Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии и педагогике"
по институциональному критерию — семейное, дошкольное, школьное, внешкольное, воспитание по месту жительства;
по стилю взаимоотношений
— демократическое и
63. Принципы воспитания
1. Принцип общественной
направленности воспитания
2. Принцип связи воспитания
с жизнью является одним из
известнейших со времени
Воспитание жизнью
и трудом становится
3. Принцип опоры на положительное требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные. Отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога.
Иначе у воспитуемого появится стойкое убеждение в том, что иным он быть не может (согласно пословице: «Скажи человеку сто раз, что он свинья, то человек захрюкает»).
4. Принцип гуманности
воспитания рассматривает
В качестве главной
цели гуманистический подход
рассматривает создание
5. Личностный подход как
принцип воспитания требует
психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п.
6. Принцип единства
семьи, школы, общественных организаций, воспитателей, родителей, представителей общественности и т.п.
64. Методы, формы и средства осуществления воспитательного процесса
Воспитание — процесс
целенаправленного и
Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания.
Метод воспитания
В каждом методе
выражается своеобразие этих
признаков, их совокупность
Воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.
Умение — способность выполнять какие-либо действия по определенным правилам и с хорошим качеством. Причем эти действия не достигли еще уровня автоматизма, когда умения превращаются в навыки.
Навык — способность к автоматически выполняемому действию, не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Убеждение — это:
прием воспитания, состоящий в эффективной передаче сообщения, точки зрения одного человека другому;
осознанная потребность личности, побуждающая се действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
совокупность убеждений в виде философских, религиозных, этических взглядов, образующих мировоззрение человека.
Поведение — совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живого существа, в том числе человека.
Поведение человека
обычно оценивается с точки
зрения его соответствия
65. Семейное воспитание. Типичные стили взаимоотношений в семье
Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Составные компоненты семейного воспитания:
физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;
нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;
интеллектуальное —
эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;
трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.
Стили: Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений.
Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, не раздражает ребенка, напротив, он прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит делать другое.
В результате дети
лучше понимают родителей,
Дети видят в родителях
образец гражданственности,
Угрозы, принуждение - главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии.
Родительские требования
вызывают либо протест и
Источником является -
чрезмерная родительская
Суть его заключается
в потакании ребенку, в погоне
за детской привязанностью
В своем стремлении
завоевать ребенка родители не
сумеют, замечают, что воспитывают
эгоиста, человека лицемерного,
Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми.
67. Неблагополучные семьи: характеристика, предпосылки возникновения. Помощь неблагополучным семьям
Конфликтная семья - наиболее
распространенный тип (до 60%), с преобладанием
конфронтационного стиля
К конфликтным супружеским
союзам относят такие, в
Аморальная семья - семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.).
Асоциальная семья - семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и делинквентного поведения.
Причины, вызывающие семейное
неблагополучие, весьма разнообразны,
они взаимосвязаны и
Причины микросоциального характера, то есть кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее воспитательный потенциал.
Причины психолого-педагогического
характера, связанные с внутрисемейными
отношениями и воспитанием
Причины медико-психологического характера (физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность у детей, наличие в семье детей-инвалидов).
Эта группа причин семейного неблагополучия, обусловленная генетической, физической или психической патологией, мной рассматриваться не будет в силу своей особой специфики.
68. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности
Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Без родительского авторитета воспитание невозможно. Главным основанием родительского авторитета может быть работа родителей, их гражданское лицо, поведение.
Авторитет - это влияние
какого-либо лица, основанное на
знаниях, нравственных
Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо.
Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства - это отец, который непосредственно должен владеть нравственно-этической зрелостью, умением общаться с детьми.
Именно в общении с детьми родитель обязан способствовать развитию их индивидуальности, а не подгонять индивидуальность под шаблон.
69. Самосовершенствование
личности в системе
Самосовершенствование - целесообразная деятельность человека по систематическому формированию у себя положительных качеств и ограничению или устранению отрицательных.
Логически родовым понятием
для самосовершенствования
Синергетика — новое междисциплинарное направление современной науки, исследующее процессы самоорганизации различных систем (физических, биологических, социальных).
Эффективность самопознания
и самосовершенствования во
Самопознание, оценка и регулирование самого себя проходят ряд этапов в процессе индивидуального развития.
На доречевой стадии самопознание ограничивается лишь осознанием своего физического бытия.
Затем наступает этап осознания
себя как субъекта действий, происходит
осмысление своих психических свойств.
Позднее формируется социально-
70. Социализация личности
Социализация личности
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм,
ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация выполняет в общество три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими
социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:
1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;
2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;
3) групповые игры - роль
как ожидаемое от нее
социализации различают ее первичные и вторичные формы.