Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 130.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность процесса воспитания.

Воспитание – целенаправленная, содержательная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, его социализации и привитию навыков самовоспитания (направлено на потребностно-волевую сферу личности)

Цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие, создание условий, оказание пед. поддержки во всестоон. развитии

Принципы:. üцеленаправленность, üсвязь с жизнью, üдоступность, üучет индивид- ти и возраста, üпоследовательность, ü опора на положительное, üгуманизация.

Особенности воспитательного  процесса:

1.   Целенаправленность (цель учителя равна цели ученика)  – сотрудничество, взаимодействие.

2.   Многофакторность (семья,  друзья, школа, СМИ, ТВ)

3.   Длительность.

4.   Непрерывность 

5.   Комплексность (единство  целей, задач, содержания, форм  и методов)

6.   Двусторонность.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная, самостоятельная  деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности.

Процесс воспитания (психологическое) – процесс интериоризации т.е. перевод  ребёнка из одного состояния в  другое (из внешних отношений во внутреннее состояние личности, которое  проявляется в убеждениях).

Воспитание – формирование отношений и качеств личности.

Отношения – переживание и выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а так же различными сторонами окружающего мира, которые затрагивают сферу потребностей, знаний и убеждений.

Качества личности – закрепившиеся и ставшие привычными отношения, которые определяют устойчивость поведения человека в постоянно изменяющихся обстоятельствах.

Система формирования личностных качеств:

1.   Формирование потребности  и выработка определенного качества.

2.Организация активной  познавательной деятельности по  освоению сущности данного качества.

3. Практическое формирование  умений поступать так, а не  иначе.

4.   Развитие способности  к проявлению волевых усилий.

Содержание воспит-я – сис-ма знаний, убеждений, навыков, кач-в и черт личности, устойчивых привычек поведения, кот-ми должен овладеть учащийся в соответствии с поставленными целями и задачами.  

Задачи воспитания: 1) нравственное развитие личности; 2) форм-ие патриотизма и гражданственности; 3) развитие самосознания личности; 4) форм-ие трудовых и жизненных навыков; 5) форм-ие ответственного поведения; 6) форм-ие здорового образа жизни; 7) развитие эмоц сферы личности ребенка; 8) развитие чувства прекрасного; 9) развитие экологического сознания.

 

 

 

 

  1. Принципы воспитания. Принцип целенаправленности.

   В педагогическом  принципе как теоретическом общении  отражаются устоявшиеся и проверенные  практикой общественные ориентиры,  закономерные связи, зависимость  организации учебно-воспитательного  процесса, а также педагогическое  руководство познавательной, трудовой, творческой, игровой и других  деятельностей детей.

   Это важнейшие  общие закономерности:

  1. Зависимость воспитания от совокупности объективных и субъективных факторов общественной среды;
  2. Единство целей, содержания и методов воспитания;
  3. Единство обучения и воспитания.

Более частые закономерности:

  1. Воспитание личности происходит только в процессе включения её в деятельность;
  2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности;
  3. В процессе воспитания необходимо применять высокий гуманизм и уважение к личности;
  4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста;
  5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества личности;
  6. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив;
  7. В процессе необходимо добиваться единства и согласованности усилий учителей, семьи и общественных организаций.

   Достаточно обоснованные  теоретические закономерности становятся принципами практической деятельности.

   Принципы воспитания  дают представление о том, как  практически организованный процесс  воспитания.

   Принципы всегда  соответствуют определенной системе  воспитания и служат реализации  ведущей идеи данной системы.  Поэтому они меняются, могут быть  разными. 

   Требования предъявляемые  к этим принципам:

   Обязательность. Принцип  воспитания – это не совет,  не рекомендация; они требуют  обязательного и полного воплощения  в практику. Грубое и систематическое  нарушение принципов не просто  снижает эффективность воспитательного  процесса, но и подрывают его  основы.

   Комплексность. Принципы воспитания предлагают их одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процесса.

   Равнозначность. Принципы  воспитания как общие фундаментальные  положения равнозначны, среди  них нет главных второстепенных, таких, что требуют реализации  в первую очередь, или таких,  осуществление которых можно  отложить на завтра.

   Принципы на которые опирается  воспитательный процесс, составляют  систему:

  1. Принцип гуманизма;
  2. Личностный подход;
  3. Принцип веры в ребёнка;
  4. Принцип сотрудничества;
  5. Принцип включения личности в значимую деятельность;
  6. Связь воспитания с жизнью, трудом;
  7. Общественная направленность воспитания;
  8. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;
  9. Принцип сочетания уважения и требовательности к личности ребёнка;
  10. Опора на положительное в воспитании;
  11. Принцип согласованности педагогических усилий школы, семьи и общественности;
  12. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.
  13. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом, практикой общественного развития.

   Этот принцип имеет  большую роль в организации  воспитания. Реализация этого принципа  требует систематического ознакомления  школьников с текущими событиями;  широкого привлечения на занятия  местного краеведческого материала.  В соответствии с ним воспитанники  должны активно включаться в  общественно-полезную деятельность  как в школе, так и за её  пределами, участвовать в экскурсиях, походах, массовых компаниях.

   Принцип означает, что воспитание должно строиться  в соответствии с требованиями  общества, с перспективой его  развития, отвечать его потребностям, «не для школы – для жизни». Такой призыв встречал учеников  древнеримских школ. Уже античные  педагоги поняли бессмысленность  воспитания оторванного от жизни  и практики. Формирование личности  находится в прямой зависимости  от его деятельности, личного  участия в общественных  и трудовых  отношениях.

   Положительные качества развития труда: чем его больше, тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразным и полезным делам. Этот принцип требует от педагогов активной деятельности в двух главных направлениях:

    1. Широкого ознакомления детей с трудовой жизнью людей;
    2. Привлечение людей к реальным жизненным отношениям.

   Правильная реализация  принципа связи теории с жизнью  требует от педагогов умение  обеспечить:

  1. Уважение к людям труда;
  2. Понимание детьми роли труда в жизни общества и каждого человека;
  3. Бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам;
  4. Нетерпимое отношение к бесхозяйственности, безответственности, варварскому отношению к природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принцип воспитания личности в коллективе.

   Это один из  классических принципов в педагогике. Он предполагает организацию  воспитательных воздействий на  личность через коллективные  отношения и деятельность.

   Коллектив выступает  как средство достижения свободы  развития личности. Но этим в  педагогике обосновывается принцип  воспитания в коллективе и  через коллектив.

   Создателями и  разработчиками педагогических  теорий коллектива были: А.С.Макаренко,  Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский.

   Воспитание в группе, через общение требует знания, учит социальной психологии и  умений формировать межличностные  отношения.

   Только в коллективе  и с его помощью воспитывается  и развивается чувство ответственности,  взаимопомощи, и другие ценные  качества.

   Коллектив не подчиняет,  а раскрепощает личность, открывает  всесторонний простор для его  гармоничного и всестороннего  развития.

   Именно в коллективе учащиеся находят богатство и многообразие человеческих отношений; нравственно-психологическую полноту жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принцип единства требований и уважения к личности воспитанника.

   Этот принцип также называют принципом координации усилий школы, семьи и общественности. Он требует, чтобы все лица, причастные к процессу воспитания действовали сообща, предъявляли к воспитанникам согласованные требования.

   Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психологические нагрузки, т.к. не знает кому верить, за кем идти?

   Освободить его  от этой перегрузки сложить  действия всех сил и требует  принцип единства воспитательных  воздействий.

   Правила реализации:

  1. Поддерживать и укреплять связи с семьей, опираться на неё, тщательно согласовывать воспитательные воздействия;
  2. Воспитатель должен быть воспитан сам4
  3. Воспитателю следует внимательно относиться к авторитету коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принцип соответствия воспитания возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

   Личностный подход  понимается как опора на личностные  качества: направленность личности, жизненные планы, ценностные ориентиры.

   Принцип личностного  подхода требует чтобы воспитатель:

  1. Постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, привычки своих воспитанников;
  2. Умел диагностировать и знал уровень сформированности таких важных личностных качеств: как образ мышления, мотивы, отношения к жизни и постоянно привлекал каждого ученика к воспитательной деятельности;
  3. Максимально опирался на собственную активность личности;
  4. Развивал самостоятельность, инициативу, умело организовывал и направлял деятельность ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение, цели и задачи, содержание внеурочной работы в средней школе.

     Под содержанием общего образования понимается совокупность ЗУН, получение которых обеспечивает обществом для каждого взрослого человека независимо от его специальности.

   Содержание внеклассной  воспитательной работы не регламентируется  так строго. Оно осуществляется  на основе научных рекомендаций, разработанных учеными в соответствии  с социальными заказами. Воспитание  в процессе обучения и воспитание  во внеурочное время тесно  связаны между собой. Отдельно, вне тесной связи этих процессов  и их взаимного влияния процесса  воспитания в целом и его  содержание не существует. Главная сфера их непрерывного взаимного влияния и взаимообусловленности – чувства, эмоции воспитанника, его психика, сознание.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"