Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Педагогика".
4. Личность сама
предъявляет себе требования
согласно требованиям
Признаком сформ-ти колл-ва: 1)ощущение собственного достоинства, вытекающих из представления о ценности своего колл-ва, гордости за него; 2)ощущение защищенности каждого члена; 3)активность; 6)привычка к сдержанности в эмоциях и словах.
Три модели отн-ий между Л. и К. 1) Личн-ть подчиняется К. 2) гармонизация отн-ий .3) личн-ть подчиняет К. (лидерство)
Значение коллектива:
1.Личность получает
2. Коллектив – элемент воспитания, к которому надо стремиться .
3. Легче приучить
соблюдать правила в
Развитие групп (Уманский):
1. Группа – конгломерат – 1-ый класс – ничто не связывает.
2. Группа – ассоциация – притирка друг к другу.
3. Кооперация –
отличное знание друг друга.
Высокий уровень групповой
4. Группа – автономия
– не только деловые и
5.1 Группа – корпорация
– зацикленность на своих
5.2 Группа – коллектив – демократические отношения.
Коллектив формир. Не сразу. Процесс формир. Коллектива длит-ый и проходи в несколько этапов:
1 этап – становление,
первоначального сплачения,
По А. С. Макаренко требов. Высказано в категорической форме (не гнущееся требование) необходимона первых порах в каждом коллективе. Выделяется актив, проявля-ся инициатива.
2 этап – основным
Педагоги в связи сэтим необходимо отказаться о тпрямых требований. Здесь вступает в силу метод параллельного действия . т.к. педагог имеет возможность опираться в своих требованиях на группу уч-ся , кот. Его поддерживают
3 этап. – органически
вырастает из 2-ого, сливается
с ним. Складыв-ся система
Позиция педагога заклчается в изучении каждого шк-ка, в воздействии на отд-х членов кол-ва
М\у этапами нет четких границ, каждый последующий не сменяет предыдущий, а как бы добовляется к нему
Кол-в не должен останавливаться в своем развитии , даже если он достиг высокого уровня.
К-в – сложный оркестр, в кот. Каждый имеет свой инструментиграет на нем. Это означает, чтов каждом чел. Должны раскрываться данные ему от природы задатки. – В. А. Сухомлинский
УВ – процесс направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, мышления, формированием мировоззрения.
Задачи УВ: 1)развитие качеств ума (быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность), 2)разв. мысл.опер.(анализ, синтез, сравнение, обобщение), 3)планиров. деят., 4)ставить цели и работа с источ-ми.
Умения, кот. нужно сформ-ть: читать, писать, считать, излаг.мысли, самостоят. раб-ть.
Две точки зрения на природу умственного развития:
1) интеллект, умственные способности даны от рождения..
2)умственные силы развиваются
под влиянием внешней среды.
Для их развития требуется
специальная деятельность —
Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения.
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности явл. формирование мировоз-я школьников. Мировоз-е представляет собой целостную сист. науч., филосовских, соц.-полит., нравственных, эстетич. взглядов иубеждений человека, кот. отражает в его сознании целостную картину мира и определ. направленность его деят-ти.
Структура: знания, взгляды, убеждения.
Соединяя в себе сложную
совокупность целостных отношений
чел. к окруж. действительности, науч.
мировоз-е интегрирует все св-
Формирование мировоз-я зависит от воздействия на интеллект, эмоции, волю, от акт. прак. деят-ти личности.
Интеллект. компонент мировоз-я предполагает движение от непосредственного, чувственного отражения действительности к абстрактному, понятийному мышлению.
Эмоц.-волевой компонент. Для того, чтобы знания переросли вубеждения, органически вошли в оющ. Сист. взглядов, доминирующих потребностей, они должны проникнуть в сферу чувств и переживаний. Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели непосредственно связ. с волей.
Практически-действенный компонент. Уч.-труд. и обществ. деят-ть вовлекает уч-ся в широкий круг соц. отношений, вооружает разносторонней информацией, опытом общения.
Целостный проц. формир. у уч-ся науч. мировоз-я обеспечивается благодаря преемственности в обучении, межпредмет. связям.
Соц. и проф. позиция педагога
явл. важнейшим единством
Нр.в. – фор-е нравст.-но цельной лич. (нравств. нормы, убеждения, отношения, чувства, попедение)
Содерж. НВ: 1)моральное восп. (форм. нравст. созн, воли, чувств) 2)этич.восп. (правила хорошего тона, к-ра повед.) 3)патриот.восп. (любовь,, ответст. за родину) 4)национальное восп. (чувство нац дост-ва, горд-ти) 5)полит (уважение к закону, демократии) 6)эколог. (защита окр. среды)
Уровни сформированности:
1.доморальный – выполнение норм из страха наказания.
2. конвенциальный - …не потому, что с ними согласны, а потому, что хотят быть приняты в референтной группе.
3. автономный - ..из-за осмысления их, принятия.
Межнациональные нормы.
Показатели: 1.сформир. нравств. знания, выраж через чел. ценности
2.нравств. отношения и чувства.
Патриотизм как кач-во
личности проявл. в любви к своему
отечеству, преданности, готовности служить
Родине. Проявлением высокого ур-ня
культуры межнациональных отношений
выступает чувство
Основные задачи ИВ:
Осн. Цели ИВ – достижение уровня интерн-ой зрелости личности, интерн-ста , знатока истории и культ. Других стран и народов, пропогандиста достижений народов мира
Содержание ИВ:
Основная цель ИВ: воспитание
каждого школьника
Нац-ое и интернац-ое воспит. способствует осознанию уч-ся бел-ой госуд-сти и особенностей становления бел. Науки и произв-ва, ознакомление с традициямиидеями и культ. Белорусов, приобщение их к нац-ому наследию .
Нац-ми чертами вызывающими уважение и признание др. Народов явл-ся трудолюбие, дисциплинированность , стремление к порядку, справедливость, солидарность.
Проблемой данного напрвления
идейно-воспит. раб. Явл. Формир. Нац-ого
самосознания, чувства языка и
культ., террит. Целостности и отверждение
идеи национализма, приоритета над
др. Нациями и народами. Интернациональность
– сегодня эт оуважение интересов
др. Наций, терпимое отношение к другой
позиции и к другому мнению,
умение вести диалог и отстаивать
собств-ые интересы, вера в общечел.-ий
разум и возможность
Стремительно развивающееся движение за охрану природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, в равной мере встал перед каждым жителем планеты. В современной науке понятие «экология» характеризуется единством биологического, социального, экономического, технического, гигиенического факторов жизни людей. На этом основании правомерно выделение социальной, технической, медицинской экологии, рассматривающих поведение человека в природе.
Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. В педагогической науке (И.Д.Зверев, А. Н. Захлебный, И.Т. Суровегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.4
Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок, подросток поймет, что его благополучие, его завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.
Основной смысл экологических воспитательных дел — конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности человека — земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел, таких, как движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса, защитников птиц и животных, селекционеров редких растений.5
Ф-ии: 1. Воспит. (идеалом поведения чел в правовом демократ общ-ве явл акт и сознат исполнение им норм нравственности и права)
2. Защит, охранит ф-ия права, оберегает закон, права граждан от нарушений
Сист прав воспит включ: 1. прав грамотность (общ знакомство с правовыми основами гос-ва, видами права и нормами, регул отношения людей на осн закона
2. прав сознательность (поняти сущности и обществ значения прав норм)
3. нравств-прав и полит чувства (уважение к закону)
4. прав мышление (умение оценивать поступки, поведение людей с т.з. прав норм
5.прав культура (знание и умение использ прав нормы
Цель: ввести шк в сложные прав обществ отношения, с пом права решить ряд воспит задач.
Критерии: знание прав минимума, отсут правонарушений, здоровый нравств климат в колл-ве