структура по Кузьминой

 

В настоящее время  концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой (Кузьмина Н.В., 1990; см. аннотацию), представляет собой  наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы.

          Сначала коротко рассмотрим некоторые аспекты педагогической системы, разрабатываемой Н.В. Кузьминой (рис. 10).

          Система представляется как множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.

          Педагогическая система определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

          Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем. В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги. Кроме того, ученый рассматривает и функциональные компоненты.

          Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость. Выделяются пять основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Эти же элементы являются элементами индивидуальной педагогической деятельности (рис. 11).

 

13.2.2. Уровни  педагогических способностей

Н.В. Кузьмина рассматривает  совокупность способностей педагога в  качестве важнейшего фактора развития и формирования способностей учащихся. В связи с этим в структуре педагогических способностей ею выделяются два ряда признаков:

Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам  собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли субъекта-объекта педагогического воздействия.

Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда, поскольку  главными средствами воспитания являются виды деятельности формирующейся личности (т.е. самого учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного результата.

Первый уровень составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического  воздействия, т.е. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом). Они обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога.

  Второй уровень составляют проектировочные педагогические способности, обращенные к способам воздействия на объект-субъект учащегося, в целях формирования у него потребности в саморазвитии, самоутверждении, в гражданственном и профессиональном становлении.

Перцептивно-рефлексивные педагогические способности, в свою очередь, по мнению Н.В. Кузьминой, включают три вида чувствительности:

    • Чувство объекта.
    • Чувство меры или такта.
    • Чувство причастности.

Уровень сформированности перцептивно-рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в  свою очередь, может быть как "хорошей", т.е. помогающей продуктивно решать педагогические задачи, так и "плохой", т.е. подсказывающей неверные решения.

 Таким образом, перцептивно-рефлексивные педагогические способности "специализируются" на анализе взаимодействия между субъектом профессионально-педагогического творчества и учащимся, за которого он отвечает (Кумекер Л., Шейн Дж.С., 1994; см. аннотацию).

          Проектировочные педагогические способности состоят в особой чувствительности к способам создания продуктивных технологий учебно-воспитательного воздействия на учащихся в целях формирования у них искомых качеств, т.е. достижения искомых конечных результатов (Питюков В.Ю., 2001; см. аннотацию).

 

13.2.3. Общие  педагогические способности

Многочисленные психолого-педагогические исследования, проведенные Н.В. Кузьминой, показали, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как:

    • гностические;
    • проектировочные;
    • конструктивные;
    • коммуникативные;
    • организаторские

Гностические способности  состоят в специфической чувствительности педагога к способам изучения учащихся в связи с целями формирования у каждого нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, обеспечивающего ему саморазвитие даже при попадании в неблагоприятную среду (Ксензова Г.Ю., 1999; см. аннотацию).

    Проектировочные педагогические способности состоят в особой чувствительности педагогов к конструированию "педагогического лабиринта", т.е. того педагогического маршрута, по которому нужно вести учащегося от незнания к знанию, чтобы ему было не просто интересно, но и полезно, экономно и глубоко, трудно и легко, напряженно и "творчески".

          Конструктивные педагогические способности состоят в особой чувствительности к тому, как построить предстоящее занятие, встречу, урок во времени и пространстве, чтобы продвинуться на пути к искомому конечному результату: с чего начать, какую систему заданий-задач предложить, как организовать их выполнение, как провести оценивание.

          Коммуникативные педагогические способности проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия и обеспечиваются:

способностью к идентификации, т.е. отождествлению себя с учащимися;

чувствительностью к  индивидуальным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способностям);

хорошей интуицией, которая  является важной характеристикой творческого  мышления, проявляемой в антиципации, т.е. в предвосхищении искомого педагогического результата, уже при выборе стратегий воздействия;

Организаторские педагогические способности состоят в особой чувствительности педагога:

к продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности и познания в учебное и внеучебное время;

продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся в группах и коллективах;

продуктивным-непродуктивным способам обучения учащихся самоорганизации;

продуктивным-непродуктивным способам организации собственного взаимодействия с учащимися;

продуктивным-непродуктивным способам самоорганизации собственной  деятельности и поведения.

Существенен вывод исследователей шгколы Н.В. Кузьминой, что педагогические способности предполагают высокий  уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие способности включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Кроме того, выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей: педагогические способности, которые либо помогают, либо нейтральны, либо мешают педагогической деятельности.

 

№34.Структура общих педагогических способностей (по Крутецкому)

 

 

Дидактические способности - способности передавать учащимися  учебный материал, делая его доступным  для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у  учащихся активную самостоятельную мысль Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

Персептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая  наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

Речевые способности - способность  ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также  мимики и пантомимики.

Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

Авторитарные способности - способность непосредственного  эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к  учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих  действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"