Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 16:48, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"
Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.
№35 понятие общих спс
«Общие способности
– это благоприятные
Разделяя способности на специальные и общие, психологи Б.Ф. Ломов, В.Н. Дружинин и др. считают, что способности связаны с общими сторонами функционирования психики, которые «проявляются не в конкретных деятельностях или группах деятельностей, а в общих формах внешней активности (поведения) человека» [5, с. 14]. Выделяя три функции психики: коммуникативную, регуляторную и познавательную, В.Н. Дружинин пишет о коммуникативных, регуляторных и познавательных (когнитивных) способностях как об общих способностях, причем особое внимание психолог уделяет исследованию именно познавательных способностей.
По-мнению М.А. Холодной [12], общие способности являются психологической основой успешности познавательной деятельности. «Специальные способности – это общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности» [12, с. 365].для того чтобы успешно справляться со своей работой. Педагог должен иметь незаурядные общие и специальные спос-ти. В число общих спос-тей входят те которые определяют высокие рез-ты в любой человеческой деят-и. А к специальным относятсятся те от которых зависит успех именно пед-ой. дея-сти. обучения и воспитания детей. Специальные спос-ти расс-им подробнее. К ним можно отнести: Спос-ть видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый предмет , устанавливать степень и хар-р такого понимания, Спос-ть сам-но подбирать учебный материал, определять оптимальные сред-ва и эффективные методы обучения, Спос-ть по разному излагать , доступным образом объяснять один и тот же учебный материал с тем ,чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися, Спос-ть строить обучение с учетом индиви-сти учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими ЗУНов. Спос-ть за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся, Спос-ть правильно строить урок ,совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию, Спосо-ть передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь на их примерах. Спос-ть к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации,а также ее непосредственное использование в пед.дея-ти, Спос-ть формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной дея-ти учения. Все эти специальные спос-ти касаются трех взаимосвязанных сторон С одной стороны , необходимо заниматься ранней диагностикой у детей пед-ких спос-ей и использовать их наличие в профконсультационной и профориентационной работе, ориентируя тех,у кого они проявляются особенно ярко, на выбор пед-кой профессии. С другой стороны ,нужно воспитывать эти спос-ти, формировать и развивать их. Особый класс специальных пед-их спос-ей составляют спос-ти к воспитанию детей. Можно выделить следующие: 1.Спос-ть правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (спос-ть к эмпатии). 2Спос-ть быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках. 3Спос-ть вызывать у ребенка благородные чувства, желание и
стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей. 4Спос-сть приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка. 5Спос-ть вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию. 6.Спос-ть находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания. 7.Спос-ть вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей. О процессе формирования и развития спос-ей педагога как воспитателя можно сказать то же самое, что утверждалось выше о спос-ях учителя, за исключением, пожалуй, одного, быть хорошим воспитателем сложнее, чем быть хорошим учителем. Это связано с тем, что среди характерных для воспитателя спос-ей больше таких, которые даны человеку от природы, чем среди спос-ей, свойственных учителю. Среди специальных пед-их спос-ей есть и спос-ть особого рода, которую нельзя однозначно отнести ни к Дея-ти учителя, ни к работе воспитателя, так как она одинаково необходима им обоим. Это спос-ть к пед-ому общениюобщения — это спос-сть наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникший ситуации. Интересны в пед. плане, но не менее изучены и порождают больше разнообразных проблем на практике так называемые невербальные формы пед. общения. Связные с тем коммуникативные спос-ти включают: умение вступать в кантат с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим чел-м; умение вести себя так чтобы дать возможность другому чел-ку проявить свои интересы и чувства; умение извлекать из общения максимум пользы для себя. Спос-ти, проявляемые в действиях чел-ка по отношению к самому себе, содержит умение управлять теми аспектами собственного поведения, кот-е важны для установления норм-ых взаимоотношений с окружающими людьми. Особой сферой проявл-я спос-ти к пед. общению явл-ся применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимул-ют успехи уч-ка, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслужены и справедливы. Эффект-е поощрение: - осущ-ся системат-ки - сопровождается объяснением уч-ля того, что именно в действиях уч-ка заслуживает поощрения. - соотносится с достижением учеником определенных результатов и т.д. Неэффективное поощрение: - Осуществляется время от времени. -Делается в общем, без специальных разъяснений. - Отмечается лишь общее участие ученика в работе и т. д. Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать и обращать слишком пристальное взимание на допущенные ими ошибки.