СТЕРЕОТИПНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ШКОЛЬНОМ ПСИХОЛОГЕ
Опираясь на
исследование санкт-петербургских
авторов А.Г. Грецова и А.Е. Ангервакс
(2000 г.), можно сказать, что у большинства
младших подростков уже имеются вполне конкретные представления
о том, кто такой психолог и что он должен
делать. Но зачастую эти стереотипные
представления настолько неадекватны,
что лучше бы их совсем не было. Ведь изменить
уже имеющееся убеждение всегда сложнее,
чем сформировать новое. В результате
многие попытки пропаганды психологических
знаний среди подростков оказываются
малоэффективны, так как любая исходящая
от психолога или относящаяся к нему информация
воспринимается подростками через призму
своих убеждений. Авторы приводят следующие
выявленные ими стереотипные представления
о представителях профессии «Психолог»:
- 47,5% испытуемых воспринимают психолога как врача, медицинского работника. Чаще всего такой “врач” занимается в представлении подростков лечением психических нарушений (“психологический доктор”, “лечит психов”, “излечивает людей от невменяемых состояний”, “лечит сумасшедших”). Некоторые подростки дают недифференцированные ответы (“доктор”, “лечит без лекарств”, “свое время посвящает больным”), деятельность психолога как врача не является в их понимании избирательно связанной со сферой психики;
- 14%: психолог - это ученый, занимающийся психикой - “изучает психологию человека”, “изучает поведение людей”;
- 10%: психолог как специалист, оказывающий какую-либо психологическую помощь - “принимает, выслушивает и дает советы”, “успокаивает людей” и т.п.;
- 6%: психолог как учитель - “точно такой же учитель, но с другим образованием”, “учитель по психике”;
- 22,5%: представления о работе психолога не сформированы или полностью неадекватны. Эти представления обычно положительно (“хороший человек”, “сказочник здоровья”, “психолог - это круто!”) или отрицательно (“психолог - это псих”) эмоционально окрашены, реже безразличны (“человек”, “знает, у кого какие нервы”, “проверяет человека, если у него плоскостопье”). Эти данные дают понять, что представления о деятельности психологов отсутствуют менее чем у 1/4 наших испытуемых, у остальных определенные стереотипы на этот счет уже сформированы. Однако они относительно адекватно отражают суть деятельности практических психологов лишь у 10% испытуемых. Еще 20% воспринимают психолога как ученого или учителя.