Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии и педагогике"
31.Общение - основа межличностных отношений. Цели, средства, структура и виды общения.
Общение – это процесс обмена информацией и оказание различных воздействий людей друг на друга . Это сложная форма социальной активности содержания.
Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
Оно подразумевает
известную психологическую
Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
Средства общения :
А) Вербальные(голос,язык)
Б)Невербальные(жесты,мимика,
Цели общения - классификация функций общения в зависимости от его цели:
1- контактная функция; 2- побудительная функция; 3- функция понимания; 4-функция установления отношений; 5- функция оказания влияния.
У человека количество целей увеличивается.
Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство
удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
Структура общения :
По Андреевой-3структуры общения:
1)Комуникативная состовляющее(обмен информацией между людьми )
2)интегративная(включает в себя взаимодействие людей )
3)Социально-перцетивная(
По Ласуэлбю :
1)Комуникатор-ччеловек передаёт сообщение. 2)Содержание сообщение. 3)Канал сообщения 4)Агрегат комуникации. 5)результат комуникации.
Виды общения :
1) По содержанию оно может быть:а) Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) б) Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) в) Когнитивное (обмен знаниями)
г) Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
2)Поцелям общения делятся на
: а)Биологическое(
3) По средствам общение
может быть: а)Вербально общение(язык,жесты)
б)Проксимальное(мимика,
32.Конфликты, их виды.
Конфликт – это столкновение , противоречивых , противоположных взглядов , точек зрения , интересов людей .
Группы источников : 1)Ущемление личных интересов субъекта. 2)Ощибочное преписыввание коу либо , позиций направленных против субъекта.
3)Психологическое
А)Внутриличностный-это состояние, неудовлетворённостей человека , какими либо сторонам его жизни.
Б) Межличнгостный-относится к взаимотношениям двух или нескольких людей и выражается в несовместимости их позиций.
В) Групповой и внутригрупповой-
Виды межличнгстного конфликта : а) мнимый -один участник (заговор за глаза ) б) однородный – 2 участника , субъект и апанент
в) Недоразумение – при обоюдной ошибке субъекта и объекта .
33. Способы развития, профилактики и разрешения конфликтов.
Способы развития конфликта :
А)поступательное (игровое)-развитие конфликта.Противники поочерёдно делают ходы , и только за тем конфликт достигает наивысшей точки)
Б) Бурная-лавинообразная(Действие участников конфликта стремительные,прямолинейные, быстро достигает своего максимального уровня и происходит резкий спад)
В) Взрывное(когда есть скрытый период нагнетения раздражения у одного из участников конфликта . и конфликт быстро достигает своего максимума)
Есть действительно неизбежные
конфликты, связанные с процессом
развития, и есть конфликты необязательные,
которые порождаются
руководителя, ошибками в формировании организационной структуры, неадекватным распределением полномочий и ответственности.
Исходы конфликта :
А) полное разрешение угасания конфликта.
Б) спад , переход в храническое состояние.
В)Возврат ,Стостояние готовности к конфликту.
Г) мнимый выход из конфликта, это отвлечение от проблему , без её преодоления.
34.Малая группа, её виды.
Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов.
В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать,
что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.
Малая группа — это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью,
совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.
Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.
Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д.
Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.
Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру. Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.
Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы — это группы давно созданные, отличающиеся наличием
единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т.д.
Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.
Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
35. Стадии формирования коллектива. Виды лидеров
Стадии коллектива :
Стадия первичного синтеза(присматриваются к руководителю , а он знакоммит их с целями и задачами )
Стадия дифференциации (когда
происходит образование микрогрупп,
Стадия синтеза (на который образуется общность установок , интересов,целей)
Командный, Административный,Авторитарный,
Авторитарный тип лидера –это преобразование личной активности , энергии лидера , подавление инициативных участников малой группы.
Демократический тип лидера – этот тип не очень замечен , по своими действиями , он способствует росту активности каждого члена малой группы, и единства группы на основе взаимопонимания уважения.
Харизматическое лидерство – связано с верой в сверхъестественные,
выдающиеся способности лидера, от которого ожидают чуда
традиционное лидерство – основано на вере в святость традиций,
передаваемых по наследству
Рационально-легальное лидерство – устанавливается через всеобщие
свободные выборы, опирается на учёт интересов выборщиков и лидера.
36.Предмет и объект педагогики.
Объектом педагогики является одна из разновидностей социальных взаимоотношений между людьми, а именно та их разновидность, которая обеспечивает развитие, совершенствование человека.
Эту направленность педагогической науки и практики на особые социальные отношения, обеспечивающие развитие умственных,
нравственных и физических способностей человека, выражает и ее наименование, происходящее от соединения двух греческих слов — «пейда» — ребенок и «гогос» — вести,
что на русский язык переводится как детоводческое мастерство, или взаимодействие между ребенком и наставником.
Педагогом стали называть человека, который на основе этой науки вводит ребенка в жизнь таким образом, чтобы дальше он шел сам.
Под предметом той или иной науки понимается некоторая часть идеальной, духовной реальности, представляющая собой логически связанную, основанную на разуме совокупность размышлений ученого о том или ином объекте действительности.
Эти размышления никогда
полностью не охватывают всей
сложности исследуемого
т.е. выражают не только сущность объекта, но и индивидуальную позицию исследующего субъекта, самого ученого и поэтому всегда лишь в той или иной степени соответствуют объекту.
Предмет педагогики, это образование как реальный целостный педагогический процесс, который организуется в специальныйх социальных институтах.
Педагогика, таким образом, представляет собой науку, раскрывающую сущность и закономерности образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающую практические пути повышения их результативности.
Характером предмета педагогической науки обусловлена се тесная связь с практикой, поскольку ее задачей является не только описательно-объяснительная, но и нормативно-конструктивная функция, т.е. задача улучшения существующей педагогической практики.
37. Функции и задачи педагогики.
Функции педагогики :
1)Теоретическая(описательный, объяснительный) – это изучение передового педагогического опыта:
А)Диагностический-это выявление состояние педагогических явлений. Б) Прогностический-это эксперементальные исследования по развитию педагогического процесса.
2)Технологическая: а) уровень проектирования,создания учебных планов, программ, учебных пособий. Б) преобразовательный- направленный на внедрение педагогической науки на практике.
В) Рефлексивный-(
получение достоверных научных
знаний о закономерностях развития
различных педагогических явлений
и трансформацию различных
анализ борьбы прогрессивных и консервативных тенденций в развитии педагогики;
раскрытие с научных позиций причин качественных изменений в развитии педагогики;
установление путей, которыми шел процесс формирования нового теоретического содержания педагогической науки (генезис прогрессивных начал педагогической теории).
39. Основные научные категории педагогики.
1)Образование – это
процесс и результат овладения
знаниями и навыками учащимися,
Происходит взаимодействие педагога и учащегося. 3) формирование становления личности – это процесс развития и изменения личности под влиянием реальной дей-сти. 4) восприятие это социал.
Целенаправленное создание условий для развития личности для оказания на нее опрд. Воздействий.
39. Педагогика в системе наук. Связь педагогики с другими науками.
Педагогика(пайдогогос). Педагогика-это наука , изучающия закономерности передачи старшим поколениям и усвоения младшим поколениям социального опыта необходимого для жизни и труда.
Педагогика-самостоятельная теория , имеющая предмет и объект педагогики.
Структурно педагогика включает общую педагогику напавленную на изучение общих , основыных закономерностей образования , воспитания и обучения человека.
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками.
В течение всего
периода своего существования
она была тесно связана со
многими науками, которые
Некоторые из этих
взаимосвязей возникли давно,
еще на этапах выделения и
оформления педагогики как
В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.
Педагогика, являясь самостоятельной
и достаточно научной
Важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия, помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений.
Особенно большое значение
для решения конкретных
и в первую очередь
возрастная и педагогическая
психология, которая изучает
Возростная педагогика –изучает особенности воспитания человека в зависимости от возрастного переода его разватия.
Дефектология-относится к
отрасли специальной
Лечебная-развивается в тесном контакте с медециной