Шпаргалка по Развитию речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по Развитию речи".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по развитию речи.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)
  1. Методика развития речи как научная дисциплина, е. предмет, фундаментальные и прикладные задачи.

Методика развития речи детей –  это прикладная наука, изучающая  закономерности пед деятельности, направленные на формирование правильной речи и  умение речевого общения у детей дош возраста. Предметом МРР явл процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения  в условиях целенаправленного пед воздействия. Фундаментальная задача  - разработать на научно-пед основе наиболее эффективные ср-ва, методы и приемы развития речи, вооружить ими воспеток д/с, чтобы наиболее успешно развивать у детей речевые умения и способности. Прикладные задачи МРР% 1. Чему учить (языковые знания, т.е. содержание).  2. Как учить (условия, методы, приемы, средства обучения развитию речи). 3. Почему так, а не иначе (теоретическое обоснование).

 

2. Научные основы МРР  и ее связь с другими науками.

1. Методологическая основа (Лурия,  Выготский, Рубенштейн) – положение  материалистической философии положение о языке, как продукте общественно-исторического развития, положение о языке, как ср-ве взаимодействия людей, положение связи языка с мышлением. 2. Естественно-научная основа МРР – учение Павлова о 2ух сегментальных системах н/д чела, формирование речи. Физиологической основой речи служат временные связи, образованные в коре головного мозга, в результате воздействия на чела предметов и явлений действительности и слов, кот эти предметы и явления означают. 3. Психологическая основа – составляет теория речи и речевой деятельности. Психологическая природа речи раскрыта Леонтьевым и Выготским речь занимает центральное место в процессе психического развития . Развитие речи внутренне связано с  развитием мышления и сознания в целом.  Речь имеет полифункциональный характер, слово имеет предметную отнесенность и значение, т.е. явл носителем обобщения. Процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выраженных в увеличении словаря, а есть процесс качественных изменений, скачков.

Языковая способность – совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок. Речевой навык – это речевое действие достижения степени совершенства. Речевое умение – особая способность человека, кот становится возможной в результате развития речевых навыков. Психологическая основа ТМРР базируется на концепции развивающего обучения (Выготский, Эльконин, гольперин, Леонтьев). 4. Учение о языке, как знаковой системе.

 

  1. Вопросы развития речи и обучение языку в западно-европейской педагогике.

Ян Амос Коменский (1592-1672). Он большое внимание уделял правильному произношению, а после 3х до 6ти лет обогащению речи. Принцип последовательности лег а основу книг Мир в картинка, Открытая дверь языков.

 Швейцарский педагог Иоанн  Генрих Песталоцци (1746-1827) выдели 3 основные  задачи обучения языку 1. обучение звуку как ср-ву развития органов речи. 2. обучение слову или ср-вам  ознакомления с предметами. 3. обучение речиилс ср-ву ясно выражаться о предметах.

Фридрих Фребель (1782-1852) ввел название детский сад (воспетки - садовницы). Он считал, что надо создать условия для развития и не мешать этому развитию.

Ж-Ж Руссо  большое внимание уделял развитию голоса, для этого использовал  пение, музыку, правильную речь окружающих.

Мария  Монтессори  (1870-1952). Она  была стороннице свободного воспитания. Методика развития речи вкл в себя 1. сенсорное восприятие предметов и их признаков 2. распознание предмета по названию. 3. запоминание названия предметов. 3х ступенчатые занятия  1ая ступень – педагог показывает предмет и описывает его. 2ая ступень – педагог просит ребенка подать ему кубик (пассивный словарь). 3ья ступень – активный словарь (Маша, это что, это красный кубик). У Монтессори распространены беседа в   кругу, игры в кругу. Большое внимание она уделяля гимнастике дыхания, зубов, языка. Также разработала метод Письмо и Чтение.

 

 

 

4. Развитие методики  в России…

Мысли о необходимости обучению родному языку содержаться в  работах С. Полоцкого (1629-1680), Кантемирова (1708-1744), Ломаносова (1711-1765).

Ломоносов осуществил реформу русского языка и выступал за национал общение и воспитание на родном языке.

Л. Н. Толстой   (1828-1910гг)

Был ярким сторонником семейного  воспитания. Обратил внимание на воспитание детей по средствам бесед и  чтения. Главный труд для дош-ов –  «Азбука».

К. Д. Ушинский (1824-1870гг)

Говорил, что обучение детей должно проходить на родном языке. Известные  произведения: «Родное слово», «Детский мир».

В основу своей системы Ушинский положил принцип народности. Преподавание отечественного языка имеет 3 цели:

1. развитие  дара слова, т.е. умение выражать свои мысли  в устной и посменной речи.

2. усвоение  форм языка.

3. усвоение  грамматики или логики языка.

Основ. теории положения Ушинского:

  1. Язык- это результат воздействия на человека объективного мира отношения человека к нему.
  2. Язык- это не что-то прирожденное свойственное человеку изначально и это не дар, язык- это труд.
  3. Язык- отражает многовековой опыт жизни народа (духовной), которая передаётся по средствам языка последующим поколениям.
  4. Язык- это важный народный наставник.

Ушинский изменил метод первоначального  обучения родному языку.

Е. Н. Водовозова (1844-1923гг)

Была ученицей Ушинского и детской  писательницей. Разработала методику воспитания в семье на родном языке  и на родном творчестве. Известное  произведение: «Умственное развитие детей…».

 

5. Становление и развитие  методики как отрасли педагогической  науки…

Методика развития речи появилась  в 20-30гг 20 века. Стали появляться всё  больше и больше гос детских садов, в связи с  тем, что женщина пошла работать. Именно в это время решили, что детский сад нужно внести в образовательную систему.

Первый съезд по дошкольному  воспитанию был в 1919 году.

Основные тенденции освещённые на этом съезде:

  1. дошкольное уч-ие должно воспитывать граждан СССР.
  2. основным ДОУ сделать детский сад «Очаг».
  3. детский сад должен стать средством перевоспитания всей семьи
  4. обучение и воспитание в детском саду должно вестись на родном языке детей

Второй всероссийский съезд  состоялся в 1921 году:

  1. социальный состав детей

Третий всероссийский съезд  состоялся в 1924 году:

  1. принимают решение о изыскании средств на содержание детей в детском саду. Пришли к выводу, что пребывание детей в детском саду должно оплачиваться в первую очередь предприятием, а потом уже родителями.
  2. отменены новогодние праздники.
  3. отменены дни рождения
  4. запрещаются куклы Барби
  5. вводятся куклы крестьянка, кукла-пионер, рабочая кукла
  6. запрещаются сказки
  7. решение о педологических извращениях (запрещается педалогия)

В 1928г принимается решение о  разработки программы для детского сада.

Н. К. Крупская (1869-1936гг)

Она считала речь основой умственного  воспитания. Предлагал больше читать художественной литературы.

Е. И. Тихеева (1867-1944гг)

Была последовательницей Ушинского  и Толстого. Она создала свою систему  развития речи детей дошкольного  возраста в условиях общественного дошкольного воспитания. Произведения: «Родная речь и пути её развития», «Несколько слов о развитии речи».

В 1920 году Тихеева становиться профессором  института им. Герцена в Санкт-Петербурге. Она первая приняла теорию «Развития  речи» к   дошкольному возрасту.

Теоретические основы:

  1. развитие речи осуществляется в единстве с умственном развитием.
  2. речь детей развивается в социальной среде.
  3. речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде.
  4. руководство развития речи должно охватывать все периоды жизни ребёнка.
  5. обучение на спец занятиях явл важным средством речевого развития дошкольников
  6. развитие речи связано со всем пед процессом детского сада

Тихеева определила основные задачи работы по развитию речи в детском  саду:

  1. развитие аппарата речи у детей, его гибкости, чёткости.
  2. накопление содержания речи
  3. работа над формой речи

Система работы по развитию речи Тихеевой состояла из 2-х разделов:

  1. развитие словаря
  2. развитие живого словаря (это такие знания, которые не требуют иллюстративного материала. Черпают содержание из готовых запасов представления детей:

а) разговоры с детьми

б) поручение

в) беседы

г) чтение

д) заучивание стихотворений

Е. А. Флёрина (1889-1925гг)

Эстетическое воспитание рассматривается  ею как средство развития творческих сил ребёнка, которое должно осуществляться   на лучших образцах подлунного искусства: художественное слово, художественная картина, художественные игрушки.

В 40-е годы проводятся собственно-методические исследования положившие начало накопления экспериментальной базы исследования. Дальнейшее её развитие связанно с изучением проблем дидактики.

А. П. Усова 

Процесс обучения родному языку  рассматривала в связи с ознакомлением  с окружающим, с усвоением знаний приобретаемых ребёнком в общении  со взрослым.

Л. П. Пеньевская

Занималась содержанием обучения родному языку, обучение рассказов.

Е. Е. Радина

Обучение детей правильному  произношению звуков.

Р. И. Жуковская

Чтение, рассказывание и заучивание наизусть литературных произведений.

В конце 50-х годов активно исследуется и обсуждаются проблемы речевого развития детей раннего возраста. Связанно это с появлением учреждения ясли-сад.

 

6. Основные направления  исследований в области МРР  на современном этапе.

Ф. А. Сохин (1929-1992) – руководитель НИИ дошкольного воспитания. Он доказал, что развитие детской речи имеет своё, самостоятельное значение и не должно рассматриваться лишь как аспект ознакомления с окружающим миром.

М. Конина (1913-1991гг)

Ученица Флёриной. Она уточнила задачи по формированию грамматической стороны речи. Работала в области художественного чтения и рассказывания детей.

В. И. Логинова  ( 1932-1992гг)

Уточнила методику уточнения словаря  на основе ознакомления детей с предметами их признаками и качествами.

А. Н. Бородич (1926-….)

Обобщила все знания по развитию речи.

Психолого-педагогические исследования развития речи выполнено в 3-х направлениях:

  1. структурная: исследуются разные вопросы, формирование разных структурных уровней (фонетической, грамматической, лексики), системы языка (Гербова, Яшина, Струнина). Усвоению фонетической системы языка (Алексеева, Максакова и т.д.)
  2. функциональное направление. Исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции (общение). Это направление представляет исследование условий формирование связной речи. ( Тихеева, Флёрина, Виноградова, Сахин и др.).
  3. когнитивное (познавательное)  направление. Исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи. (Эльконин, Дурова, Журова, Невская)

 Многие фундаментальные и прикладные задачи ещё не разрешены. Некоторые вопросы         требуют дальнейшего рассмотрения.

 

7. Цель и задачи  развития речи.

Основная цель работы по рр – формир-е  устной речи и навыков речевого общения  с окр на основе овладения литературным языком своего народа.

Ранее выдвигалось требование к  речи реб – правильность речи: правильность произношения звуков, прав употреб  слов по смыслу, умение прав изменять слова, согласно грамматике русс языка. Со временем треб-я к речи дош-ка расширяются. Сегодня мы предполагаем развитие хорошей речи: правильная речь+богатство, точность и выразительность. Цель – формир-е хорошей устной речи.

Задачи:

  1. развитие словаря (речь состоит из слов). Главное в развитии дет словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соотв-ии с контекстом высказывания, с сит-ей, в которой происходит общение. Словарная работа в д/с проводится на основе ознакомления с окр жизнью.
  2. воспит-е звуковой куль-ры речи – многоаспектная задача, в кот-ю входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и признош, развитием речевого слуха, обучение правил произнош-ю, воспит орфоэпич прав-ти речи, овладение ср-ми звуковой выразит-ти речи, выроботкой четкой дикции, воспит куль-ры речи, общения.
  3. формир-е грамматич строя речи предполагает формир-е морфологич стороны речи, синтаксич стороны и способов словообразования.
  4. развитие связной речи вкл развитие диалогич и монологич речи. Диалогич речь явл-ся основной формой общ-я детей дош в-та. Необходимо учить реб вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную речь, вступать в разговор и его поддерживать, отвечать на вопросы и спрашивать самому, вести себя с учетом ситуации общения. Развитие монологич речи предполагает формир-е умения слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самост высказывания разных типов речи.
  5. формир-е элементарного осознания явлений языка и речи. Это подготавливает детей к обучению грамоте. Детей учат производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложения, звуковой анализ слова – все это способствует формир-ю нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь.
  6. ознакомление с худ лит-рой.

 

Ведущей задачей явл-ся развитие связной  речи. В связной речи реализуется  осн функция речи – общение. В связной речи отражены все другие задачи речевого развития.

 

 

8.методические принципы  развития речи 
Под методическими приницпами понимается общее исходное положение, руководствуясь которым педагог выбирает средства обучения.

Информация о работе Шпаргалка по Развитию речи"