Шпаргалка по Развитию речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по Развитию речи".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по развитию речи.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Принципы сл работы:

  1. единство развития словаря с развитием восприятия, представления  и мышления;
  2. опора на активное и действенное познание  окр мира;
  3. решение всех задач сл работы во взаимосвязи между собой и с формир-ем грамматич-ой и фонематич-ой сторон речи, развие связной речи.
  4. семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в опред контексте через сопоставление, подбор синонимов).

 

Содержание словарной работы усложняется  от одной возрастной группы к другой.

Усложнение в содержании программы  словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

1.   Расширение словаря ребенка  на основе ознакомления с постепенно  увеличивающимся кругом предметов  и явлений.

2.   Введение слов, обозначающих  качества, свойства, отношения, на  основе углубления знаний о  предметах и явлениях окружающего мира.

3.   Введение слов, обозначающих  элементарные понятия, на основе  различения и обобщения предметов  по существенным признакам.

Эти три направления словарной  работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т. д.

 

 

17. Методика словарной  работы в разных возрастных  группах.

 

  1. метод наблюдения: экскурсии и осмотры, рассматр предметов, наблюдения за животными и деят взрослого;
  2. показ картин с малознакомым содержанием;
  3. чтение худ лит-ры;
  4. дид-е игры;
  5. дид-е упр-я;
  6. отгадывание и загадывание загадок.

 

В мл дош в-те основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окр реб жизни, активизации разных частей речи.

Методы:

  1. целевые прогулки
  2. занятия по ознакомлению с предметным миром ( по первичному ознак с предметом, по углублению знания о предметах);
  3. занятия по рассмотрению и обследованию предметов.

 

В мл гр преобладают занятия с  образными игрушками.

Ср гр.

Дети начинают пользоваться более  точными наименованиями предметов, более разнообразно опред предмет  за счет уточнения его качеств, дифференцируют понятия.

Необходимо использовать наглядность, большая самостоятельность. Превалирует метод как образец. Используется больш кол-во игрушек. В играх усл содержание.

Старш гр.

Наглядный метод заменяется словесными приемами, снижается роль игрушек, больше исп-ся картинки, словесные дид-е  игры и сл грам-е упр-я. Испол-ся грамматич-ий образец, но необходимо создавать условия для речевого творчества (опиши картинку).

 

18.Грамматический строй  родного языка, значение его  усвоения для речевого развития  детей.

Бол.знач. для понимания особен-тей  освоения грам.строя дош-ми имеют работы Гвоздева, Рубинштейна,Эльконина и др.Процесс усвоения грам.строя связан с аналитико-синтетич. Дея-тью коры головного мозга. Гвоздев выделил осн.периоды фор-ния грам.строя речи:

1)1,3-1,8мес. Произносит однослож.предлож.  в слоге.  1,8-1,10 произносит предлож. Из нес-ких слов

2)1,10-2,1 в предлож. Употребляет  полные слова, без окончания  или с неправил.   2,1-2,3 в предлож.  Употребляет оформлен.слова.  2,3-3  в предлож. Употребляет служеб.слова  для выражен. Синтаксич. Отнош.

3)3-8лет период усвоения морфол.системы рус.яз.

 

19.Задачи и содержание  по формированию грамматической  стороны речи у детей.

1.Помочь в овладении синтак.стороной  речи

2.Помочь детям в овладении  синтак.стороной речи:учить правильно  согласовывать слова в предлож.  И построению разных типов предложен.

3.Сообщить  знания о нек-рых нормах образования  форм слов в словообразовании

 

 

20.Пути формирования грамматической  стороны речи у детей.

1.Создан. благоприят. Языковой среды,дающей образцы  грам. речи,,повыш. Речев.кул-ры взрослых

2.Спец. обучение  детей трудным граммат. Формам, направленным на предупреждение  ошибок.

3.Фор-ние  грам.навыков в практике речевого  общения.

4.Испаравление  грам.ошибок.

 

21. Методика формирования  морфологической стороны речи  в разных возрастных группах.

Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматическое значение.

3-4 года  – согласуют слова в роде, числе,  падеже. Употребляются существительные  с предлогами «в», «на», «под»,  «за».

4-5 лет –  совершенствование умения правильно  использовать предл., употреблять формы повел. наклонения глагола, хотеть, бежать, ехать, лежать

5-6 лет –  совершенствовать умение согласовывать  предложения, существительные с  прилагательными, формировать умение  использовать нескл. сущ.

6-7 лет –  закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными и местоимениями + сущ.

Во всех возрастных группах проводятся непродолжительные по времени упражнения на составление предложений с трудными словами (помогают картинки, предметы). Разнообразные упр с рассматриванием картинок и игрушек служат основным средством для исправления ошибок детей в употреблении несклоняемых имен существительных.

В мл. группах воспитатель может применять прием отраженной речи, предлагая формулировку вопроса, с которым нужно обратиться к персонажу игры. Для закрепления формы множественного числа глагола х о т е т ь  в мл и средних группах можно проводить игровые упражнения с куклами. В старших группах значительное место занимают словесные упражнения.(для закрепления умения определять род имен существительных, упражнения «Назвони какой» вопросы «Как сказать про поле?», «Какое оно?» и т.д.). Для подбора к прилагательному сущ соответствующего рода, целесообразнее использовать прилагательные, в которых ударение падает на окончание: большой, голубой, меховой, или притяж местоимения мой, твой. Так же можно использовать подсказывающие вопросы-загадки. Метод сюжетного дидактического рассказа, содержащего трудные словоформы. При повторном рассказывании педагога дети заканчивают предложения, вставляют по его указанию пропущенные слова (индивидуально или хором).

 

 

22. Синтаксис - способ соединения слов в словосочитания и предложения разных типов, простые и сложные. Существуют повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Нужно обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения. Учить детей устранять повторения однотипных конструкций. У детей необходимо сформировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. 
Младшая группа - "Закончи предложение"; 
Средняя группа - "Где чей дом?"; 
Старшая группа - " Закончи предложение"; 
Подготовительная группа - " Сочитай слова"

 

23. Методика формирования  способов словообразования в разных возрастных группах. Детей подводят к умению создавать новое слово на базе другого однокоренного слова,которым оно мотивировано, с помощью окончаний, приставок, суффиксов. Нужно выбирать такие упражнения, которые показывали бы изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков.( в существительных слова получают оттенок увеличительности, уменьшительности, ласкательности посредством суффиксов, а у глаголов с помощью приставочных глаголов противоположного значения, у имен прилагательных образуется с помощью суффиксов).Ребенка нужно научить образовывать причастия. 
В формировании словообразования даются разные методики для групп детского сада 
Младшая группа - "Чаепитие"; " Оркестр"; 
Средняя группа - "Кто у кого"; 
Старшая группа - " Брат - братец - братик"; 
Подготовительная группа- " Подставь"  

 

24. Понятие "звуковая  культура речи" включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь( звукопроизношение, дикция), элементы звуковой выразительности речи( интонация, темп), связанные с ними двигательные средства выразительности( мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения( общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора).Составными компонентами являются речевой  
слух и речевое дыхание.  
Особенности: у детей отмечается неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов слова. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь,при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки.( эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата).При движении органов речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: поверхностное,с шумными частыми вдохами, без пауз. 
 
25. Разделы работы по воспитанию звуковой культуры речи.

а) Формирование правильного произношения звуков. 
Звук речи - минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют 2 функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи. У ребенка сначала формируется речевой слух, а потом речевое произношение. Постановка правильного звукопроизношения связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата. Содержания указанной задачи входит следующее: совершенствование движений органов артикуляционного аппарата-артикуляционная гимнастика ( проводится во 2-ой младшей,средней и старшей группе) ; последовательная работа над четким произношением( усвоенных гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными); закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи( во всех группах). 
б) Выработка дикции. 
Дикция - внятное,четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией начинается со второй младшей группы (в основном в процессе пения,чтения стихотворений), а в старшей группе выработка внятности произношения.  
в) Работа над правильным словопроизношением и словесным( фонетическим) ударением. 
Своеобразие речи дошкольника,особенно младшего, диктует необходимость выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу. 
Особенности в словопроизношении детей: в младшем возрасте- сокращение слов, перестановка и пропуск звуков и слогов, добавление звуков; 
в старшем возрасте - произношение некоторых трудных слов ( правильность или не правильность). Ребенка иногда затрудняет постановка словесного ударения. Ударение - выделение силой голоса из группы слогов одного слога. Язык характеризуется нефиксированным, разноместным ударением: ударение может быть на любом слоге, даже уходить за пределы слога,требует внимание постановка ударения в некоторых существительных в именительном падеже,в глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа. 
г) Работа над орфоэпической правильностью речи 
Орфоэпия - совокупность правил образцового литературного произношенияю. В младшем возрасте ребенок усваивает орфоэпические нормы исключительно практически, в силу подражания( с помощью образца устной речи). В старших группах эта задача является составной частью обучения.  
д) Формирование темпа речи и качеств голоса. 
Темп и голос могут выступать как постоянные,привычные качества,но в то же время должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать чувства и состояние. Воспитатель должен учить ребенка разговаривать негромко, вполголоса или шепотом, громко, а так же говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. 
е) Воспитание выразительности речи. 
Существует две стороны этого понятия: 
- естественная выразительность повседневной детской речи; 
- произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста. 
В младших группах у детей рекомендуется поддерживать простоту и непосредственность исполнения. В средней группе дети по заданию могут научиться передавать интонацию вопроса и ответа, наиболее яркие чувства. В старших группах дети должны выражать уже более разнообразные и тонкие чувства. 
Важная задача - развитие у ребенка самостоятельности, творческой инициативы при чтении наизусть и пересказе 
ж) Воспитание культуры речевого общения 
В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. 
з) Развитие речевого слуха и речевого дыхания.  
Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание,восприятие шумов и звуков речи, а у ребенка старшего дошкольного возраста нужно развивать фонематическое восприятие. Речевое дыхание - одна из основ голосообразования и речи. Задача воспитателя - помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию. 
 
26.Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи.1)Формирование  правильного произношения звуков. Звуки выполняют 2 функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи. В содержание этой работы входят :Совершенствование движений органов артикуляционного аппарата – артикуляционная гимнастика ,кот . проводится во второй млад. , средней и старшей группах ; последовательная  работа над четким произношением уже усвоенных детьми гласных и простых согласных , а затем над сложными согласными , затрудняющими детей ;закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи(во всех группах).2)выработка дикции. Дикция – это внятное , четкое произношение слов и их сочетаний. 3)Работа над правильным  словопроизношением  и словесным ударением. 4) Работа над орфоэпической правильностью речи. Орфоэмия – совокупность правил образцового литературного произношения.5)Формирование темпа  речи и качеств голоса. 6 )воспитание выразительности речи.2стороны этого понятия: а)естественная выразительность повседневной детской речи ;б)произвольная ,осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.7)воспитание культуры реч. общения. 8) развитие речевого слуха и реч. дыхания. Этапы работы над  дыханием: а)Формирование диафрагмального дыхания.б)Обучение короткому вдоху и плавному выдоху.в)Произнесение гласных и щелевых согласных звуков.г)Произнесение щелевых согласных в сочетании с гласными звуками.д)Проговаривание коротких фраз. 
это мои вопросы по развитию речи 
 

27.Методика обучения звукопроизношению на занятиях в разных возрастных группах. Основные задачи воспитания зкр детей в разных возраст.группах:1)мл.  дош . возраст :развитие реч. слуха и звукового внимания. Восприятие и понимание устной речи окружающих .Развитие моторики артик .аппарата. 2)сред. дош. возраст: Развитие артик. Аппарата .Работа над  дикцией  .Совершенствование темпа речи и силы голоса. 3)стар. дош. возраст: совершенствование артик. звуков. Развитие фонематического восприятия  и звукового анализа. Воспит. звуковой выразительности речи. Работа над орфоэпич. правильностью речи. Методы и приемы работы по воспитанию зкр.:1)мл .дош .возраст:осн. Форма занятий проводится 2 раза в мес.по 15мин. Дидактические игры с играми на произношение. Элементы подвижных и хоровых игр. Чтение худ. произведений итд. 2) сред.дош.воз.:2 раза в месс. 15-20мин. Показ и объяснение артик.звука. Рассказ драматизаций . Чтение и пересказ  .Хоровое произношение потешек и чтение поговорок итд. 3)стар.дош.воз.:1-2раза в месс. По 25 мин. Сравнение двух артикул. Укладок. Самостоятельный показ  артик.  упражнений на изменение силы голоса ,тембра и интонации.  

28.Понятие связной речи. Значение овладения связной речью для развития ребенка .Связная речь  - смысловое развернутое высказывание( ряд логических сочетающих предложений),обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.Речевые проявления реб. На 1-м году жизни составляют подготовительный этап формирования речи .С 3-х мес. ребенок гукает.,далее появляется лепет.  Задача взрослого- добиться от реб. Умения повторять предложенный звук,слог.На начальных этапах развития речи малыша сначала учат понимать слово,затем произвольно повторять его при восприятии предмета и ,наконец, с помощью вопросов, ингр добиваются чтобы реб. Употребил слово в осмысленной ситуации.Речь реб раннего возраста ситуативна по своему характеру ;она отрывочна ,эксперементивна. Такая речь содержит звукоподражание ,жесты, мимику  и понятна только в конкретной ситуации..Затем постепенно речь становится связной , контекстной .Раньше всего дети переходят к связному изложению в рассказах спокойного ,повествовательного характера .В передаче событий ,вызвавших яркие эмоционал. Переживания ,ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении.Итак, от знаковой и коммуникативной функций общения к планированию и регулированию своих действий – так развиваются функции речевой деят-ти реб. К концу дош. возраста реб . Овладевает основными формами устной речи ,присущими взрослым. 

29. Обучение детей диалогической  речи.

Диалогическая речь – яркое проявление коммуникативной функции языка. Она сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Речь неполная, сокращенная, присутствует разговорная лексика, простые и сложные, бессоюзные предложения, кратковременное предварительное обдумывание используются шаблоны и клеше, речь непроизвольна и реактивна.

Информация о работе Шпаргалка по Развитию речи"