Методика развития
речи (специальная) – это раздел спец. педагогики,
позволяющий раскрыть теоретические и
методические аспекты изучения и развития
речи у детей с нарушенной речевой деятельностью
1.вопрос Цель и задачи развития
речи детей
Основная цель работы
по развитию речи и обучению
родному языку детей – формирование
устной речи и навыков речевого
общения с окружающими на основе
овладения литературным языком
своего народа. Долгое время при
характеристике цели речевого
развития особенно подчеркивалось
такое требование к речи ребенка,
как ее правильность. Ставилась
задача «научить детей чисто
и правильно говорить на родном
языке, т.е. свободно пользоваться
правильным русским языком в
общении друг с другом и
взрослыми в различной деятельности,
свойственной дошкольному возрасту».
Правильная речь рассматривалась
как: а) правильное произношение
звуков и слов; б) правильное
по смыслу употребление слов;
в) умение правильно изменять
слова согласно грамматике русского
языка . Правильная речь считается необходимой,
но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная
речь – высшей ступенью овладения литературным
языком.
Признаками хорошей
речи являются лексическое богатство,
точность, выразительность. Такой
подход в определенной мере
можно использовать и по отношению
к дошкольному возрасту, более
того, он обнаруживается при анализе
современных программ детского
сада, методической литературы по
проблемам речевого развития
детей. Развитие речи рассматривается
как формирование навыков и умений точной,
выразительной речи, свободного и уместного
использования языковых единиц, соблюдения
правил речевого этикета. Экспериментальные
исследования, опыт работы свидетельствуют,
что к старшему дошкольному возрасту дети
могут овладеть не только правильной,
но и хорошей речью.
Следовательно, в современной
методике цель речевого развития
детей дошкольного возраста –
формирование не только правильной,
но и хорошей устной речи, безусловно,
с учетом их возрастных особенностей
и возможностей.
Общая задача развития
речи состоит из ряда частных,
специальных задач. Основанием
для их выделения является
анализ форм речевого общения,
структуры языка и его единиц,
а также уровня осознания речи.
Исследования проблем развития речи последних
лет, проведенные под руководством Ф. А.
Сохина, позволили теоретически обосновать
и сформулировать три аспекта характеристики
задач развития речи: структурный (формирование
разных структурных уровней системы языка
– фонетического, лексического, грамматического);
функциональный, или коммуникативный
(формирование навыков владения языком
в его коммуникативной функции, развитие
связной речи, двух форм речевого общения
– диалога и монолога); когнитивный, познавательный
(формирование способности к элементарному
осознанию явлений языка и речи).
Остановимся кратко
на характеристике каждой задачи.
Их содержание определяется лингвистическими
понятиями и психологическими
особенностями овладения языком.
1. Развитие
словаря.
Овладение словарным
запасом составляет основу речевого
развития детей, поскольку слово
является важнейшей единицей
языка. В словаре отражается
содержание речи. Слова обозначают
предметы и явления, их признаки,
качества, свойства и действия
с ними. Дети усваивают слова,
необходимые для их жизнедеятельности
и общения с окружающими.
Главное в развитии
детского словаря – освоение
значений слов и их уместное
употребление в соответствии
с контекстом высказывания, с
ситуацией, в которой происходит
общение.
Словарная работа в
детском саду проводится на
основе ознакомления с окружающей
жизнью. Ее задачи и содержание
определяются с учетом познавательных
возможностей детей и предполагают
освоение значений слов на
уровне элементарных понятий.
Кроме того, важно, чтобы дети
освоили сочетаемость слова, его
ассоциативные связи (семантическое
поле) с другими словами, особенности
употребления в речи. В современной
методике большое значение придается
развитию умений выбирать наиболее
подходящие слова для высказывания,
употреблять многозначные слова
в соответствии с контекстом,
а также работе над лексическими
средствами выразительности (антонимы,
синонимы, метафоры). Словарная работа
теснейшим образом связана с
развитием диалогической и монологической
речи.
2. Воспитание
звуковой культуры речи – многоаспектная
задача, в которую входят более
частные микрозадачи, связанные с развитием
восприятия звуков родной речи и произношения
(говорение, речепроизношение).
Она предполагает: развитие
речевого слуха, на основе которого
происходит восприятие и различение
фонологических средств языка;
обучение правильному звукопроизношению;
воспитание орфоэпической правильности
речи; овладение средствами звуковой
выразительности речи (тон речи,
тембр голоса, темп, ударение, сила
голоса, интонация); выработку четкой
дикции. Большое внимание уделяется
культуре речевого поведения.
Воспитатель учит детей пользоваться
средствами звуковой выразительности
с учетом задач и условий
общения.
Дошкольное детство
– наиболее благоприятный период
для воспитания звуковой культуры
речи. Овладение четким и правильным
произношением должно быть завершено
в детском саду (к пяти годам).
3. Формирование
грамматического строя речи предполагает
формирование морфологической стороны
речи (изменение слов по родам,
числам, падежам), способов словообразования
и синтаксиса (освоение разных
типов словосочетаний и предложений).
Без овладения грамматикой невозможно
речевое общение.
Освоение грамматического
строя представляет большую сложность
для детей, поскольку грамматические
категории характеризуются абстрактностью
и отвлеченностью. К тому же
грамматический строй русского
языка отличается наличием большого
числа непродуктивных форм и
исключений из грамматических
норм и правил.
Дети усваивают грамматический
строй практически, путем подражания
речи взрослых и языковых обобщений.
В дошкольном учреждении создаются
условия для освоения трудных
грамматических форм, выработки
грамматических навыков и умений,
для предупреждения грамматических
ошибок. Обращается внимание на
освоение всех частей речи, освоение
разных способов словообразования,
разнообразных синтаксических конструкций.
Важно добиться, чтобы дети свободно
пользовались грамматическими навыками
и умениями в речевом общении,
в связной речи.
4. Развитие
связной речи включает развитие
диалогической и монологической
речи.
а) Развитие диалогической
(разговорной) речи. Диалогическая
речь является основной формой
общения детей дошкольного возраста.
Долгое время в методике обсуждается
вопрос, нужно ли учить детей
диалогической речи, если они
овладевают ею спонтанно в
процессе общения с окружающими.
Практика и специальные исследования
показывают, что у дошкольников
необходимо развивать в первую
очередь те коммуникативно-речевые
умения, которые не формируются
без влияния взрослого. Важно
учить ребенка вести диалог, развивать
умение слушать и понимать
обращенную к нему речь, вступать
в разговор и поддерживать
его, отвечать на вопросы и
спрашивать самому, объяснять, пользоваться
разнообразными языковыми средствами,
вести себя с учетом ситуации
общения.
Не менее важно и
то, что в диалогической речи
развиваются умения, необходимые
для более сложной формы общения
– монолога. Монолог зарождается
в недрах диалога (Ф. А. Сохин).
б) Развитие связной
монологической речи предполагает
формирование умений слушать
и понимать связные тексты, пересказывать,
строить самостоятельные высказывания
разных типов. Эти умения формируются
на основе элементарных знаний
о структуре текста и типах
связи внутри его.
5. Формирование
элементарного осознания явлений
языка и речи обеспечивает
подготовку детей к обучению
грамоте.
«В подготовительной
к школе группе речь впервые
становится для детей предметом
изучения. Воспитатель развивает
у них отношение к устной
речи как языковой действительности;
он подводит их к звуковому
анализу слов». Детей учат также
производить слоговой анализ
слова, анализ словесного состава
предложений. Все это способствует
формированию нового отношения
к речи. Предметом осознания детей становится
речь (Соловьева О. И. Методика развития
речи и обучения родному языку в детском
саду. – М., 1966. – С. 27.)
Но осознание речи
связано не только с подготовкой
к обучению грамоте. Ф. А.
Сохин отмечал, что работа, направленная
на элементарное осознание звуков
речи, слов, начинается задолго до
подготовительной к школе группы.
При обучении правильному звукопроизношению,
развитии фонематического слуха
детям даются задания вслушиваться
в звучание слов, находить наиболее
часто повторяющиеся звуки в
нескольких словах, определять местоположение
звука в слове, вспомнить слова
с заданным звуком. В процессе
словарной работы дети выполняют
задания на подбор антонимов
(слова с противоположным значением),
синонимов (слова, близкие по
значению), отыскивают определения
и сравнения в текстах художественных
произведений. Причем важным моментом
является употребление в формулировках
заданий терминов «слово», «звук».
Это позволяет сформировать у
детей первые представления о
разграничении слова и звука.
В дальнейшем при подготовке к обучению
грамоте «эти представления углубляются,
так как ребенок вычленяет слово и звук
именно как единицы речи, имеет возможность
«услышать» их отдельность в составе целого
(предложения, слова) (Сохин Ф. А. Задачи
развития речи//Развитие речи детей дошкольного
возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984.
– С. 14.)
Осознание явлений
языка и речи углубляет наблюдения
детей над языком, создает условия
для саморазвития речи, повышает
уровень контроля за речью. При соответствующем
руководстве со стороны взрослых оно способствует
воспитанию интереса к обсуждению языковых
явлений, любви к родному языку.
В соответствии с
традициями отечественной методики
в круг задач развития речи
включается еще одна задача
– ознакомление с художественной
литературой, не являющаяся речевой
в собственном смысле слова.
Скорее ее можно рассматривать
как средство осуществления всех
задач развития речи ребенка и усвоения
языка в его эстетической функции. Художественное
слово оказывает огромное влияние на воспитание
личности, является источником и средством
обогащения речи детей. В процессе ознакомления
детей с художественной литературой обогащается
словарь, развиваются образная речь, поэтический
слух, творческая речевая деятельность,
эстетические и нравственные понятия.
Поэтому важнейшей задачей детского сада
является воспитание у детей интереса
и любви к художественному слову.
Вычленение задач развития
речи носит условный характер,
в работе с детьми они тесно
связаны между собой. Эти отношения
определяются объективно существующими
связями между различными единицами
языка. Обогащая, например, словарь,
мы одновременно заботимся о
том, чтобы ребенок правильно
и четко произносил слова, усваивал
разные их формы, употреблял
слова в словосочетаниях, предложениях,
в связной речи. Взаимосвязь разных
речевых задач на основе комплексного
подхода к их решению создает предпосылки
для наиболее эффективного развития речевых
навыков и умений.
Вместе с тем центральной,
ведущей задачей является развитие
связной речи. Это объясняется
рядом обстоятельств. Во-первых,
в связной речи реализуется
основная функция языка и речи
– коммуникативная (общения). Общение
с окружающими осуществляется
именно при помощи связной
речи. Во-вторых, в связной речи
наиболее ярко выступает взаимосвязь
умственного и речевого развития.
В-третьих, в связной речи отражены
все другие задачи речевого
развития: формирование словаря,
грамматического строя, фонетической
стороны. В ней проявляются
все достижения ребенка в овладении
родным языком.
Знание педагогом содержания
задач имеет большое методическое
значение, поскольку от этого
зависит правильная организация
работы по развитию речи и
обучению родному языку.
1вопрос. Методические принципы
развития речи
Процесс формирования
речи детей должен строиться
с учетом не только общедидактических,
но и методических принципов обучения.
Под методическими принципами понимаются
общие исходные положения, руководствуясь
которыми педагог выбирает средства обучения.
Это принципы обучения, выведенные из
закономерностей усвоения детьми языка
и речи. Они отражают специфику обучения
родной речи, дополняют систему общедидактических
принципов и взаимодействуют с такими
из них, как доступность, наглядность,
систематичность, последовательность,
сознательность и активность, индивидуализация
обучения и др. Методические принципы
выступают также во взаимосвязи друг с
другом (Л. П. Федоренко). Применительно
к дошкольнику на основе анализа исследований
по проблемам речевого развития детей
и опыта работы детских садов мы выделим
следующие методические принципы развития
речи и обучения родному языку.
Принцип взаимосвязи сенсорного,
умственного и речевого развития
детей. Он базируется на понимании
речи как речемыслительной деятельности,
становление и развитие которой тесно
связано с познанием окружающего мира.
Речь опирается на сенсорные представления,
составляющие основу мышления, и развивается
в единстве с мышлением. Поэтому работу
по развитию речи нельзя отрывать от работы,
направленной на развитие сенсорных и
мыслительных процессов. Необходимо обогащать
сознание детей представлениями и понятиями
об окружающем мире, развивать их речь
необходимо на основе развития содержательной
стороны мышления. Формирование речи осуществляется
в определенной последовательности с
учетом особенностей мышления: от конкретных
значений к более абстрактным; от простых
структур к более сложным. Усвоение речевого
материала происходит в условиях решения
мыслительных задач, а не путем простого
воспроизведения. Следование этому принципу
обязывает педагога широко привлекать
наглядные средства обучения, использовать
такие методы и приемы, которые бы способствовали
развитию всех познавательных процессов.