Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".
[1] Возникновение и основные этапы развития педагогики как науки.
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».
В современном понимании
Истоком европейских систем воспитания
стала древнегреческая
Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.
Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).
Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.
Деятельность французских
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.
В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.
Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.
Выдающимся отечественным
Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.
Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.
[2] Объект, предмет, задачи и функции педагогики
Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предмет педагогики – сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Педагогика в первую очередь
изучает три главные
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.
Функции педагогической науки:
[3] Основные категории педагогики:
К основным педагогическим категориям относятся воспитание, развитие, обучение, образование, формирование.
Воспитание – социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.
Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.
Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека, а также процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.
Формирование — это процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств.
[4] Современная система отраслей и областей науки педагогики.
Основными отраслями педагогики можно назвать следующие науки.
1. Общая педагогика исследует
общие закономерности
2. История педагогики изучает
развитие педагогической мысли
в различные исторические
3. Сравнительная педагогика
4. Возрастная педагогика изучает
особенности воспитания
5. Коррекционная педагогика (дефектология)
разрабатывает основы, методы, формы
и средства воспитания и
6. философия образования – область знаний, которая использует философские идеи в концепции положения об образовании.
7. Профессиональная педагогика
изучает педагогические
8. Социальная педагогика ведет
теоретические и прикладные
9. Исправительно—трудовая (
10. этнопедагогика – основывается на народных традициях.
[5] Связь педагогики с другими науками.
Педагогика активно
Наиболее тесная связь прослеживается
между педагогикой и
Связана педагогика и с физиологией.
Для управления психическими процессами
учащихся необходимо знать закономерности
физиологических процессов
Велика помощь, оказываемая педагогике социологией, а новые возможности для исследования процессов образования и обучения дают информатика и кибернетика. Кроме того, педагогика опирается на данные исследований других наук: исторической, юридической, экономической, экологической, математической и пр.
[6] Методология педагогики.
Методология – система принципов, знаний об основах и структуре пед. теории, о методах пед. исследования. Методология отвечает на вопрос, как достичь того или иного результата в познавательной или практической деятельности, ориентируясь на некоторую систему ценностей.
В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.
Все уровни методологии взаимосвязаны
и имеют определенное самодвижение.
При этом философский уровень
выступает в качестве всеобщей методологии
и содержательного основания
всякого методологического
Подходы:
[7] Методы педагогических
Методы исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Методы педагогического
Эмпирические методы
Педагогический эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.
Наблюдение - специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.
Педагогическое тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.
Регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.).
Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).
Шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность.
[8] Структура педагогического исследования.