Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:11, шпаргалка

Краткое описание

1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИКИ
Несмотря на многочисленные разработки, в трактовке педагогики как науки среди специалистов до сих пор нет единства.
Греческим словом пейдагогос (pais - дитя, ауо - веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за детьми, играть с ними, сопровождать их в школу. В последствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки о воспитании - педагогика. Из Древней Греции происходят и многие другие педагогические термины.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА ШПАРГАЛКА.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

          Объяснение как метод обучения широко используется  в работе с детьми всех возрастных групп.

          Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала  или проверяет усвоение ими уже изученного. В зависимости  от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места  беседы в дидактическом процессе выделяют следующие  виды бесед: эвристическая беседа (учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов); сообщающая беседа (для сообщения новых знаний); закрепляющая беседа (применяется после изучения нового материала); индивидуальная беседа (вопросы адресуются одному учащемуся); фронтальная беседа (вопросы адресуются учащимся всего класса).

          Разновидность беседы - собеседование, заключающееся в обсуждении проблем с учащимися преимущественно старших классов.

          Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь; делает открытыми знания учащихся, имеет значительные воспитательные возможности.

          Лекция (лат. lectio - чтение) - систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана. В условиях средней школы она применяется в старших классах для преподавания предметов общественно-гуманитарного цикла. Технология лекционного метода  предполагает сообщение учащимся плана, указание на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстративного материала, эпизодические обсуждения, ответы на вопросы, резюме и краткий анализ литературы.

          Дискуссия (лат. discussio - рассмотрение, исследование) - метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

          Учебная дискуссия давно и успешно применяется в учебных заведениях западного мира и в целом ряде случаев обеспечивает хорошие результаты при решении тех задач, где другие методы оказываются менее эффективными. Главная функция учебной дискуссии - стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная.

          Одно из важнейших условий эффективности учебной дискуссии - предварительная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении.

 

 

 

40. НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

          К наглядным методом обучения относятся: демонстрация, иллюстрация, видеометод.

          Демонстрация (лат. demonstratio - показывание) - метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности.

          Объекты демонстрации: наглядные пособия демонстрационного характера - картины, таблицы, схемы, карты, диапозитивы, кинофильмы, модели, макеты, диаграммы, крупные натуральные объекты и препараты и др.; опыты, проводимые учителем в классе на уроках физики, химии, биологии и других учебных предметов.

          Демонстрация применяется учителем при изучении нового материала, а также при обобщении и повторении уже изученного материала.

          Условиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем учащимся; широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации.

          Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. Функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм. Но злоупотребление иллюстративностью приводит к сдерживанию развития мыслительных процессов.

          Видеометод. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомапнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Функции данного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.

          Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками: конспектирование (краткое изложение, краткая запись прочитанного), составление плана текста (разбивание прочитанного текста на более или менее самостоятельные по смыслу фрагменты и озаглавливание их), тезирование (краткое изложение основных мыслей (тезисов) прочитанного текста), цитирование (дословная выдержка из текста с обязательным указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница), аннотирование (краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла), рецензирование (написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному), составление справки (подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический, юридический и пр. характер, полученных в результате поиска), составление формально-логической модели (словесно-схематическое изображение прочитанного), составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме), составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ  ОБУЧЕНИЯ

          К практическим методам относятся: упражнения, лабораторный метод, практический метод, познавательные (дидактические) игры.

          Упражнения - это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Упражнение среди практических методов отличаются наибольшей эффективностью. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками.

          Различают специальные (многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков), производные (способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков) и комментированные (учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются) упражнения. Последние служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий

          Устные упражнения широко используются в процессе обучения. Назначение устных упражнении разнообразное: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, рассказа, логического изложения знаний и т.д.

          Письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решения задач, описания опытов и т.д.) составляют важный компонент обучения. Их главное назначение - формирование, развитие и упрочение необходимых умений и навыков.

          Графические упражнения используются при изучении математики, физики, черчения, географии, рисования, а также в процессе производственного обучения.

          Лабораторно-практические упражнения способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения. -

          Производственно-трудовые упражнения составляют систему специально разработанных трудовых действий учебного или производственного характера. Они бывают простыми и сложными.

          Требования, предъявляемые к упражнениям: сознательная направленность учащегося на повышение качества деятельности; знание правил выполнения действий; сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться; учет достигнутых результатов; распределение повторений во времени.

          Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащимися и применяется прежде всего при изучении физики, химии, биологии. Опыты могут проводиться индивидуально или в группах. Наиболее эффективен проблемный (исследовательский) лабораторный метод. Он отличается тем, что выдвигают гипотезу исследования, намечают его путь, подбирают необходимые материалы и приборы сами учащиеся.

          Практический метод отличается от лабораторного тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Функция этого метода - углубление знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

          5 этапов, через которые проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях: 1. Объяснение учителя. Этап теоретического осмысления работы. 2. Показ. Этап инструктажа. 3. Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют работу, а остальные школьники наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка. 4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Учитель особенное внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием. 5. Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.

          Дидактические игры это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс. В последнее десятилетие все большую популярность получают симуляционные игры (способствующие воспроизведению определенного качества), а также такие разновидности игрового метода, как инсценизация (заранее подготовленный диалог, дискуссия на определенную тему, театрализованное воспроизведение событий, некогда действительно имевших место или гипотетических) и генерация идей (напоминает известную «мозговую атаку», в процессе которой участники высказывают (генерируют) собственные идеи разрешения проблемы).

 

 

 

 

 

 

42. МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАННОГО 

ОБУЧЕНИЯ

          Программированное обучение - система . последовательных действия (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель ПО - улучшение управления учебным процессом. Особенности  ПО: учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы); учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и  мыслительных действий по их усвоению; каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.); при правильном выполнении контрольных заданий учащийся  получает новую порцию материала и выполняет следующий   шаг обучения; при неправильном ответе учащийся получает  помощь и дополнительные разъяснения; каждый учащийся  работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе, результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя  обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь); педагог выступает организатором обучения и помощником  (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход; в учебном процессе, широкое применение находят специфические средства ПО (программированные   учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства,  обучающие машины).

          Бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) вывели  педагогов на новую технологию компьютерного (компьютеризованного) обучения, которой, судя по всему, предстоит сыграть важную роль в преобразовании учебно-воспитательного процесса.

          Программированное и пришедшее ему на смену компьютерное обучение основывается на выделении алгоритмов обучения. Алгоритм как система последовательных  действий, ведущих к правильному результату, предписывает учащемуся состав и последовательность учебной деятельности, необходимые для полноценного усвоения  знаний и умений. Прежде чем составить обучающую  программу, нужно разработать алгоритм выполнения | мыслительных действий и учебных операций, по которому ЭВМ будет осуществлять управление учебным процессом. Эффективность обучающих программ и всего компьютерного обучения целиком зависит от качества  алгоритмов управления мыслительной деятельностью.

          Методы программированного обучения (ПО) направлены на повышение эффективности управления учебным процессом и подразумевают значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств. В методах ПО сочетаются новые и традиционные идеи. Применяемые в ПО методы можно разделить на:

  • методы предъявления информации;
  • методы выполнения программированных заданий;
  • методы контроля и коррекции.

          Предъявление (преподнесение) информации в ПО может быть организовано безмашинным и машинным способами. При первом способе учебный материал излагается в программированных учебных книгах, а при втором — выводится на экраны дисплеев. Существуют три основные системы программирования учебного материала: линейная, разветвленная и смешанная (комбинированная). В линейной программе материал разбивается на маленькие порции (дозы), которые последовательно (линейно) предъявляются для изучения. В разветвленную программу вводятся дополнительные разъяснения в тех случаях, когда учащиеся ошибаются или затрудняются с ответами. Смешанная программа представляет собой комбинацию линейной и разветвленной.

          Своеобразно организуется в ПО выполнение заданий и упражнений. Такие задания обязательно предусматриваются после усвоения каждой порции учебного материала и преследуют тройственную цель: тренаж, обратная связь и контроль. Правильность их выполнения определяет дальнейшее продвижение учащегося в обучении. Используются безмашинныи и машинный способы организации заданий и упражнений.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"