Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 16:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"

Вложенные файлы: 9 файлов

51,53, 54 .doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

 

Важной составляющей гностического компонента педагогических способностей являются знания и умения, составляющие основу собственно познавательной деятельности, т.е. деятельности по приобретению новых знаний.

 

Если гностические способности составляют основу деятельности преподавателя, то определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства выступают проектировочные или конструктивные способности. Именно от них зависит эффективность использования всех других знаний, которые могут или остаться мертвым грузом, или активно включиться в обслуживание всех видов педагогической работы. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса.

 

Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться  на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации  студентов, при планировании курса  учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами и т.п. Такие способности развиваются лишь с возрастом и по мере увеличения педагогического стажа.

Вопрос  № 51

Взаимодействие школьного  психолога с учителем в школьной психологической службе»

 

1. РОЛЬ ПСИХОЛОГА  В ШКОЛЕ

Зачем нужен  психолог в школе? Работа психолога  в школе неразрывно связана с  образовательным процессом. Для  начинающего специалиста школа  – хорошая возможность приобрести ценный опыт работы с людьми, с детьми, опыт решения всевозможных психологических проблем. Но школа - это огромный социальный институт. Психолог работает не только с детьми, а также и с педагогами и родителями. Нередко в школе работают несколько специалистов-психологов (психологическая служба), так как поле деятельности психолога достаточно обширно. Рассмотрим основные методы работы психолога в школе. Кроме уроков психологии (а такие есть в ряде школ), в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.

Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических  процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка. Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого - всё это получает ребёнок в школе. Именно здесь необходимо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.

Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через  освоение поведения, и построение собственной  позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников. От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями ученика.

Кто лучше может  разобраться в поведении детей, как не их родители? Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка. Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.

  1. ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ

 

Работа психолога  в общеобразовательных школах характеризуется  рядом особенностей, среди которых  можно выделить следующие:

1) Очень широкий  спектр направлений психологической  работы при отсутствии четких, устоявшихся алгоритмов ее организации в рамках школы.

2) Специфика  работы в школе в значительной  степени обусловлена спецификой  самой школы. Психолог зачастую  воспринимается как учитель непонятно  по какому предмету. Не случайно  даже специальный стаж работы  психологом в школе приравнивается к педагогическому.

3) У большинства  учителей, родителей и учеников  имеются жесткие и не всегда  адекватные стереотипные представления  о деятельности психологов.

Учитывая названные  особенности, становится понятна актуальность проблемы адаптации молодых психологов к работе в общеобразовательных школах. Выпускники без достаточного опыта работы попадают в условия, где от них требуется делать очень много чего и не очень понятно как и где от них часто ждут совсем не того, к чему они готовились на студенческой скамье. Фаза адаптации на профессиональном жизненном пути неизбежна по двум основным группам причин. Во-первых, социальные нормы учебного заведения, подготавливающего специалистов, отличны от норм коллектива на месте будущей работы. Во-вторых, требуется привыкание ко многим тонкостям работы, которые, даже если и известны со слов преподавателя, еще не превратились в стойкие навыки. Кроме того, работа психолога, как и педагога, связана с частым возникновением нестандартных ситуаций, что требует постоянных усилий мысли и творческого подхода к делу.

А.Г. Грецов выделяет несколько основных групп проблем, с которыми столкнется любой молодой  психолог, начинающий работать в школе:

1. Проблемы собственно  профессионального плана, связанные  в основном с очень широким  спектром психологической работы и необходимостью хорошо ориентироваться в педагогике школы.

2. Организационные  проблемы, связанные с организацией  своей профессиональной деятельности  в условиях школы.

3. Проблемы интеграции  в педагогический коллектив, взаимодействия и

взаимопонимания с учителями и с администрацией.

4. Эмоциональные  проблемы, связанные с освоением  новой социальной роли.

Рассмотрим  эти группы проблем подробнее.

Сложности профессионального  плана в значительной степени  обусловлены очень широким спектром работы школьных психологов. М.Р. Битянова выделяет следующие основные направления деятельности школьного психолога:

  • Прикладная психодиагностика
  • Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками
  • Консультирование и психологическое просвещение школьников, их родителей и педагогов
  • Социально-диспетчерская деятельность

Чтобы успешно  справляться с этими направлениями  работы, психолог должен хорошо владеть  прикладной психодиагностикой, индивидуальным и семейным консультированием, навыками групповой психотерапевтической работы. Все это необходимо знать и уметь применительно к клиентам в возрастном интервале от поступающих в школу шестилеток до учителей и родителей предпенсионного возраста.

Но вся работа школьного психолога еще не сводится к этим основным направлениям. Например, иногда психологи также помогают учителям в проведении психолого-педагогических исследований (требуется хорошее знание научной методологии и математической статистики) и проводят психологические практики для студентов (помимо широкой общепрофессиональной эрудиции, это требует знания методики преподавания психологии в высшей школе). Кроме того, есть еще выступления на семинарах и педсоветах, участие в проведении родительских собраний, кружковые занятия по психологии для школьников и т.д.

Понятно, что  такой широкий спектр работы доступен далеко не для всех даже вполне состоявшихся психологов. Естественно, даже очень  способному молодому специалисту не удается работать сразу одинаково  профессионально на всех названных  направлениях. А поскольку контроль деятельности школьных психологов осуществляется обычно не очень глубоко, существует опасность перехода к поверхностному выполнению профессиональных обязанностей. В то же время, при добросовестном отношении к работе она служит мощнейшим стимулом к самообразованию и профессиональному совершенствованию. Вероятно, начинающим специалистам следует рекомендовать на первых этапах все же ограничивать свои направления работы, даже если администрация будет против, утверждает А.Г. Грецов. Например, можно начать работу с какой-то конкретной параллели классов, а уже потом распространять ее на другие возраста. Такой путь закрыт в том случае, когда в школе до прихода туда молодого специалиста уже существовала развитая психологическая служба, и новый психолог оказывается в роли преемника. Тогда адаптацию может существенно облегчить налаженный контакт со специалистом, ранее работавшим в этой школе. В противном случае преемственность в работе вряд ли реализуется.

Что касается проблем  организационного характера, то, прежде всего, они возникают в связи с организацией условий работы. Согласно теоретическим представлениям, как пишет Р.В. Овчарова, школьный психолог должен располагаться в 2-х комнатном кабинете, одна из комнат которого имеет сложное художественное оформление, несколько режимов освещения и стереозвук, а во второй находится ряд приборов, закрытый шкаф для хранения психодиагностических методик и т.д. Однако рассчитывать на такие условия в рамках общеобразовательной школы вряд ли целесообразно. Дело тут не только и не столько в экономических причинах, сколько в отсутствии таких помещений в обычных школьных зданиях. Но отдельный благоустроенный кабинет для полноценной организации работы психолога жизненно необходим, в противном случае эффективность работы ставится под сомнение. Кроме того, необходим довольно широкий набор оригинальных психодиагностических методик. К сожалению, по большей части работа осуществляется с помощью самостоятельно сделанных компьютерных распечаток и ксерокопий, что негативно влияет на результативность и надежность данных, полученных с помощью методики.

Как и любая  профессиональная деятельность, работа школьного психолога должна четко  планироваться. Это определяется не только необходимостью такого плана  для системной организации своей  деятельности, но и требованиями школьной администрации. План работы психологической службы утверждается директором и является документом, обязательным для выполнения. Конкретное содержание и форма оформления этого плана может быть разнообразной, что зависит главным образом от социального заказа и пожеланий администрации к работе психолога в данной школе, а также от принятой в школе формы оформления документации. Обычно в плане, по которому работает психологическая служба, отражены следующие составляющие:

1. Вид работы

2. Цель работы

3. Форма работы (индивидуальная или групповая)

4. Классы, в которых  проводится работа

5. Сроки выполнения  работы

Для консультирования, проведения социально-психологических  тренингов и занятий по психокоррекции в плане отводится еженедельное фиксированное время, остальные виды работ выполняются в рабочие часы по предварительному согласованию с учителями и администрацией. Интеграция психолога в педагогической коллектив происходит довольно легко в том случае, если в школе и ранее существовала психологическая служба, сформировавшая к себе положительное отношение. Если психологической службы ранее не было, целесообразно начать свою работу с того, что подробно ознакомить коллектив с задачами и направлениями работы школьного психолога. Возможно, такая рекомендация звучит несколько ненаучно, однако желательно начинать свою работу с тех ее разновидностей, которые находятся на виду у большей части педагогического коллектива (например, выступления на педсоветах, проведение психологических семинаров). Это позволит учителям лучше узнать своего психолога и будет способствовать адекватному формированию его профессионального имиджа.

Если педагогический коллектив не отличается высокой  внутренней конфликтностью и не имеет  стойкого предубеждения против психологов, то процесс интеграции в него не представляет для молодого специалиста больших сложностей. В противном случае его положение гораздо менее благоприятное. Некоторые сложности может вызывать нахождение взаимопонимания с учителями в плане определения “социального заказа” и представления результатов работы. Обычно учитель приходит к психологу примерно со следующей просьбой: “У меня с классом (конкретным учеником) что-то не так. Посмотрите, пожалуйста. Когда Вы придете протестировать класс (возьмете протестировать ученика)?”. При этом подразумевается, что психолог проведет какую-то диагностику, даст все результаты учителю и популярно объяснит, что делать с нерадивыми учениками. Попытки выяснить, что же именно по мнению учителя следует “посмотреть”, чаще всего приводят только к ответу: “Это - на Ваше профессиональное усмотрение”. Обращение к психологу формулируется как жалоба, от него ожидают конкретного “диагноза” и советов. Учителям не всегда бывает легко объяснить, что выполнение такого пожелания далеко не всегда возможно, а если и возможно, то совершенно несовместимо с нормами профессиональной этики психолога, как замечают авторы книги «Словарь-справочник по психодиагностике» Бурлачук Л.Ф. и Морозов С.М..

Что касается возможности  возникновения эмоциональных проблем, связанных с освоением новой социальной роли психолога, то в какой-то мере они неизбежны просто в связи с тем, что приход на любую новую работу - это всегда стресс. Применительно к работе психолога в школе этот стресс усиливается несколькими факторами. Например, тем, что в школе очень высокий уровень шума (особенно на переменах), дети бегают по коридорам в разных направлениях и т.п. Адаптация к этим факторам происходит быстро, сами учителя давно привыкли к таким условиям, однако на непривычного человека они действуют весьма угнетающе. Кроме того, эмоциональную нагруженность работы школьного психолога усиливает множество нестандартных ситуаций, обостренное чувство профессиональной ответственности и необходимость выполнять много видов работы, не во всех из которых чувствуется достаточная собственная компетенция. Так что не случайно стрессоустойчивость называется З.В. Овчаровой в ряду личностных качеств, наиболее актуальных для психолога (любого, а не только школьного). Если специалист обладает этим качеством и достаточно подготовлен к работе в профессиональном и личностном плане, то у него эмоциональные сложности не окажутся особо острыми и быстро исчезнут. Если же профессиональное становление пойдет в эмоциональном плане не столь успешно, то целесообразно своевременно обратиться за помощью к коллегам, а не накапливать проблемы и проецировать их на своих клиентов и школу в целом. Впрочем, бывает, что человеку в силу личностных особенностей или области интересов успешно адаптироваться к работе психологом в общеобразовательной школе так и не удается.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"