Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты по педагогике.docx

— 77.62 Кб (Скачать файл)

является самоустранение руководителя из  учебно-производственного  процесса, снятие  с  себя  ответственности  за  происходящее. Что  касается  демократического  стиля,  то  здесь  в  первую   очередь  оцениваются  факты,  а  не   личность.   При   этом   главной   особенностью демократического  стиля  оказывается  то,  что  группа  принимает   активное участие  в обсуждении всего хода  предстоящей  работы  и  ее  организации.

 

[31] Воспитание личности в коллективе.

Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать трудолюбие, коллективизм, не вовлекая воспитанника в трудовую деятельность, в межличностные  отношения и решение коллективных проблем.

Конфронтация - (франц . confrontation), противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений

Группа - конгломерат – объединение  ранее незнакомых людей, оказавшихся  вместе по разным причинам в одно время; их отношения носят внешний,  ситуативный  характер; уровень формирования коллектива низкий. Например, группа детей в  детском лагере, вновь созданный  класс. Группа, как правило, получает название, цели деятельности, что является стартом развития, однако, будет  ли удачный финиш, это вопрос.

Группа-ассоциация – если группа приняла  цели деятельности, требования педагогов, то началось формирование коллектива, происходят изменения в межличностных  отношениях в сторону взаимодействия и взаимовлияния; это более высокий  уровень организации деятельности по сравнению с предыдущей группой.

Группа-кооперация –  её характеризует  успешная деятельность, образование  организационных структур, внутригрупповое  общение постепенно обуславливается  отношением к делу.

Группа-автономия – достигается  внутреннее единство в деятельности, в отношениях; класс или отряд  осознает себя как общность («мы», «наш класс»), активно развиваются межличностные  отношения. На данной стадии есть, однако, опасность пойти по пути крайнего обособления и превратиться в  группу-корпорацию, в которой развит групповой эгоизм, что ведет к  асоциальному поведению, к замкнутости, сосредоточению только на своих интересах, к противостоянию всем остальным.

Группа-коллектив – наряду с  высоким уровнем внутригрупповой  сплоченности, есть межгрупповые связи, возникает коллективистская направленность, появляются и все названные выше особенности.

 

[32] Нормативно-правовое обеспечение  образования и воспитание.

Государственная политика Республики Саха (Якутия) в области образования  основывается на следующих принципах:

 а) гуманистический характер  образования, приоритет свободного  развития личности на Основе  сочетания национальной самобытности  народов Республики Саха (Якутия) и общечеловеческих ценностей,  бережного отношения к жизни  и здоровью человека. Воспитание  гражданственности и любви к  Родине;

 б) единство республиканского  культурного и образовательного  пространства. Сохранение и преумножение  национальных культур и традиций  в условиях многонациональной  республики;

 в) общедоступность образования,  адаптивность системы образования  к уровням и особенностям развития  и подготовки обучающихся, воспитанников;

 г) светский характер образования  в государственных, муниципальных  образовательных учреждениях;

 д) свобода и плюрализм  в образовании;

 е) сочетание государственного  управления и общественного самоуправления  в системе образования;

 ж) обязательность образования  в объеме программы среднего (полного)  общего образования (1—XI классы);

 з) непрерывность образования  и преемственность его ступеней, разнообразие видов и типов  учебно-воспитательных учреждений, автономность образовательных учреждений;

 и) научный характер образования;

 к) связь обучения и воспитания  с жизнью;

 л) бесплатность основных  видов образования;

 м) свобода выбора языка  обучениЗакон Республики Саха (Якутия) "О ПРАВАХ РЕБЕНКА"

 С изменениями от 17 октября  2002г.

 Настоящий закон регулирует  правоотношения, возникающие в сфере  защиты жизни, воспитания и  развития ребенка в особых  условиях Крайнего Севера, Арктики  и Республики Саха (Якутия) на  основе принципов:

- приоритетности прав ребенка;

- создания благоприятной среды  обитания;

- полного исключения дискриминации  детей по национальности, языку  и цвету кожи;

- гуманности, терпимости, сохранения  индивидуальной личности ребенка;

- свободы слова, мысли, совести,  религии и личного мнения;

- равных прав и обязанностей  родителей за жизнь и воспитание  детей;

- ограждения детей от любых  форм эксплуатации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[33] Семейное воспитание и семейная  педагогика.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для  оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого  ее члена. В семье могут формироваться  все личностные качества. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании заключены основные функции семьи.

Семейное воспитание – это система  воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается  и в каждом конкретном случае проявляется  по-разному.

Концепция семейной педагогики, т. е. научные теории и основные направления, в различные исторические периоды  и при различных общественных устройствах внешне оставалась неизменной. Она включала формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как  честность и честь, достоинство  и благородство, любовь к людям  и трудолюбие, умение быть благодарным  за добро и т. д.

Создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья.

 

[34] Рациональные условия отношений  родителей и детей.

Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних  лишь платонических пожеланий и  стремлений родителей. Для этого  должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки.

 Первая и главная из них  - разумная организация семьи.  Общие перспективы, совместная  деятельность, определенные трудовые  обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов  и увлечений служат благодатной  почвой для произрастания и  развития ростков внутренних  взаимосвязей родителей и детей.

 В коллективной жизни семьи  можно наиболее успешно создавать  обстоятельства воспитательного  процесса, подкрепляющие словесные  требования.

 Дети ожидают от родителей  глубинного, пристального интереса  к их внутреннему миру, учета  их возрастных и индивидуальных  особенностей. Возрастные особенности  - это характерные для того  или иного возрастного периода  анатомо-физиологические и психологические  особенности. А под индивидуальностью  человека имеется в виду существенное  своеобразие его основных свойств  и качеств.

 Учет возрастных особенностей  детей требует постепенного изменения  воспитательных влияний на различных  ступенях становления личности.

 Подход к детям требует  от родителей педагогического  такта, учета жизненного опыта  воспитанников, их эмоционального  состояния, тонкого и неторопливого  анализа мотивов поступка, чуткого,  мягкого прикосновения к внутреннему  миру человека. Общение, совместные  дела, единые стремления становятся  наиболее естественным процессом  воспитания.

 Важная сторона обоюдных  контактов - участие в занятиях  и интересах детей. Если родители  смогут разделить интересы, увлечься  занятиями своих детей, то в  их руках окажется эффективное  средство воспитательного воздействия.

 Следование по следам интересов  и увлечения детей предполагает  также и привлечение детей  к собственным занятиям и увлечениям

 Инстинкт родственности, "голос  крови" интенсивно проявляется  тогда, когда родители и дети  по-человечески близки друг другу,  связаны узами не только родственной,  но и духовной близости. Это  важная предпосылка успешного  воспитательного процесса в семье,  проникновения во внутренний  мир детей и успешного воздействия  на них. У детей возникает  и развивается потребность советоваться  с родителями, мысленно ставить  их на свое место в трудных  жизненных ситуациях, равняться  на них, следовать их наставлениям.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное  состояние, ощущение уверенности и  надежности. А родителям приносит радостное чувство удовлетворения.

 

[35] Социокультурная среда воспитания  и развития личности.

Необходимыми элементами структуры  социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация  жизни, или пространственно-временной  хронотип, где образовательное учреждение занимает свое место.

 Социокультурная среда, таким  образом, понимается как многомерное  иерархически построенное системное  образование, включающее в себя  следующие элементы: физический  мир, систему существующих отношений  между людьми и общественными  институтами; культуру, традиции  и обычаи; «пространство» или  «набор общедоступных деятельностей», условия непосредственной жизнедеятельности  и хронотип.

Коллектив как социокультурная  среда воспитания и развития.

 Термин "коллектив" произошел  от латинского collectives - собирательный.  Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно  значимых целей, общих ценностных  ориентации и совместной деятельности.

Современный воспитательный процесс  в образовательных учреждениях  разного типа и уровня (детский  сад, школа, лицей) ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого  взаимодействия, свободы и ответственности  в воспитании ребенка.

 Средством осуществления этих  ценностных ориентации становится  детский коллектив как социальная  общность, объединяющая детей совместными  целями, общей деятельностью и  переживаниями.

Семья представляет собой комплексное  социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы  общественных отношений и процес-сов  и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось  бы столько разнооб-разных человеческих и общественных потребностей, в которой  протекали бы основные процессы человеческой жизни и которая настолько  связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому се-мья  является той социальной группой, которую  человек легче всего идентифи-цирует с собой, со своими интересами и со своим существованием в целом.

 

[36] Типы образовательных организаций.

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального,  среднего профессионального, высшего  профессионального и послевузовского  профессионального образования; 

4) учреждения дополнительного  образования взрослых;

5) специальные (коррекционные)  для обучающихся, воспитанников  с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного  образования; 

7) учреждения для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного  образования детей; 

9) другие учреждения, осуществляющие  образовательный процесс.

гимназия – общеобразовательное  учебное заведение с углубленным  изучением учебных предметов, призванное обеспечить вариативность образования  в зависимости от направления  учебного заведения, изучение образовательных  дисциплин и курсов основ наук по профилю (гуманитарному, естественно-научному, эстетическому и др.), выбранному учащимися.

Лицей – общеобразовательное учебное  заведение с углубленным изучением  дисциплин по определенному профилю. В отличие от широкого гуманитарного  гимназического это образование  с более узкой дифференциацией.

колледж— образовательная организация, основной деятельностью которой  является реализация основных образовательных  программ бакалавриата;

 • институт— образовательная  организация, основной деятельностью  которой является реализация  основных образовательных программ  бакалавриата и программ подготовки  специалиста;

 • университет— образовательная  организация, основной деятельностью  которой является реализация  основных образовательных программы  высшего образования всех уровней,  осуществление подготовки научных  кадров, выполнение фундаментальных  и прикладных научных исследований.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"