Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:26, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии и педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка.docx

— 108.43 Кб (Скачать файл)

Функции внимания :

1)обнаружение сигнала  2) бдительность  3) поиск 4) избирательное  внимание 5) распределенное внимание.

Виды внимания :

1) Непроизвольное внимание (пассивное)- Вид внимания, при котором  отсутствует сознательный выбор  направления и регуляции.

 Оно устанавливается  и поддерживается независимо  от сознательного намерения человека.

В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Непроизвольное внимание может иметь отрицательное  значение для успеха выполняемой  деятельности,

 отвлекая нас от  главного в решаемой задаче, снижая  продуктивность работы в целом. 

Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

2) Произвольное внимание  -Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга,

поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.

Возникновение произвольного  внимания у человека исторически  связано с процессом труда, так  как без управления своим вниманием  невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

3) Послепроизвольное внимание -Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания.

Связано с образованием новой  установки, связанной в большей  мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.

 

15.  Отличие природного от социально обусловленного внимания. Свойства внимания.

Свойства внимания – это  направленность , объём , распределённость , сосредоточенность – они связаны со структурой деятельности человека.

Концентрация — удержание  внимания на каком-либо объекте. Такое  удержание означает выделение «объекта»  в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона.

Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность  на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта — с другой, постольку  можно говорить

о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться  в степени ясности и отчётливости этого объекта

 Объём - Поскольку человек может одновременно ясно и отчетливо осознавать несколько однородных предметов, постольку можно говорить об объёме внимания.

Таким образом, объём внимания — это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью.

Устойчивость - характеризуется  длительностью, в течение которой  сохраняется на одном уровне концентрация внимания

. Наиболее существенным  условием устойчивости внимания  является возможность раскрывать  в том предмете, на который  оно направлено, новые стороны  и связи.

Переключаемость -  Сознательное и осмысленное, преднамеренное и  целенаправленное, обусловленное постановкой  новой цели, изменение направления  сознания с одного предмета на другой.

 Только на этих условиях  говорят о переключаемости. Различают  полное и неполное переключение  внимания.

Распределение -  Способность  выдерживать в центре внимания несколько  разнородных объектов или субъектов.

 Теории исходящие из разделения ресурсов внимания между объектами допускают специфичность некоторых ресурсов внимания модальности стимула (вербальный, зрительный, слуховой и т.п.)

Осуществлять одновременное  удерживание во внимании двух разных объектов возможно если объекты относятся к разным модальностям (смотреть на картину и слушать музыку).

 

 

16.Воображение, его функции и виды. 

Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память

Функции :

целеполагание и планирование. Будущий результат и возможности  его достижения изначально создаются  в воображении субъекта;

познавательная. Воображение  осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это  понятие;

 приспособительная. В  психике ребенка возникает конфликт  между избытком внешней информации  и недостатком средств, необходимых  для понимания и объяснения  окружающего.

 психотерапевтическая. Почему  дети рассказывают «страшилки»?  Это своеобразная защита от  страхов, которые появляются у  детей на определенном этапе  развития

Виды :

Активное - воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека. Пользуясь  этим видом воображения, человек  сознательно ставит перед собой  задачу придумать что – либо и  далее выполняет её.

Пассивное – это воображение, в котором образы рождаются и  изменяются спонтанно, без участия  воли человека. Он в данном случае не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса.

Продуктивным называют воображение - в образах которого имеются много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

 Репродуктивное – это  воображение, в продуктах которого  имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы  нового.

 Таким, например, является  воображения начинающего поэта,  писателя, инженера, художника, которые  поначалу создают свои творения  по известным образам и мотивам.

 

17.Воображение и деятельность.

Воображение — создание новых  образов на основе ранее сформированных представлений. Память помогает человеку составить представление об образах  прошлого, восприятие — об образах  настоящего, воображение — об образах  будущего.

С помощью воображения  человек компенсирует недостающую  информацию, что позволяет ему  принять решение.

 Элементы воображения свойственны мышлению, связаны с эмоциями, восприятием, памятью и другими познавательными процессами.

Виды воображения Воображение может быть активным, пассивным, продуктивным и репродуктивным.

 Пользуясь активным  воображением, человек может вызвать  у себя соответствующие образы.

Образы пассивного воображения  возникают спонтанно.

В продуктивном воображении  действительность сознательно конструируется, а не копируется или воссоздается.

Репродуктивное воображение  воспроизводит реальность в том  виде, в каком она есть; хотя здесь  также присутствует элемент фантазии, такое воображение скорее напоминает восприятие или память, чем творчество.

 

 

 

18.Память, основные процессы памяти.

Память – психический  познавательный процесс запечатления , сохранения и воспроизведения , прошлого опыта человека .

Прежний опыт сохраняется  виде представления. Основные процессы :

А) Запоминание – это  закрепление нового материала , путём связывания с приобрётённой раннее .

Два вида запоминания : произвольная - когда становится цель что-либо запомнить , непроизвольная –когда не ставиться цель запомнить, механическая –в основе лежит повторение материала .

Б) Забывание – это забывание  не нужной информации.

В) Сохранение  г) Воспроизведение : Произвольное - вызывается задачей воспроизведения чего-либо, хранящегося в памяти долговременной, коя ставится либо самому себе, либо другими людьми. 

Непроизвольное- — наблюдается в ситуации, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерения личности; когда нет специально поставленной задачи воспроизведения и оно возникает под влиянием представлений.

 

19. Виды памяти.

1) Образная память –  она бывает зрительная , слуховая , обонятельная ) это память на цвт , форму и запах .

2) Двигательная – моторная  память, это память из , которых складываеются различные действия.

3) Эмоциональная память  – это память на чувства  побуждающее человека повторять  те действия , которые вызвали положительные действия , и избегать действия с неприятными эмоциями.

4) Словесно-логическая память  – это память на мысли , ход рассуждений . Краткосрочная и долгосрочная.

 

20.Мышление,  его виды и формы.

Мышление - это познавательный процесс опосредованного и обобщенного  познания действительности.

Формы мышления :

А) Понятие – это отражение  общих и существенный признаков предметов и явлений.

Б) Суждение –это установление связи , между предметами и явлениями , они могут быть истинными и ложными, единичными , общие и частные(земля крутится вокруг солнца –общее)

В) Умозаключение – это  форма мышления в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Дедуктивное(рассуждение от общего к частному ) Индуктивное(из ряда частного к общему вывод)

Виды мышления :

1) Конкретно-действенное  -   мышление направлено на  решение конкретных задач в  условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической  деятельности людей. 

Наглядно-действенное —  вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

2) Конкретно-образное мышление- характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

3) Абстрактное мышление - направлено в основном на нахождение  общих закономерностей в природе  и человеческом обществе.

Абстрактное, теоретическое  мышление отражает общие связи и  отношения. Оно оперирует главным  образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём  играют вспомогательную роль.

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

 

21.Общая характеристика мыслительных операций.

Процесс мышления представляет собой совокупность различных операций. Важное место среди них отводится  анализу, синтезу, сравнению, обобщению  и классификации.

Операции мышления – отдельные, законченные, устойчивые и повторяющиеся  мыслительные действия, посредством  которых мышление приобретает исходную информацию.

Операции представляют собой  отдельные единицы в целостном  процессе мышления. Все мыслительные операции тесно связаны друг с  другом и не могут быть использованы в «чистом» (изолированном) виде.

Так сравнения нельзя осуществлять без анализа, обобщение – без  абстрагирования, классификация –  без сравнения и т. д. Усвоение любой мыслительной операции проходит несколько стадий.

Условно их можно назвать  стихийной, полустихийной и сознательной. На стихийной стадии ученик осуществляет мыслительную операцию на практике, но не осознаёт, как он это делает.

На полустихийной стадии ученик осуществляет мыслительную операцию на практике, осознаёт, как он это делает, но не понимает существа этой операции, считая, что её применение происходит само собой, без каких-либо правил.

На сознательной стадии ученик сознательно использует знание правил осуществления мысленной операции и понимает, что эти правила  специально сформулированы учёными.

 

22.Мышление и речь, требования к содержанию и форме речи юриста.

РЕЧЬ - сложившаяся исторически  в процессе материальной преобразующей  деятельности людей форма общения, опосредствонанная языком

 Мышление — это социально  обусловленный, неразрывно связанный  с речью психический процесс  поисков и открытия существенное  нового,

процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза

. Мышление возникает на  основе практической деятельности  из чувственного познания и  далеко выходит за его пределы.

Речь как речевуая деятельность, выступающая или в виде целостного акта деятельности, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность.

Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой  цепочку динамических речевых стереотипов.

РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ - различные  виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации.

РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ — речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений.

РЕЧЬ ЖЕСТОВАЯ - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при  помощи системы жестов, характеризующейся  своеобразными лексическими и грамматическими  закономерностями.

Закономерности жестовой речи обусловлены выраженным своеобразием ее основной семантической единицы  — жеста.

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов.

 Оно может быть и  отсроченным(например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания)

 Речь письменная отличается  от речи устной не только  тем, что использует графику,  но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях.

РЕЧЬ УСТНАЯ — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.

Устная речь характеризуется  тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно.

 

23.Стресс –это эмоциональное состояние ,возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия. Преодоление стресса.

 Эффективность преодоления стресса во многом зависит от психологической готовности противостоять ему и от умения управлять своими эмоциями в сложных ситуациях.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"