Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Педагогика".
Шк. К. – опред-ся на местах , те.е в школах, коллективах учителей и администрации
Уч программа – докум. Утвержд. Мин. Обр. РБ , кот характ-ет отд-ый уч. Предмет
Структура: объяснит. Записка, собственно программа, примичание(дополнение)
Метод, от греч. путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.
Выступает как упорядоченный способ деят-ти по достижению уч.-воспит целей.
Отражает: 1. Способы обучающей работы У и способы учебной работы у в их взаимосвязи.
2. Специфику их работы по
Методы обуч. – способы совмест. деят-ти У и у, направленные на решение задач обуч.
Ксассификация: 1. Метоты работы У (рассказ, объяснение) и методы работы у (упр., самост. работа)
2. По источнику получения знаний.
А)Словестные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед у проблемы и указать пути их решения..
Рассказ – устное повествовательное изложение уч. материала.
Требования: содержать только достоверные факты, включать достаточно ярких и убедительных примеров, фактов, им. четкую логику изложения, быть эмоциональным, излагаться простым и доступным языком, отображать элементы личной оценки У.
Объяснение.- словесное истолкование закономерностей, существ. св-в изуч. объекта, явл.
Требует: точного формулир-я задач, послед. раскрытия причинно-следств. связей, аргументации и док-в, использования сравнения, сопоставления, привлечения ярких примеров, безукоризненной логики изложения.
Беседа – диалоговый метод обуч-я, при кот. У путем постановки тщательно продуманной сист. вопросов подводит учеников к пониманию нов. материала.
Вводные, беседы-сообщения, закрепляющие. Индивид., фронтальная.
Преимущества: активизирует уч.-познават. деят-ть, развив. память и речь, им. большую воспитат. силу, явл. хорошим диагностич. средством.
Недостатки: много времени, содержит элемент риска, необходим запас знаний.
Дисскусия основана на обмене взглядов по предмету.
Лекция – монологический способ изложения объемного материала.
Работа с учебником. Приемы: конспектирование, составление плана, тезирование, цитирование. рецензирование, составление справки
Б) Наглядные.
Методы, при кот. усвоение уч. материала находится в существенной зависимости от применяемых в проц. обуч-я наглядного пособия и тех. средств. Используются во взаимосвязи со словесными и прктич. и предназначаются для наглядно-чувств. ознакомления с явл., проц.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам плакатов, таблиц, карт, плоских моделей.
Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, тех. установок, кинофильмов.
Условия: 1.применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся. 2.наглядность должна использоваться в меру. 3.наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все у хорошо видели демонстрируемый предмет. 4.необходимо выделять при показе. 5.детально продумывать пояснения. 6.наглядность должна быть согласована с содержанием материала. 7.привлекать самих у к нахождению желаемой инф-ии в наглядном пособии.
В) Практические основаны на практической деятельности у, в рез. кот. формируются практические УН.
Упражнения - повторное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. По х-ру: устные, письменные, графические, уч.-трудовые. По степени самостоятельности у: воспроизводящие, тренировочные.
Лабораторные – проведение уч-ся по заданию учителя опытов с использованием приборов, т.е. изучение явл. с пом. спец. оборудования. У составляет инструкцию, а у записывают рез. работы в виде отчетов, графиков.
Практические проводятся после изучения крупных разделов, носят обобщ. х-р. Могут проводится вне школы.
3. По х-ру познавательной
Сущность – в проц. Уч-ой работы учитель использ. Иллюстрации, т.е. наглядное пояснение или же демонстрирует то или иное уч. Пособие, кот. Могутоблегчить восприятие и осмысление изучаемого мат. Или выступ. В кач. Источника нов=х знаний.
Функции: - обеспечить восприятие предмета изучения , сформир. Представления о нем.
Метод иллюстраций показ и организация познават. Дет-ти на основе экспонируемого объекта.
М-д демонтсраций – показ динамических моделей, приюоров, позволяющих наблюдать процессы
Методы устного изложения мат-ла
Рассказ – монологическое изложение уч. Мат-ла и активизация познават. Деят-ти уч-ся
Вед. Функция – дидактическая
По целям- вступление -2-3 минуты
Требование- наличие плана
Объяснение – это доказательное изложение закона, правила, хода решения задачи, исторических событий, дат
Эффективность – глубокое знание дисциплины
Беседа- диалогическое изложение уч. Мат. , сущ-ть заключ-ся в том , что учительпутем умело поставленных вопросов побуждает уч-ся к воспроизведению уже известных знаний и приобретению новыхпутем самост-ти рассуждений и выводов.
Функция – побудительная
Познание происходит дедуктивным и индуктивным способом.
По назначению бывают вводная, изложения, эврестическая, закрепления.
Требования: план, вопросы должны иметь логическую связь, легкие вопросы не стимулируют познаваат. Деят-ть, вопросы д.б. конкретными
Лекция- это есть устное изложение значительноего по объему мат-ла в тичении сравнительно продолжительного времени
Отлич от других: более строгая структура, логика изложения, обилие сообщаемой информации, системных хар-р освещения знаний.
Предметом шк. Лекции явл. Описание
сложных систем , явл. Процессов имеющих
м\у ними связей и зависимостей главным
образом причинно-
Условия эффективности метода:
Упражнения
Сущность – уч-ся призводят многократные действия ,т.е.тренируются в приминении усвоенного мат. На практике и таким образом углубляют знания вырабатывают УН
Упр. – это планомерное организ-ое повторение действий с целью овладения ими повышение их качества.
В зависим-ти от хар-ра формиров У иН упр. Бывают
Методика орг-ии упр.
Лаб. Раб.
Сущность – состоит в том , что уч-ся изучив теоритич. мат. Под руководством учителявыполн. Практич. Упр. По применеию этого мат. На практике вырабатывая при этом У и Н .
Приемы:
Проблемное обучение — такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. Характер преподавания и учения в сравнении с сообщающим обучением резко меняется: ученики делают мини-исследование или творческую практическую работу (например, делают аквариум, изобретают устройство). В ходе этого "делания" и "исследования" формируются новые знания: факты, закономерности, понятия, принципы, теории: правила, алгоритмы. При этом структура процесса обучения такова:
1. Создание проблемной
ситуации и постановка
2. Выдвижение гипотез,
предположений о возможных
3. Опытная проверка принятых
гипотез в естественно-
4. Обобщение результатов:
включение новых знаний и
В зависимости от того, какие
и сколько звеньев
Первый уровень технологии проблемного обучения характеризуется тем, что учитель ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения. Второй уровень отличается тем, что у ученика воспитывается способность самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а учитель только указывает на нее, не формулируя конечного результата. И наконец, на третьем уровне учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.
Если учитель чувствует, что учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести учащихся на более низкий уровень технологии проблемного обучения.
Проблемная ситуация — это психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу с опорой на имеющиеся знания. Она может иметь вид задания, проблемного вопроса, демонстрации опыта, механизма, препарата, материала из прессы или личных наблюдений учеников.
Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе, выделил Т.В.Кудрявцев. Проблемная ситуация возникает:
• тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);
• при необходимости выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечивать правильное решение предложенной проблемной задачи;
• перед учащимися — когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике;