Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Педагогика".
3. Осущ. развития уч-ся.: были ли осн. мыслит операции, развитие познават. самост. уч-ся, осущ. ли межпредмет.связи, средства развития творческ. мышления, эстетич. развития.
4. Воспитание в проц. урока:
5. Соблюдение осн. принципов дидактики.
6. Выбор методов обуч.
7..Работа учителя на уроке
8. Работа учащихся
9.Гигиенич. условия труда.
10. Некоторые спец. задачи.
Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (АА. Бударный).
В данном определении можно
выделить специфические при знаки,
отличающие урок от других организационных
форм обучения: постоянная группа учащихся,
руководство деятельностью
Каждый урок складывается
из определенных элементов (звеньев, этапов),
которые характеризуются
Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, но, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Наиболее разработанной и используемой на практике является классификации, предложенная Б. П. Есиповым. Ее основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет:
• комбинированные, или смешанные, уроки;
• уроки по ознакомлению
учащихся с новым материалом, имеющие
целью ознакомление учащихся с фактами,
конкретными явлениями или
• уроки закрепления и повторения знаний;
• уроки, имеющие основной
целью обобщение и
• уроки выработки и закрепления умений и навыков;
• уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.
Типы уроков, простые по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующую дидактическую цель, более всего применимы в средних и старших классах. В начальных классах, учитывая возраст учащихся, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Даже контрольные уроки здесь довольно часто включают в себя другие виды работы: устное сообщение материала, чтение интересного рассказа и др. Именно этот тип урока называется комбинированным (смешанным), или структурно сложным, уроком. Примерная структура комбинированного урока: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.
Под уроком ознакомления учащихся с новым материалом, или сообщения (изучения) новых знаний, понимается такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих практикуется и то и другое. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.
На уроках закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других — решают новые задачи на известные им правила, в третьих — устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых — делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.
С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока к уроку материал усложняется. При этом если в начале работы упражнения выполняются детьми с большой помощью учителя и с предварительной проверкой того, как они поняли задание, то в дальнейшем учащиеся сами устанавливают, где и какое правило требуется применить. Они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной практике. Структура уроков выработки и закрепления умений и навыков: воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ; задание на дом.
Обобщающими уроками
Уроки проверки (контрольные)
Подготовка учителя к уроку.
1. Изучение программы – сост. годового планирования.
2. Изучение определ. темы (ЗУ, кот. должны быть сформированы у уч-ся) – тематич. планирование.
3. Подготовка к отдельному уроку: а)отбор содержания, знакомство с учебником
б)методика урока: тема, цель, задачи, тип, продумывание структурных элементов, методы, определение части материала для самост. изучения., закрепление матер, д/з
Индивидуализация обуч-я (как цель)- учет индив. особ-стей каж. уч-ка в процессе обуч.
Дефф-ия (как ср-во) – такая форма уч. пр-са при кот учитыв. индив. особен. уч.
Цели И.: 1. усоверш-ть ЗУН, повышать уровень Зн.; 2. форм-ние и разв. логич. мышл.; 3. созд. предпосылок для разв. интересов; 4. восп-е неповторимой личности.
Экскурсия – форма организации учебно - воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения, изучать предметы и явления природы в естественных или искусственно созданных условиях.
Цель: ознакомить
учащихся с объектами и
Содержание экскурсий
должно иметь непосредственную
связь с пройденным на
Экскурсия в природу
является одной из доступных
форм работы с младшими
В соответствии
с учебными программами
Анализ программ,
входящих в различные
По тематике
все экскурсии можно
а) наблюдения за явлениями в неживой и живой природе в различное время года, ознакомление с многообразием органического мира (сезонные экскурсии в природу);
б) ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;
в) экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, по ознакомлению с природными богатствами своего края и проблемами охраны окружающей среды;
г) экскурсии в музеи, зоопарки, на производство и т.д.
Значение экскурсий:
Образовательное:
-углубление, расширение знаний, понятий об отдельных предметах и явлениях природы;
-формирование целостного
мировоззрения о
-проверка теоретических знаний на практике;
- приобретение навыков
самостоятельной
Развивающее:
-развитие наблюдательности, внимания, сообразительности;
- развитие умения сравнивать и анализировать;
-развитие интереса к изучению природы;
Воспитательное:
-эстетическое воспитание;
-воспитание патриотизма, любви к природе;
-воспитание культуры
поведения в природе,
- воспитание бережного отношения к природе
Структура экскурсии.
1. Общее введение (место,
время проведения экскурсии,
2. Вводная беседа ( тема, цель, актуализация знаний по теме).
3.Непосредственно экскурсия,
объяснение учителя,
4.Отчёт о проделанной работе, демонстрация собранного материала.
5. Дополнительное сообщение учителя по необходимости.
6.Заключительная беседа. Подведение итога.
7. Домашнее задание(заполнить таблицу, составить коллекцию, нарисовать..).
Цель: расширить и углубить З и У получ. На уроках , предотвратить их забывание, развить индивид. Склонности, доравания и сп-ти уч-ся.
Внеурочная уч-ая деят-ть операется на самод-ть созн-ть, акт-ть и инициативу уч-ся.
Сущность: состоит в сам-ом выполнении заданийучителя по повторению и более глубокому усвоению уч. Мат. И его применение на практике, разв. Тв-х сп-ей и совершенствованию уч-х УН
Дидактич. Ф-ции:
Требования к учителю:
Правила для уч-ся:
Контроль- это выявление , измерение и оценивание ЗУН уч-ся
Оценка – результат проверки
Отметка – условное обозначение ЗУН обучаемых
Проверка ЗУН явл. Составной
частью процесса обучения и осуществляетсяв
в иде постояноого и
Требования к проверке: