Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Несмотря на многочисленные разработки, в трактовке педагогики как науки среди специалистов до сих пор нет единства.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, ауо - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА ШПАРГАЛКА.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

          А.Дистервег наполнил систему обучения конкретными правилами, которые он рассматривал в виде требований к: содержанию обучения; обучающим; обучающимся.

         Большой вклад в разработку принципов обучения внес К.Д.Ушинский. Он выделяет следующие принципы: воспитывающий характер обучения, который выражается в идее народности обучения; систематичность, доступность и посильность обучения; прочность знаний; сознательность и активность обучения; наглядность обучения. К.Д.Ушинский дал глубокое психологическое обоснование этим принципам.

          В основе принципа сознательности и активности лежат установленные наукой закономерные положения: сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной мысли.

          В основе принципа наглядности обучения лежат следующие научные закономерности: органы чувств человека обладают разной восприимчивостью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность оптического канала связи от рецепторов к центральной нервной системе наибольшая; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует перекодирования, она запечатлевается в памяти ученика легко, быстро и прочно.

          Принцип систематичности и последовательности опирается на следующие научные положения: ученик только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина окружающего мира.

          В принципе научности закреплены закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учеников - две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учебного материала зависит не только от объективных факторов, но также и от субъективного; прочность усвоения знаний обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учеников имеет избирательный характер.

           Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития школьников, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся — с другой. Классические правила, практически реализующие принцип доступности, сформулированные еще Я. А Коменским. от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

          Принцип научности требует, чтобы ученикам предлагались для усвоения установленные наукой знания.

          Принцип эмоциональности вытекает из природы развития и деятельности ребенка. Положительные эмоции рождают такое состояние щ> души, когда мысль становится особенно яркой, учение проходит легко, быстро и приятно.

          Основой принципа связи теории с практикой является главное положение классической философии, согласно которому жизнь, практика — критерий истины, источник познавательной деятельности.

          Требования принципов педагогики реализуются через систему правил Правило - это описание педагогической деятельности в конкретных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

          Правила обучения являются переходным звеном от теории к практике. В них обычно предусматривается типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения. В иных случаях — это конкретные указания учителю, как нужно или не нужно поступать. Правила предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение требований.

 

 

 

 

 

37. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ

КЛАССИФИКАЦИЯ

          Система методов педагогического воздействия включает в себя методы убеждения, методы упражнения, методы оценки.

          В методах обучения выделяются объективная (не зависящая от учителя) и субъективная (зависящая от него)  части.

          Методы обучения выполняют разные функции: обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная. Т.е. с помощью методов учителя не только обучают, но также решают вопросы мотивации, осуществляют воспитательные воздействия, влияют на организацию учебно-воспитательного процесса.

          В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения.

Классификация методов обучения по источникам знаний, которые служат в качестве общего признака выделяемых в ней методов. Главных источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один - книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе  мощный безбумажный источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В  данной классификации выделяется пять общих методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из них может выступать в различных модификациях (видоизменениях).

           Классификация методов по назначению, или по  основной дидактической цели, для достижения которой они служат. В качестве общих признаков классификации  выступают последовательные этапы, через которые  проходит процесс обучения на уроке, и цели, которые достигаются на каждом из них. Выделяются методы: а) приобретения знаний; б) формирования умений и навыков; в)  применения знаний; г) творческой деятельности, д)  закрепления; е) проверки знаний, умений, навыков.

          В классификации методов по типу (характеру)  познавательной деятельности (уровню самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают ученики, работая по предложенной учителем схеме обучения): объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный, проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический), исследовательский.

          Классификация по степени активности учеников, в

соответствии с которой выделяются методы активные и пассивные.

         

 

По дидактическим целям выделяются две группы методов обучения: методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, и методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний. К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические методы обучения (эвристическая беседа, исследовательский метод). Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др ).

           В бинарных и полинарных классификациях методов обучения методы группируются на основе двух или более общих признаков. Например, бинарная классификация методов обучения построена на сочетании методов преподавания и методов учения.

          Существует много других классификаций. Так, немецкий дидакт Л.Клингберг выделяет методы в сочетании с формами сотрудничества в обучении.

          Польский ученый К. Сосницкий считает, что существуют два метода учения, а именно искусственный (школьный) и естественный (окказиональный), которым соответствуют два метода обучения: преподносящий и поисковый.

          Системным подходом отличается классификация методов, предложенная академиком Ю. К. Бабанским. В ней выделяются три больших группы методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля.

          Ситуационный метод - это скомбинированный из многих путей и способов метод, применяемый педагогом тогда, когда ни один из известных изолированных методов не дает возможности быстро и эффективно достичь намеченных целей в имеющихся конкретных условиях. Поэтому данный метод называется еще творческим, нестандартным и признается не всеми педагогами Главную роль в выборе и применении данного метода играет ситуация Метод позволяет принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, вытекающие из намеченной цели.

 

 

 

 

 

 

 

38.  КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

ПО ТИПУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          Классификация методов обучения по типу  познавательной деятельности получила поддержку и распространение. Она выделяет следующие методы обучения:

          Информационно-рецептивный метод. Его характерные  признаки:

  • знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
  • учитель организует различными способами восприятие

этих знаний; 

  • учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

      При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т. д ), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем.  Управляющая деятельность педагога ограничивается  организацией восприятия знаний.

          Репродуктивный метод обучения обладает  следующими признаками:

  • знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
  • учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;
  • учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их  и запоминают. Критерий усвоения - правильное воспроизведение (репродукция) знаний;
  • необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

       Преимущество данного метода - экономность. Он  обеспечивает возможность передачи значительного объема  знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной. Но репродуктивный метод должен сочетаться  с другими методами.

          Метод проблемного изложения - переходный от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому  учитель показывает путь исследования проблемы, излагая  ее решение от начала до конца. Учащиеся при таком методе  обучения не участники, а лишь наблюдатели хода размышлений, но они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

          Частично-поисковый (эвристический) метод обучения обладает характерными признаками:

  • знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
  • учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
  • учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д , в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

     Название метода - частично-поисковый потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель - учащиеся - учитель - учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Модификация данного метода - эвристическая (открывающая) беседа.

          Исследовательский метод обучения сводится к тому, что:

  • учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;
  • знания учащимся не сообщаются, учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов;
  • деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
  • учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, подученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

     Преимущество исследовательского метода обучения в том, что он предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки - значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. МЕТОДЫ УСТНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

          К методам устного изложения относятся, рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебная  дискуссия.

          Рассказ - словесный метод обучения, предполагающий устное повествовательное изложение содержания учебного  материала. Педагогические требования к рассказу: обеспечение идейно-нравственной направленности преподавания; достоверность сообщаемой информации, включение ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений; обеспечение четкости логики изложения; эмоциональность изложения; простота и доступность языка изложения; отражение личной позиции в оценке излагаемых фактов, событий.

          Функция данного метода - обучающая. Этот метод  применяется прежде всего в младших классах.

          По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назначение первого - подготовить учащихся к изучению нового материала, второй служит для изложения намеченного содержания, а третий - заключает отрезок обучения.

Объяснение - словесный метод обучения, заключающийся в истолковании закономерностей, существенных свойств изучаемых объектов, отдельных  понятий, фактов или явлений при изучении, как правило, теоретического материала различных наук, при раскрытии  коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Педагогические требования к  объяснению: точное и четкое формулирование задачи, сути  проблемы, вопроса, последовательное раскрытие причинно- следственных связей, аргументации и доказательств; использование приемов сравнений, сопоставления, аналогии; привлечение ярких примеров; обеспечение четкости логики  изложения.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"