16
- Прогностический (определение содержания и формы общения; осмысление конкретной ситуации; продумывание алгоритма своих действий, в определенных случаях – проигрывание моментов предстоящего общения)
- Начальный (краткая эмоциональная вступительная речь; психологический настрой учащихся через проявление доброжелательности и интереса с учетом уровня развития учащихся, их индивидуальных особенностей и возможностей)
- Управление общением (проявление подлинного интереса к участникам и предмету общения; поддержание целостности взаимодействия: учитель и ученик – равноправные участники общения; направление общения в русло, определенное темой и задачами; реализация необходимости «дойти до каждого» в общении
- Анализ осуществления действий (осмысление формы и содержания общения; анализ результатов; обсуждение возможных вариантов дальнейшего общения)
17
Стили управления ученическим коллективом:
Авторитарный. При таком стиле управления вся деятельность организуется учителем без участия учеников. Этот стиль управления может применяться при решении текущих задач и предполагает большую дистанцию в образовании между 2 сторонами. Учитель в силу своей законной власти управляет учениками и ожидает от них послушания. Он принимает решения без обоснования их перед подчиненными. Решения учителя имеют характер распоряжений, которые должны безоговорочно выполняться учениками, в противном случае они могут ожидать санкций по отношению к себе. Учитель соблюдает дистанцию в отношениях с учениками, информирует их о фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он контролирует" следуют ли его распоряжениям и насколько. Субъективно оценивает результаты деятельности.
Демократический. Преподаватель учитывает индивидуальные особенности студентов, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед учениками, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. По сути этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самосознания, способный к постоянному анализу своего поведения и адекватной самооценке.
Попустительский. Характеризуется попустительством. Специальные исследования и педагогическая практика убедительно свидетельствуют, что это наиболее «вредный» для дела и разрушительный стиль. Он порождает неопределенность ожиданий учеников, вызывает у них напряженность и тревогу.
Стили профессионально-педагогического общения (Коломинский, Березовин).
- пассивно – положительный тип общения: нечетко выраженная эмоционально положительная направленность во взаимодействии с детьми.
- Активно-положительный.
- 3.Сиклотивный – нестабильный
- Активно-отрицательный: негативно направлен на детей.
- Пассивно-отрицательный: равнодушный, бездейственный.
18
Индивидуальный стиль – устойчивая система способов или приемов деятельности.
Индивидуального стиль педагогической деятельности проявляется в:
- темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
- характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
- выборе методов обучения;
- подборе средств воспитания,
- стиле педагогического общения;
- реагировании на действия и поступки детей;
- манере поведения;
- предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
- применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
А.К. Маркова и А.Я. Никонова рассматривают три группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности :
1) содержательные
2) динамические
3) результативные характеристики
Содержательные характеристики:
- преимущественная ориентация учителя: на процесс обучения, процесс и результаты обучения, только на результаты обучения;
- адекватность-неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса;
- оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;
- рефлексивность-интуитивность.
Динамические характеристики:
- гибкость-традиционность
- импульсивность осторожность
- устойчивость-неустойчивость к изменяющимся ситуациям
- стабильное эмоциональное отношение к учащимся –неустойчивое отношение
- наличие личностной тревожности – отсутствие тревожности
- в неблагоприятных ситуациях направленность рефлексии на себя – направленность на других
Результативные характеристики:
- однородность – неоднородность уровня знаний учащихся
- стабильность – неустойчивость у учащихся навыков учения
- высокий – средний – низкий уровень интереса к изучаемому предмету