Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 130.74 Кб (Скачать файл)

3. Объект педагогической  деятельности (воспитанник) — постоянно  развивающийся и меняющийся динамичный  индивид (или группа). Он имеет  свои потребности, цели, мотивы  деятельности, интересы и ценностные  ориентации, которые регулируют  его поведение. И, следовательно,  педагогу приходится “приспосабливать”  свою работу к особенностям  этого объекта, чтобы он стал  союзником, активным соучастником  учебно-воспитательного процесса.    

4. Педагогическая деятельность  имеет коллективный характер. В  школе, в других учебно-воспитательных  учреждениях, работает не педагог-одиночка, а один из членов педагогического  коллектива.          

5. Целенаправленная и  организованная профессиональная  деятельность педагога проходит  в природной и социальной среде.  Она в свою очередь представляет  собой мощный, хотя часто неорганизованный, случайный и потому неуправляемый  фактор, воздействующий на развитие  и формирование личности.      

6. Из названных особенностей  вытекает следующая: творческий  характер педагогической деятельности. Диагностируя и оценивая динамичную  учебно-воспитательную ситуацию, педагог  постоянно корректирует намеченные  операции, приемы и действия, ищет  новые, оптимальные пути достижения  цели. Педагог в живой работе  не может ограничиться лишь  накопленным опытом профессиональной  деятельности. Он постоянно ищет  новое, пополняет и обогащает  запас приемов и методов работы. 
      7. Результаты профессиональной деятельности педагога отдалены во времени, иногда значительно.            

8. Учитель не имеет права на  ошибку — в его руках —  судьба человека. Образно говоря, работа учителя сразу, без репетиций выполняется набело, без черновиков, потому что воспитанники — это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня.

      9. Учитель-профессионал не только учит других, но и сам постоянно учится, совершенствуя мастерство. Если он не будет пополнять свои знания, то наступит время, когда нечего будет отдавать другим. Непрерывное образование, таким образом, является характерной особенностью педагогической профессии.

  1. Составные части педагогического мастерства учителя. Пути овладения педагогическим мастерством.

Пед. мастерство выражается в совершенном овладении педагогом методами и приемами , всем арсеналом пед. умений и навыков, обеспечив-х практич-ое воплощение пед. исскуства в процессе формир. Личности.

Пед. мастерство с  технологич. Точки зрения – это система, основными компонентами которой явл.  Высокая общая культ. , гуманистическая направленность , поф. З и У, творчество и пед. СП-ти , технологическая компетентность.

Гуманитарная  культура педагога – это сов-ть личностных и проф-х качеств , ориентаций и умений.

Компетентность – овладение  чел. Способностью и умением выполнять  опред. Трудовые функции

Проф. Компетентность явл. одним из субъективных факторов педагога. Это понятие выражает личные возможности учителя, позволяющие ему сам-но и достаточно эффективно решать пед. задачи.

Педагог в процессе воспит. детей проявляет и реализует  себя в трех направлениях :орг-ой, сфере  общения и взаимодействия  с  детьми и воздействии на них.

Пед. орг. начинается с общего замысла . реальный этап пед. орг. Начинается с постановки реальной цели, деловых задач . след. Элемент мастерства  - умение с учетом пожеланий и мнений шк-ов , рааставить их по рабочим местам, распределить поручения. Кроме того нужно четко проинструктировать каждого реб.

Пед. общение – сов-ть средств и методов , обеспеч-х реализацию целей и задач воспит. , бучения и определяющий хар-р взаимодействия педагога и уч-ся.  

Формы общения:

- вербальные – слова посылаемые партнеру;

- мимические  - выражение  лица, взгляд

- тактильные – прикосновение  рук, объятия;

- Пластические

- Предметные

- Действенные

Стили пед. общения 

  1. Общение на основе высоких проф-х установок  педагога
  2. Общенеи на основе дружеского расположения
  3. Общение-дистанция. Такой стиль формир. Отношение «учитель-ученик», постоянно прослеживаетсядистанция во всех сферах
  4. Общение –устрашение – негативная форма общения,  антигуманная
  5. Общение-заигрывание – хар-но для учителей , стремящихся к популярности

Чаще всего встреч. Смешанный  тип общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность процесса обучения.

 

Сущность педагогического  образования. Поскольку образование  как предмет педагогики – это  педагогический процесс, то словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический  процесс» будут синонимичными. Педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства — еще два компонента педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Цель внутренне присуща (имманентна) педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствует в явном или неявном виде как в средствах, так и в деятельности педагогов и воспитанников. Она функционирует на уровне ее осознания и реализации. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования. С позиции системного подхода безосновательным представляется возведение в ранг структурных компонентов педагогического процесса методов педагогической деятельности, приемов, средств коммуникативного воздействия, организационных форм и т.п. Они, так же как и цель, имманентны динамической системе «педагог воспитанник». В них самих и в результате их взаимодействия рождаются методы, приемы, формы организации и другие искусственные элементы педагогического процесса.

Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы — его способность  к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостность — синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.1

Закономерности педагогического  процесса. В закономерностях, напомним, отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи. Даже без специального исследования можно заключить, что в столь  сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется  большое количество разнообразных  связей и зависимостей.

Среди общих закономерностей  педагогического процесса выделяются такие:

Принципы  организации педагогического процесса:

1. Гуманистическая направленность.

2. Связь с жизнью и  производственной практикой.

3. Соединение обучения  и воспитания с трудом на  общую пользу (воспитывает не  сам труд, а его социальное  и интеллектуальное содержание).

4. Научность.

5. Ориентированность на  формирование в единстве знаний  и умений сознания и поведения.

6. Обучение и воспитание  детей в коллективе (оптимальное  сочетание коллективных, групповых  и индивидуальных форм организации  педагогического процесса).

7. Преемственность, последовательность  и систематичность.

8. Наглядность.

9. Эстетизация (формирование  эстетического отношения к действительности).

Принципы управления деятельностью воспитанников:

1. Сочетание педагогического  управления с развитием инициативы  и самостоятельности воспитанников.

2. Сознательность и активность  учащихся (осознание учащимися технологии  учения, владение приемами учебной  работы, осознание прикладного значения  теоретических идей).

3. Уважение к личности  педагога в сочетании с разумной  требовательностью.

4. Опора на положительное  в человеке.

5. Согласованность требований  школы, семьи и общественности.

6. Доступность и пассивность  обучения и воспитания.

7. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

 

  1. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения.

  Единство образовательной,  воспитательной и развивающей  функций обучения – это принцип педагогической деятельности. Процесс обучения должен быть спроектирован и осуществлен так, чтобы и содержательная, и процессуальная его стороны выполняли функции, определяемые потребностями личности, общества, государства.

   Основной смысл образовательной функции состоит в освоении учащимися системы научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.

   Научные знания  включают в себя факты, понятия,  законы, закономерности, теории, обобщенную  картину мира. В соответствии  с образовательной функцией они  должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта.  Наиболее полная реализация этой  функции должна обеспечить полноту,  систематичность и осознанность  знаний, их прочность и действенность.

   Умение как умелое  действие направляется четко  осознаваемой целью, а в основе  навыка, т. е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

   Воспитательная  функция неразрывно связана с содержанием, формой и методами обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

   Помимо содержательного  компонента, обучение несет в  себе развивающий компонент, т. е. выступает не только как процесс передачи знаний, но и как средство развития мышления учащихся.

   Развивающая  функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика закрепилась в термине «развивающее обучение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные этапы овладения знаниями.

1. Восприятие уч. Материала

Сущность: уч-ся с помощью орг. Чувств восприним. Внешнее св-во особенноси и признаки, изучаемых предметов  и явл.

Результат: формир. Представлений  формы знаний.

2. Осмысление – есть мысленное постижение причин и следствий раскрытие сущности явл. И формир. На этой основе различных теоретич. Обощений , правил выводов, закономерн.

Процесс включает мыслительные операции: анализ (восприятие внешних св-в  и признаков) объясняет мат. 2 раза. 2 вида осмысления и 1 послед.

Логическая группировка признаков  и св-в изуч. Предметов и явл. , и выделения наиболее сущ-х и  общих мысленное постижение сущ-ти изуч. Предметов и явл. Проверка обоснованности. Результатом осмысления явл. Понимание  изуч. Мат. И образов. Понятий.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"