Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".
На практикуме руководитель лишь вводит в курс, определяет цели. Остальные участники, пользуясь доказательной базой, сами раскрывают и доказывают цель.
[23] Особенности организации
Главными признаками групповой (звеньевой)
формы организации учебной
– класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
– каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
– задания в группе выполняются
таким способом, который позволяет
учитывать и оценивать
Дискуссионные методы (диспут, дискуссия)
создают условия для
Диспут - свободный обмен мнениями, коллективное обсуждение вопросов, которые волнуют его участников.
Тематика диспутов должна побуждать
учеников к глубоким раздумьям, поиску
собственных решений
Теоретические факультативные занятия
проводят в форме лекций, семинарских
занятий, научно-теоретических
Практические факультативные занятия
проводят для формирования поисковых
привычек и умений в процессе решения
технических задач. Структура практических
факультативов предусматривает
постановку задач, обоснование их актуальности,
практического значения; решение
задач и конкретизацию
[24] Современные средства оценивания и диагностики результатов обучения.
Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).
Шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность.
ЭКЗАМЕН (в вузе) — проверка знаний студентов, выявление их навыков и умений применения знаний при решении профессиональных задач. Экзамен — наиболее распространённая оценка знаний человека. Отличительной чертой экзаменов является то, что они проводятся редко, между экзаменационными сессиями не бывает меньше двух месяцев.
Зачет - Проверочное собеседование преподавателя со студентом, выясняющее степень познаний студента в каком-н. предмете (спец.)
[25] Понятие и сущность метода, приемов организации и управления педагогическим процессом.
Педагогический процесс - направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.
Самые главные характеристики педагогического процесса, как их понимает современная наука, - это целостность, системность, цикличность и технологичность.
Педагогическая технология - проектирование, разработку процессов обучения, шире педагогических процессов, назначенных для решения заданных дидактических (педагогических) задач. По мнению В.П.Беспалько, задачу образуют компоненты педагогической системы: цель, содержание, состояние ученика, а технологию - процессы, формы, учитель.
Одной из основных функций организации и управления является планирование. Планирование предполагает четкую постановку целей и разработку и реализацию плана действий, направленных на достижение этих целей
Важнейшими методами планирования являются балансовый и нормативный метод. Основным методом координации и увязки плановых заданий и показателей является балансовый метод. Сущность этого метода состоит в обеспечении пропорциональности между потребностями и ресурсами при помощи системы балансов.
Сущность нормативного метода состоит
в обосновании плановых заданий
и показателей нормами и
[26] Классификация методов
Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К.Бабанский).
Метод обучения - система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я.Лернер).
Строго научной классификации методов обучения в дидактике нет, поскольку наука пока не может найти одного основания для выделения всех методов.
Поэтому есть несколько
классификаций по различным
По характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
- объяснительно-наглядный (репродуктивный)
- проблемное изложение
- частично-поисковый (эвристический)
- исследовательский
В этой классификации (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) методы делятся по уровню творческой, активной, исследовательской учебной деятельности. На одном полюсе находится метод репродуктивный, на другом - метод исследовательский. Слово, образ, действие (из предыдущей классификации) выступают здесь как средство обучения, материальная основа. Любой метод - лекцию, демонстрацию, лабораторную работу - можно построить традиционно и проблемно.
Объяснительно-иллюстративный
метод состоит в том, что
учитель сообщает знания, а ученик
воспринимает, осознает, запоминает. Ему
соответствует репродуктивный
Проблемное изложение
заключается в том, что
По дидактической цели
- методы изучения новых знаний
- методы закрепления знаний
- методы контроля.
По месту в структуре деятельности
Ю.К.Бабанский предложил
классифицировать методы, исходя
из структуры деятельности. В
ней выделены элементы
1. методы организации
и осуществления учебной
2. методы ее стимулирования и мотивации,
3. методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.
[27] Виды и средства обучения.
Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.
Виды обучения различаются по характеру
обучающей и учебной
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.
Проблемное обучение. Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.
Программированное обучение. Основная цель программированного обучения – улучшение управления учебным процессом. Учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка степени усвоения. Доза усвоена - переходят к следующей. Это и есть "шаг" обучения: предъявление, усвоение, проверка.
Модульное обучение представляет собой метод, при котором содержание учебного материала и организация его изучения заключаются в модули. Модуль – это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения, которыми должен овладеть обучаемый. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения. Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля.
[28] Воспитание как часть
Обучение - один из элементов педагогического процесса. Вторым важнейшим элементом выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка.
Воспитание способствует
Процесс социализации может
быть стихийным или
Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Конечно, учитель, организуя воспитание,
создает определенные рамки, в которых
деятельность учащихся приветствуется
им и поддерживается; тем самым
тормозится развитие тех сторон индивидуальности
ученика, которые имеют негативную
направленность. Иными словами, учитель
в ходе процесса воспитания целенаправленно
развивает социально-
Цель воспитания – это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
[29] Методы и средства
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
[30]Мастерство
Педагогическое общение –
Известный психолог В. А. Кан-Калик
выделял следующие стили
1. Общение на основе высоких
профессиональных установок
2. Общение на основе дружеского
расположения. Оно предполагает
увлеченность общим делом.
3. Общение-дистанция относится
к самым распространенным
4. Общение-устрашение - негативная
форма общения, антигуманная, вскрывающая
педагогическую
5. Общение-заигрывание,
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.
Общепринятой классификацией стилей
педагогического общения
При авторитарном стиле