Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Несмотря на многочисленные разработки, в трактовке педагогики как науки среди специалистов до сих пор нет единства.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, ауо - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА ШПАРГАЛКА.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

           По итогам выполнения учебных заданий осуществляется контроль, который в ПО может быть также безмашинным или машинным. При безмашинном контроле для формирования оценки используются простые приспособления (перфокарты, планшеты и т. п.), а при машинном контроле - различные технические средства, вплоть до ЭВМ. Наиболее распространенным методом организации контроля в ПО является альтернативный выбор правильного ответа из нескольких правдоподобных.

Характерной особенностью методов ПО является то, что все они неразрывно слиты в едином учебно-педагогическом воздействии.

 

 

 

 

 

 

43. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          Стимулировать, в современном понимании, значит подталкивать, побуждать ученика к чему-либо. Так уж он устроен, что без постоянных напоминаний, собственных или внешних усилий, а часто и прямого принуждения не может сдвинуться с места, недостаточно активно трудится. Было время, когда нерадивое отношение к учению расценивалось как простая лень и для преодоления этого затруднения применялось такое же простое и естественное средство — принуждение, выступавшее в различных формах, в том числе и телесных наказаний. Нынешний ребенок — свободная и независимая личность, защищенная правами, — требует иного подхода.

          Учение для школьника — трудное занятие. Одного лишь понимания того, что нужно учиться, далеко не достаточно. Нередко оказывается, что ребенок умом все уже понимает, но его интеллект идет на поводу эмоциональных переживаний, связанных с непосредственными побуждениями, и тогда ученик ищет и находит оправдания для выбора более привлекательных для него занятий. В этом случае все решают правильно подобранные и примененные стимулы.

          Мотив — Сила, побуждающая ученика учиться.

          Мотивы учения школьника — чувство долга, желание получить похвалу учителя, боязнь наказания, привычка выполнять требования взрослых, познавательный интерес, честолюбие, стремление утвердиться в классе, желание порадовать родителей, желание получать «пятерки», желание получить награду.

          Активизация — побуждение к энергичному, целенаправленному учению.

          Интерес — форма проявления познавательных потребностей, выраженная в стремлении познавать. Интерес зависит от: 1) уровня и качества приобретенных знаний, умений, сформированное  способов умственной деятельности; 2) отношения школьника к учителю.

          Стимул — «Подталкивание» ученика с целью достижения необходимого результата. Стимулы учения: желания детей, сравнение достижений, понимание учеников, интерес к их проблемам, признание достоинств, последствия поступков, одобрение успехов, привлекательность работы, справедливые требования, шанс исправиться, детское самолюбие, похвала учителя, сопереживающая критика, хорошая репутация.

          Условия мотивации (стимулирования) — Обогащение содержания личностно ориентированным интересным материалом; гуманное отношение ко всем ученикам; удовлетворение познавательных запросов; интересное общение; обогащение мышления чувствами; развитие любознательности; активная самооценка; стремление к саморазвитию; поддержка детских инициатив; ответственное отношение к учебному труду.

Стимулы опираются на тонкие, деликатные «подталкивания» учеников к выполнению определенных действий и исключают открытое «давление», грубое принуждение. Способы мотивации:

  • опора на желания ученика;
  • сравнение, примеры;
  • вызывать у учеников страстное желание чего-то;
  • понимание ученика (идти от формы к содержанию, от

эмоций к логике, чтобы заинтересовать учеников);

  • говорить о том, что интересует детей (с этого начинать);
  • использование намерения, которое возникает на основе

потребности;

  • поощрение желания добиться признания;
  • показ последствия совершаемых поступков;
  • признавайте достоинства;
  • сделать работу привлекательной;
  • стимулирование требованием (иногда говорить «надо»);
  • использование мнимых «запретов», т.к. дети любят

поступать вопреки указаниям;

  • давать ученику шанс;
  • обращение к самолюбию;
  • показ достижений;
  • похвала;

критика, сопереживая, т.е. используя:

       -подбадривающую критику;

       -критику-аналогию;

       -критику-надежду;

       -критику-похвалу;

       -критику-сопереживание;

       -критику-сожаление;

       -критику-смягчение.

Необходимо создавать ученикам хорошую репутацию, чаще прибегать к поощрениям, создавать впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима, действуйте так, чтобы все, на что побуждаете своих учеников, казалось им нетрудным. Пусть они верят в собственные силы. Пусть они будут рады сделать все, что им предложено. Эффективно присваивать титулы, звания, облекайте высокими полномочиями успешно работающих учеников.

44. ОБУЧАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ КАК МЕТОД

 ОБУЧЕНИЯ

          Основная функция обучающего контроля - контрольно-коррекционная, но при этом очень важно обеспечить органическое включение контроля в учебный процесс и  достичь того, чтобы контроль стал не обособленным элементом учебного процесса, а одновременно выполнял обучающие, развивающие, воспитательные, побуждающие  функции.

          В данном методе различают ряд модификаций: 

          Устный контроль. Осуществляется путем  индивидуального и фронтального опроса. Правильность  ответов определяется учителем, комментируется. По итогам  контроля выставляются оценки.

          Письменный контроль. Осуществляется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т. п., которые могут быть  кратковременными и длительными, а также различаться  глубиной диагностики.

          Лабораторный контроль. Направлен на проверку  умений учащихся владеть лабораторным оборудованием,  которое будет использовано на уроке. Часто сочетается с  письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.

          Машинный (программированный) контроль. При  наличии электронно-вычислительной техники и контролирующих программ применяется на всех этапах при изучении всех учебных предметов. Отличается высокой объективностью.

          Тестовый контроль. Может быть безмашинным и  машинным. В основе такого контроля лежат тесты.

          Самоконтроль. Предполагает формирование умения  самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности,  намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

          Один из способов обучающего контроля -  самостоятельная работа учащихся. Это любая организованная учителем активная деятельность учащихся,  направленная на выполнение поставленной дидактической  цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

          Как дидактическое явление самостоятельная учебная работа учащихся представляет собой как учебное задание, так и форму проявления соответствующей деятельности (памяти, мышления, творческого воображения). Следовательно, самостоятельная учебная работа учащихся - это такое средство обучения, которое вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач.

          Самостоятельная работа может быть классной (функция - контролирующая) и домашней (закрепляющая, обобщающая, контрольно-корректирующая функция).

          Подготовительные самостоятельные работы проводятся для актуализации опорных знаний, умений. Это могут быть устные или письменные упражнения на повторение, сопоставление определенных фактов, припоминание правил, способов действий, предварительное чтение заданных текстов и т. п.

          К учебным самостоятельным работам относится прежде всего самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом по учебнику или по другим источникам. Проверочные самостоятельные работы - это все учебные задания, которые учащийся выполняет в классе и дома.

         Для правильного и быстрого выполнения самостоятельной работы используются алгоритмы (описание приемов мышления или последовательности умственных операций, использующихся при решении многих однотипных заданий;). На качество и скорость выполнения самостоятельной работы влияет также способ постановки (введения) задания: как оно сформулировано, понятно ли ученикам, готовы ли дети к заданию такой трудности, выполнялись ли раньше подобные задания и т.п.

          Один из видов самостоятельной работы - ознакомление учеников с новым материалом по учебнику. При этом ученик сам определяет цель, выделяет неизвестное, обращает внимание на главное, устанавливает последовательность действий, контролирует их. Перед чтением учитель сообщит цель работы, назовет материал, который следует прочесть, поставит контрольные вопросы, на которые необходимо найти ответы при чтении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

          Контроль означает выявление, измерение и  оценивание знаний, умений обучаемых.

          Проверка - это выявление и измерение знаний, умений.

Проверка - составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной  связи между учителем и учащимися, получение педагогом  объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не  только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего.

          Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание  (как процесс) и оценку (как результат) проверки. Основой   для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные (в оценочных суждениях), так и количественные (фиксируются в баллах или процентах) показатели работы учащихся.

          Оценка это не число, получаемое в результате  измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению  значение. Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка единственное в  распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим  успехам. 

          Принципы контроля: 

          Объективность заключается в научно обоснованном | содержании диагностических тестов (заданий, вопросов),  диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений.

          Систематичность - необходимость проведения  диагностического Контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний  и до их практического применения. Школьный контроль  необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь.

          Принцип наглядности (гласности)  заключается прежде  всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок.

          Этапы проверки знаний:

  1. Предварительное выявление уровня знаний обучаемых осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с т.н. компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. Такая проверка возможна и уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела (курса).
  2. Текущая проверка в гюоцессе усвоения каждой изучаемой темы. Ее функция - обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия.
  3. Повторная проверка, как и текущая, должна быть тематической. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Эта проверка наиболее эффективна при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.
  4. Периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель - диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Функции периодической проверки систематизация и обобщение.
  5. Итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"