Шпаргалка по "Психологии и педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 01:26, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии и педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалка.docx

— 108.43 Кб (Скачать файл)

по институциональному критерию — семейное, дошкольное, школьное, внешкольное, воспитание по месту жительства;

по стилю взаимоотношений  — демократическое и авторитарное воспитание.

 

63. Принципы воспитания

1. Принцип общественной  направленности воспитания объективно  связывает задачи воспитания  с процессом социализации личности. Обретение личностью социально  значимых качеств.

2. Принцип связи воспитания  с жизнью является одним из  известнейших со времени возникновения  профессиональной педагогики. Суть  его проста: реальная жизнь и  труд являются лучшим учителем  и воспитателем.

 Воспитание жизнью  и трудом становится необходимым  моментом социализации – освоение  общественных отношений и включение  в них.

3. Принцип опоры на  положительное требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные. Отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога.

Иначе у воспитуемого появится стойкое убеждение в том, что  иным он быть не может (согласно пословице: «Скажи человеку сто раз, что он свинья, то человек захрюкает»).

4. Принцип гуманности  воспитания рассматривает человеческую  личность в качестве высшей  ценности. Гуманизм изначально представлен  как «человеколюбие».

 В качестве главной  цели гуманистический подход  рассматривает создание предпосылок  для самореализации личности.

5. Личностный подход как  принцип воспитания требует учета  в педагогическом процессе всех  особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, 

психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и  поведения и т.п.

6. Принцип единства воспитательных  воздействий призван узаконить  необходимость реального взаимодействия  всех институтов и агентов  воспитания:

семьи, школы, общественных организаций, воспитателей, родителей, представителей общественности и т.п.

 

64. Методы, формы и средства  осуществления воспитательного  процесса

Воспитание — процесс  целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека.

Метод воспитания — система  взаимосвязанных действий воспитателя  и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания.

 Метод воспитания характеризуется  тремя признаками: конкретным содержанием  воспитательной деятельности; определенным  способом его усвоения; специфической  формой взаимодействия участников  воспитательного процесса.

 В каждом методе  выражается своеобразие этих  признаков, их совокупность обеспечивает  достижение всех целей и задач воспитания.

Воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько  приобретению опыта использования  уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих  умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.

Умение — способность  выполнять какие-либо действия по определенным правилам и с хорошим качеством. Причем эти действия не достигли еще уровня автоматизма, когда умения превращаются в навыки.

Навык — способность к  автоматически выполняемому действию, не требующему сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Убеждение — это:

прием воспитания, состоящий  в эффективной передаче сообщения, точки зрения одного человека другому;

осознанная потребность  личности, побуждающая се действовать  в соответствии со своими ценностными  ориентациями;

совокупность убеждений  в виде философских, религиозных, этических  взглядов, образующих мировоззрение  человека.

Поведение — совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живого существа, в том числе человека.

 Поведение человека  обычно оценивается с точки  зрения его соответствия общепринятым  правилам и нормам как удовлетворительное, неудовлетворительное, примерное.

 

65. Семейное воспитание. Типичные  стили взаимоотношений в семье

Семейное воспитание —  общее название для процессов  воздействия на детей со стороны  родителей и других членов семьи  с целью достижения желаемых результатов.

Составные компоненты семейного  воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание  организма и т. д.;

нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей  в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного  обновления;

эстетическое — призвано развить таланты и дарования  детей или просто дать им представление  о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

Стили: Демократический стиль  характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают  их позицию, развивают самостоятельность  суждений.

Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, не раздражает ребенка, напротив, он прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит делать другое.

 В результате дети  лучше понимают родителей, растут  разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

 Дети видят в родителях  образец гражданственности, трудолюбия, честности и хотят стать такими же.Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью.

 Угрозы, принуждение - главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии.

 Родительские требования  вызывают либо протест и агрессивность,  либо обычную апатию и пассивность.Попустительский стиль предполагает всепрощенчество и терпимость в отношениях с детьми.

 Источником является - чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными и безответственными. Попустительский стиль отношений иначе называют «авторитетом любви».

 Суть его заключается  в потакании ребенку, в погоне  за детской привязанностью путем  проявления чрезмерной ласки,  вседозволенности.

 В своем стремлении  завоевать ребенка родители не  сумеют, замечают, что воспитывают  эгоиста, человека лицемерного,  расчетливого, умеющего «подыгрываться»  к людям. 

Это, можно сказать, социально  опасный способ отношений с детьми.

 

67. Неблагополучные семьи:  характеристика, предпосылки возникновения.  Помощь неблагополучным семьям

Конфликтная семья - наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием  конфронтационного стиля отношений.

 К конфликтным супружеским  союзам относят такие, в которых  между супругами имеются сферы,  где их интересы, потребности,  намерения и желания постоянно  приходят в столкновение, порождая  особо сильные и продолжительные  отрицательные эмоции.

Аморальная семья - семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических  норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.).

Асоциальная семья - семья, в  которой дети с ранних лет находятся  в обстановке пренебрежения к  общепринятым социальным и моральным  нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и делинквентного поведения.

Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы, между ними существуют разноуровневые причинно-следственные связи. Можно выделить три группы причин:

Причины микросоциального характера, то есть кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее воспитательный потенциал.

Причины психолого-педагогического  характера, связанные с внутрисемейными  отношениями и воспитанием детей  в семье.

Причины медико-психологического характера (физически или психически больные родители, неблагоприятная  наследственность у детей, наличие  в семье детей-инвалидов).

 Эта группа причин  семейного неблагополучия, обусловленная  генетической, физической или психической  патологией, мной рассматриваться  не будет в силу своей особой  специфики.

 

68. Семья как социокультурная  среда воспитания и развития  личности

Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Без  родительского авторитета воспитание невозможно. Главным основанием родительского  авторитета может быть работа родителей, их гражданское лицо, поведение.

 Авторитет - это влияние  какого-либо лица, основанное на  знаниях, нравственных достоинствах  и жизненном опыте.

Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребёнка силой  обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо.

Чаще всего авторитетом  семьи является глава семейства - это отец, который непосредственно  должен владеть нравственно-этической  зрелостью, умением общаться с детьми.

Именно в общении с  детьми родитель обязан способствовать развитию их индивидуальности, а не подгонять индивидуальность под  шаблон.

 

69. Самосовершенствование  личности в системе современного  образования

Самосовершенствование - целесообразная деятельность человека по систематическому формированию у себя положительных  качеств и ограничению или  устранению отрицательных.

Логически родовым понятием для самосовершенствования является категория самоорганизации - центральная  категория теории самоорганизации, или синергетики — одной из новейших комплексных общенаучных  дисциплин.

Синергетика — новое междисциплинарное  направление современной науки, исследующее процессы самоорганизации  различных систем (физических, биологических, социальных).

 Эффективность самопознания  и самосовершенствования во многом  зависит от степени его включенности  в процесс человеческого общения.

Самопознание, оценка и регулирование  самого себя проходят ряд этапов в процессе индивидуального развития.

На доречевой стадии самопознание ограничивается лишь осознанием своего физического бытия.

Затем наступает этап осознания  себя как субъекта действий, происходит осмысление своих психических свойств. Позднее формируется социально-личностная самооценка-оценка своих нравственных качеств.

 

70. Социализация личности

Социализация личности

Социализацией называется процесс  становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм,

ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет  в общество три основных задачи:

1) интегрирует индивида  в общество, а также в различные  типы 

социальных общностей  через усвоение им элементов культуры, норм и 

ценностей;

2) способствует взаимодействию  людей вследствии принятия ими

социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит  и передает культуру поколений 

через убеждения и показ  соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1)имитацию - копирование детьми  поведения взрослых;

2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры - роль  как ожидаемое от нее поведение.  В процессе 

социализации различают  ее первичные и вторичные формы.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии и педагогике"