Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по Развитию речи".
Задачи и содержание диалогической речи.
Можно выделить несколько групп диалогических умений:
- собственно речевые умения (умение вступать в общении (уметь и знать когда и как можно начать разговор со знакомым человеком); поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения, слушать и слышать собеседника, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, высказыв логично и связно); говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалогов.)
- умения речевого этикета. Речевой этикет – это правила речевого поведения, опред взаимоотношения говорящих, принятые данным национальным коллективом, носител языка, а так же малыми социальными группами, в зависимости от возраста, соц принадлежности, обстановке. В речевой этикет включается: знакомство, приветствие, поздравление и др.
- умение общаться для
- неречевые умения, уместное использование мимики и жестов.
В ходе обучения диалогической речи можно использовать разнообразные методы.
1) разговор воспитателя с детьми;
2)чтение литературных
Классификация бесед исходя из дидактических задач:
1) вводная беседа. Цель: выявить
опыт и создать интерес к
предстоящей деятельности. 2) Беседа
сопровождается приобретением
Структура беседы
1) начало беседы должно быть
образным. Начинать беседу можно
с воспоминания или с
Приемы использующиеся во время беседы.
- вопросы (репродуктивные, продуктивные); - указания (опред порядка и правила высказывания); - обобщение.
Правила проведения беседы.
1) не должна быть долгой, во
время беседы воспитатель
30. Обучение детей монологической речи.
Монологическая речь – это связанное
логически-построенной
Задачи и содержание обучения монологической речи.
Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков:
- целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли);
- структурное оформление (начало, середина, конец);
- связность между предлож и частями монолога;
- объем высказывания, плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).
Для достижения связности речи необходим ряд умений:
1)понимать и осмыслять тему, определять ее границы; 2) отбирать необходимый материал; 3) располагать материал в нужной последовательности; 4) пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, строить речь преднамеренно и произвольно.
31. Методические приемы обучения рассказыванию.
1. совместное рассказывание,
2. образец рассказа (краткое описание предмета) или изложение какого – либо события, доступные детям для подражания
3. анализ образца рассказа. Привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа, подсказывает план рассказа
4. план рассказа. 2-3 вопроса, определ
его содержание и
5. коллективное составление
6. составление рассказов по
7. составление рассказа по частям
8. моделирование, используется
в ст и подготов группах.
Модель – это схема явления
отражающая его структурные
9. оценка. Анализ раскрытия темы рассказа, его последовательной связности, выразительности средств
10. указание
11. исправление ошибок
12. подсказка нужных слов
13. прослушивание своих рассказов записанных на магнитофон или диктофон
14. мотивационные установки.
32. Пересказ литературных произведений.
Занимались Тихеева, Берушина, Борович.
- от лица разных героев
Произведения для пересказа должны отвечать следующим цен.:
- иметь мораль
- иметь четкую композицию с выраж последоват
Использовать прямую речь, доступность произведения для пересказа
Требования к пересказу:
- полнота передачи произведения
- последовательность и
- использование оборотов
- плавность пересказа
- выразительность
Систематическое обучение детей пересказу
Структура занятия по пересказу.
1) вводная часть. Цель: создать интерес к занятию: краткая вспомогательная система, первичное чтение произведения. 2) первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. 3) вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ. 4) подготовительная беседа (разбор произведения). Цель: уточнение содержания, привлечение внимания к языку, активная подготовка к выразительному пересказу. 5) повторное чтение, суммирующее результаты разбора. 6) пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). 7) пересказ (3-7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
Приемы обучения пересказу.
1) образец чтения произведения
2) обращение к личному опыту
детей, показ наглядного
33. Методика обучения рассказыванию по игрушкам и предметам (описательная
речь).
Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на кот дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. На первом этапе обучения (в ср. гр.) желательно предъявлять детям образные игрушки, с яркой индивидуальностью, чтобы реб имел возможность уловить «состояние» героя или демонстрировать их в движении. Целесообразно внести игрушку за 5 мин до занятия – дать детям её рассмотреть, потрогать, в момент рассказывания – не давать, т.к. на первых порах это может помешать. Ведущие приёмы обучения: образец описания, кот даёт педагог, план рассказа, подсказ, дополнения детей.
В ст. гр. Такие занятия проводят реже, а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если описание такой игрушки требует определение пространственного расположения её частей, а также их материала и формы. На одном и том же занятии задания следует дифференцировать: дети с более высоким уровнем развития могут не одну игрушку, а статичную композицию из 2-3-х предметов, указывая на их расположение на столе, составить описание пары игрушек, сравнивая их по элементам.
На первом занятии воспитатель дает образец и план рассказа. Реб, выйдя к столу педагога, берет игрушку в руки, рассматривает её, ощупывает и, повернувшись лицом к группе, начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим.
Повысить интерес к рассказыванию помогают приемы: ребенку предлагают поставить рядом любые 2-3 игрушки и рассказать о них самому или вызвать для рассказа любого из детей.
После ряда занятий
с общим наглядным материалом
можно провести 1-2 с индивидуальным
раздаточным материалом. Допустимо
подбирать разнородные игрушки,
Описание предметов. Большое восп-образоват значение имеют занятия, но кот предлагаются предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы, орудия труда и др. эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем. Воспит должен накапливать подобные наборы, руководствуясь программой по ознакомлению с окружающим. Напр, для старшей группы – умывательные, почтовые принадлежности, для подготовит – школьно-письменные принадлежности и т.д.
Рассказывая, реб тут
же объясняет назначение
На других занятиях, на
прогулках дети могут
Умения описывать предметы
закрепляются и в другой
34. Обучение сюжетному
рассказыванию (
Сюжетный (повествоват) рассказ – это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем. Детям дается представление о структуре таких рассказов – вначале (экспозиция) называется герой, иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка), по возможности объясняется, когда оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между 2-3 эпизодами, после чего следует окончание (развязка).
Умением строить сюжетный рассказ по этой схеме реб овладевает не сразу. В методике разработаны приемы предваряющего обучения: придумать только конец рассказа, описать лишь место действия, придумать диалог действующих лиц и т.д. Героем сюжетного рассказа может быть и автор-ребенок, если он рассказывает о действительном событии.
Для дошкольников можно
выделить три категории
Обучение рассказыванию в разных воз гр. Мл гр: подготовка к рассказыванию, детей учат воспроизводить последовательность событий в рассказе, опираясь на вопросы педагога. Ср гр: учат выразительно пересказывать рассказы и сказки, описывать предметы, называя их характерные признаки. Ст гр: закрепление и совершенствование умений. Учат описанию предметов в сравнении, рассказыванию о событиях и фактах из своего опыта (по памяти), составлению по картинкам рассказов с опорой на восприятие, с эл-тами творчества. Подг гр: закрепляются навыки монологической речи, совершенствуется выразительная сторона творческих рассказов; придумывание рассказов на сюжет, предложенный воспитателем.
Приемы обучения рассказыванию. Образец рассказа – краткое, живое описание к-л предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме. Частичный образец – употребляется в процессе закрепления умений рассказывать. Разбор образца рассказа – приводит к вычленению плана рассказа. План рассказа – это 2-3 основных вопроса, определяющих содержание и последовательность изложения. В подг гр такой прием, как воспроизведение плана детьми.
Коллективный разбор плана – употребляется на первых ступенях обучения детей придумыванию рассказов.
Приемы: коллективное составление рассказа; составление рассказа по частям; окончание детьми рассказа, начатого воспитателем; подсказ слова или предложения, исправление допущенной ошибки; оценка.
35. Обучение рассказыванию по картине в разных воз группах.
Для составления описательных
рассказов используются
На всех воз этапах
залогом успеха является