Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:35, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты по педагогике.docx

— 77.62 Кб (Скачать файл)

Руководство негосударственным образовательным  учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем.

 

[15] Управление образовательными  системами.

Управление – процесс воздействия  на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования  присущих этой системе объективных  законов.

Основы управления в школе –  это создание условий для нормального  протекания учебно-воспитательного  процесса.

Директор школы обязан обеспечить высокий уровень планирования, организации, контроля. Директор – соучастник педагогического  процесса, соответчик, он непосредственно  участвует в работе школьного  коллектива по обучению и воспитанию детей, он постоянно работает с людьми: учителями, учащимися, родителями детей.

Методы управления – это способы  воздействия того или иного звена  системы управления на другие, нижестоящие  звенья или управляемые объекты  для достижения намеченных целей  управления. Методы руководства –  способы воздействия на людей, реализующих, претворяющих в жизнь эти цели.

К основным функциям управления относятся  анализ и планирование, организация  и контроль, координация и стимулирование.

Анализ – это основа, на котором  держится вся система планирования и организации учебно-воспитательного  процесса.

Планирование как одна из важнейших  функций управления включает в себя определение наиболее приемлемых путей  достижения поставленных целей. Оно  призвано порождать планы, проекты, программы, стандарты, эталоны, критерии и т. д.

Организация есть формирование и установление относительно устойчивых отношений  в управляемой и управляющей  системах, действующих и развивающихся  как одно целое.

Координация предполагает высокую  оперативность в установлении гармонии между всеми звеньями и направлениями  учебно-воспитательного процесса, между  управляющей и управляемой системами, изменение отношений, мотивации, вовлеченности  в работу, рост творческой активности.

Контроль – это активная стадия процесса управления, когда сопоставляются достигнутые результаты с тем, что  было запланировано. Основой всей системы  контрольных измерений (количественных и качественных) является обратная связь.

Стимулирование – это система  мер, направленных на создание творчески  работающего педагогического коллектива и активную целенаправленную деятельность учащихся.

 

[16] Предмет дидактики, ее функции и понятийный аппарат.

Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая  теорию образования и обучения. Предмет  дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.

Задачи дидактики состоят в  том, чтобы (1) описывать и объяснять  процесс обучения и условия его  реализации; (2) разрабатывать более  совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии.

Объектом изучения дидактики являются реальные процессы обучения.

Дидактические исследования своим  объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов  процесса обучения. В этом заключается  научно-теоретическая функция дидактики.

Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися  целями содержание образования, устанавливать  принципы обучения, определять оптимальные  возможности обучающих методов  и средств, конструировать новые  образовательные технологии и т. д. Все это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях  учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Общая дидактика исследует процесс  преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также  результатами, к которым он приводит.

Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают  закономерности протекания процесса, содержания, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

 

[17] Сущность процесса обучения.

Обучение — процесс социально  обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда и важнейшая  социальная функция обучения — формирование личности, соответствующей социальным требованиям.

Обучение есть специально организованный процесс активного взаимодействия между учеником и педагогом, в  результате которого у учащегося  формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной  активности. А педагог создает  для активности обучаемого необходимые  условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств  для формирования у людей способности  к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации  и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению  научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения  и нравственно-эстетических взглядов.

В современном понимании для  обучения характерны следующие признаки:

– двусторонний характер;

– совместная деятельность учителей и учащихся;

– руководство со стороны учителя;

– специальная планомерная организация  и управление;

– целостность и единство;

– соответствие закономерностям возрастного  развития учащихся;

– управление развитием и воспитанием  учащихся.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

– стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

– организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

– развитие мышления, памяти, творческих способностей;

– совершенствование учебных умений и навыков;

– выработка научного мировоззрения  и нравственно-эстетической культуры.

Структурные элементы процесса обучения: цели и задачи обучения; содержание обучения; субъекты обучения; методы обучения; формы организации обучения, результаты обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[18] Педагогические технологии обучения.

Педагогические технологии – это  способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов  и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Традиционный тип обучения реализуется  в основном через классно-урочную  систему обучения, которая была создана  около  400 лет назад.

Традиционное обучение характеризуется  обязательным элементом – уроком, который представляет собой одновременное занятие с целым классом. При этом преподаватель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала, его воспроизведение учащимися, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Преподаватель является единственным инициативно действующим лицом. Главное усилие преподавателя при этом направлено на то, чтобы наилучшим образом представить учебную информацию. Учащийся также должен предъявить преподавателю усвоенное содержание учебного материала.

Игровые технологии обучения

Игра – вид деятельности в  условиях ситуаций, направленных на воссоздание  и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность выполняет следующие  функции: развлекательную, коммуникативную, самореализации, игротерапевтическую, диагностическую, коррекции, межнациональной  коммуникации, социализации.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации  педагогического процесса в форме  различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком  – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Реализация игровых приемов  и ситуаций при урочной форме  занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой  задачи; учебная деятельность подчиняется  правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную  деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую  задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается  с игровым результатом.

 

[19] Инновации в образовании (понятийный  аппарат, уровни)

Педагогические инновации –  это идеи, процессы, средства и результаты, взятые в единстве качественного  совершенствования педагогической системы.

Педагогический процесс протекает  в педагогической системе. Педагогическая система – это объединение  компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают допустимый предел, система разрушается, на ее месте возникает новая система  с другими свойствами.

Уровни нововведений: низкий –  инновации, предполагающие изменения  в виде необычных названий и формулировок; средний – изменение форм, не затрагивающее сущностей; высокий  – изменяющий систему или ее главные  компоненты по существу.

Чаще всего инновационной называют гуманистическую педагогику: она  не требует внешней перестройки  педагогической системы; эффект повышенного  учебно-воспитательного влияния  достигается за счет внутренней перестройки  системы.

Гуманистическая педагогика — система  научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного  участника учебно-воспитательного  процесса, развивающегося по своим  возможностям.

 

[20] Основная классификация форм  организации учебного процесса.

Формы организации образовательного процесса:

 

· урок (35 или 45 минут) - основная форма  обучения в школе;

· лекция (90 или 120 минут, с перерывом  или без) - основная форма обучения в вузе;

 · семинар - практическое  занятие всей учебной группы;

· лабораторный практикум - практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением  эксперимента, опыта, исследования;

 · учебная экскурсия на  природу, предприятие, в музее,  на выставку и пр.;

· групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным  учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или  по просьбе учащихся (их родителей) в школе или студентов в  вузе;

 · иные формы организации.

 

[21] Урок – основная форма  организации обучения в школе. 

Урок является ключевым компонентом  классно-урочной системы обучения. Это законченный в смысловом, временном и организационном  отношении отрезок учебного процесса.

Имеются несколько подходов к классификации  уроков, каждый из которых отличается определяющими признаками.

Одна из первых наиболее обоснованных классификаций принадлежит советскому дидакту И.Н. Казанцеву, предложившему  группировать уроки по двум критериям: содержанию (например, уроки математики разделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них – в зависимости  от содержания преподаваемых тем); способу  проведения (уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и  т. д.).

Уроки классифицируют также исходя из цели организации занятий, содержания и способов проведения уроков (М.И. Махмутов); основных этапов учебного процесса (С.В. Иванов); дидактических задач, которые  решаются на уроке (Н.М. Яковлев, А.М. Сохор); методов обучения (И.Н. Борисов); способов организации учебной деятельности учащихся (Ф.М. Кирюшкин).

Наибольшую поддержку среди  теоретиков и практикой получила классификация уроков по двум существенным признакам – дидактическим целям  и месту уроков в общей системе:

1) комбинированные (смешанные);

2) уроки изучения новых знаний;

3) уроки формирования новых умений;

4) уроки обобщения и систематизации  изученного;

5) уроки контроля и коррекции  знаний, умений;

6) уроки практического применения  знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и  др.).

 

 

[22] Общая характеристика

Традиционные формы организации  занятий предопределяют установившийся стандартный перечень контролируемых элементов процесса обучения.

1. Лекционные занятия: знание  основных понятий, их свойств,  применение как внутри изучаемой  дисциплины, так и в других  областях науки и практики.

2. Семинарские и практические  занятия: умение решать задачи  различного типа, в том числе  и практического содержания; систематизировать  и обобщать факты, делать выводы  на основании анализа и моделирования  ситуаций и явлений.

3. Самостоятельная внеаудиторная  работа: умение работать с учебной  и научной литературой, приобретение  навыков самообучения, наличие исследовательских  умений и навыков.

Коллоквиум - дна из форм учебных  занятий, беседа преподавателя с  учащимися (обычно в вузах) для выяснения  знаний. В отличие от семинара главное на коллоквиуме — это проверка знаний с целью их систематизации. Коллоквиум может проводиться по вопросам, обсуждавшимся на семинарах. Конкретные вопросы для коллоквиума студентам не сообщаются, однако заранее формулируются преподавателем.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"