Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".
Руководство негосударственным
[15] Управление образовательными системами.
Управление – процесс
Основы управления в школе – это создание условий для нормального протекания учебно-воспитательного процесса.
Директор школы обязан обеспечить высокий уровень планирования, организации, контроля. Директор – соучастник педагогического процесса, соответчик, он непосредственно участвует в работе школьного коллектива по обучению и воспитанию детей, он постоянно работает с людьми: учителями, учащимися, родителями детей.
Методы управления – это способы воздействия того или иного звена системы управления на другие, нижестоящие звенья или управляемые объекты для достижения намеченных целей управления. Методы руководства – способы воздействия на людей, реализующих, претворяющих в жизнь эти цели.
К основным функциям управления относятся анализ и планирование, организация и контроль, координация и стимулирование.
Анализ – это основа, на котором
держится вся система планирования
и организации учебно-
Планирование как одна из важнейших функций управления включает в себя определение наиболее приемлемых путей достижения поставленных целей. Оно призвано порождать планы, проекты, программы, стандарты, эталоны, критерии и т. д.
Организация есть формирование и установление относительно устойчивых отношений в управляемой и управляющей системах, действующих и развивающихся как одно целое.
Координация предполагает высокую
оперативность в установлении гармонии
между всеми звеньями и направлениями
учебно-воспитательного
Контроль – это активная стадия процесса управления, когда сопоставляются достигнутые результаты с тем, что было запланировано. Основой всей системы контрольных измерений (количественных и качественных) является обратная связь.
Стимулирование – это система
мер, направленных на создание творчески
работающего педагогического
[16] Предмет дидактики, ее функции и понятийный аппарат.
Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.
Задачи дидактики состоят в
том, чтобы (1) описывать и объяснять
процесс обучения и условия его
реализации; (2) разрабатывать более
совершенную организацию
Объектом изучения дидактики являются реальные процессы обучения.
Дидактические исследования своим
объектом делают реальные процессы обучения,
дают знания о закономерных связях
между различными его сторонами,
раскрывают сущностные характеристики
структурных и содержательных элементов
процесса обучения. В этом заключается
научно-теоретическая функция
Полученное теоретическое
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.
Общая дидактика исследует процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.
Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержания, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.
[17] Сущность процесса обучения.
Обучение — процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда и важнейшая социальная функция обучения — формирование личности, соответствующей социальным требованиям.
Обучение есть специально организованный
процесс активного
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
– двусторонний характер;
– совместная деятельность учителей и учащихся;
– руководство со стороны учителя;
– специальная планомерная
– целостность и единство;
– соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
– управление развитием и воспитанием учащихся.
В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:
– стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;
– организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;
– развитие мышления, памяти, творческих способностей;
– совершенствование учебных
– выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Структурные элементы процесса обучения: цели и задачи обучения; содержание обучения; субъекты обучения; методы обучения; формы организации обучения, результаты обучения.
[18] Педагогические технологии
Педагогические технологии – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Традиционный тип обучения реализуется в основном через классно-урочную систему обучения, которая была создана около 400 лет назад.
Традиционное обучение характеризуется обязательным элементом – уроком, который представляет собой одновременное занятие с целым классом. При этом преподаватель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала, его воспроизведение учащимися, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Преподаватель является единственным инициативно действующим лицом. Главное усилие преподавателя при этом направлено на то, чтобы наилучшим образом представить учебную информацию. Учащийся также должен предъявить преподавателю усвоенное содержание учебного материала.
Игровые технологии обучения
Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную, коммуникативную, самореализации, игротерапевтическую, диагностическую, коррекции, межнациональной коммуникации, социализации.
Понятие "игровые педагогические
технологии" включает достаточно обширную
группу методов и приемов организации
педагогического процесса в форме
различных педагогических игр. Педагогическая
игра обладает существенным признаком
– четко поставленной целью обучения
и соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть
обоснованы, выделены в явном виде
и характеризуются учебно-
Реализация игровых приемов
и ситуаций при урочной форме
занятий происходит по таким основным
направлениям: дидактическая цель ставится
перед учащимися в форме
[19] Инновации в образовании (
Педагогические инновации –
это идеи, процессы, средства и результаты,
взятые в единстве качественного
совершенствования
Педагогический процесс
Уровни нововведений: низкий – инновации, предполагающие изменения в виде необычных названий и формулировок; средний – изменение форм, не затрагивающее сущностей; высокий – изменяющий систему или ее главные компоненты по существу.
Чаще всего инновационной
Гуманистическая педагогика — система
научных теорий, утверждающая воспитанника
в роли активного, сознательного, равноправного
участника учебно-
[20] Основная классификация форм организации учебного процесса.
Формы организации образовательного процесса:
· урок (35 или 45 минут) - основная форма обучения в школе;
· лекция (90 или 120 минут, с перерывом или без) - основная форма обучения в вузе;
· семинар - практическое занятие всей учебной группы;
· лабораторный практикум - практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования;
· учебная экскурсия на
природу, предприятие, в музее,
· групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся (их родителей) в школе или студентов в вузе;
· иные формы организации.
[21] Урок – основная форма организации обучения в школе.
Урок является ключевым компонентом
классно-урочной системы
Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющими признаками.
Одна из первых наиболее обоснованных
классификаций принадлежит
Уроки классифицируют также исходя
из цели организации занятий, содержания
и способов проведения уроков (М.И. Махмутов);
основных этапов учебного процесса (С.В.
Иванов); дидактических задач, которые
решаются на уроке (Н.М. Яковлев, А.М. Сохор);
методов обучения (И.Н. Борисов); способов
организации учебной
Наибольшую поддержку среди
теоретиков и практикой получила
классификация уроков по двум существенным
признакам – дидактическим
1) комбинированные (смешанные);
2) уроки изучения новых знаний;
3) уроки формирования новых
4) уроки обобщения и
5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;
6) уроки практического
[22] Общая характеристика
Традиционные формы
1. Лекционные занятия: знание
основных понятий, их свойств,
применение как внутри
2. Семинарские и практические
занятия: умение решать задачи
различного типа, в том числе
и практического содержания; систематизировать
и обобщать факты, делать
3. Самостоятельная внеаудиторная
работа: умение работать с учебной
и научной литературой,
Коллоквиум - дна из форм учебных занятий, беседа преподавателя с учащимися (обычно в вузах) для выяснения знаний. В отличие от семинара главное на коллоквиуме — это проверка знаний с целью их систематизации. Коллоквиум может проводиться по вопросам, обсуждавшимся на семинарах. Конкретные вопросы для коллоквиума студентам не сообщаются, однако заранее формулируются преподавателем.