Шпаргалка по Развитию речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по Развитию речи".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по развитию речи.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Задачи и содержание диалогической  речи.

Можно выделить несколько  групп диалогических умений:

- собственно речевые умения (умение  вступать в общении (уметь и  знать когда и как можно  начать разговор со знакомым  человеком); поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения, слушать и слышать собеседника, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, высказыв логично и связно); говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалогов.)

- умения речевого этикета. Речевой этикет – это правила речевого поведения, опред взаимоотношения говорящих, принятые данным национальным коллективом, носител языка, а так же малыми социальными группами, в зависимости от возраста, соц принадлежности, обстановке. В речевой этикет включается: знакомство, приветствие, поздравление и др.

- умение общаться для планирования  совместных действий, достижения  результатов и их обсуждение, участие в обсуждении определенной  темы.

- неречевые умения, уместное использование  мимики и жестов.

В ходе обучения диалогической  речи можно использовать разнообразные  методы.

1) разговор воспитателя с детьми; 2)чтение литературных произведений; 3) словесные поручения; 4) речевые  ситуации, направленные на формирование  навыков в составлении диалога; 5) разнообразные игры; 6) беседа. Беседа – целенаправленное обсуждение чего либо, организованные и подготовленный диалог, на заранее выбранную тему. Проблемой содержания бесед занимались Усова, Флерина. Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитания, возрастом ребенка, запасом их знаний.

Классификация бесед  исходя из дидактических задач:

1) вводная беседа. Цель: выявить  опыт и создать интерес к  предстоящей деятельности. 2) Беседа  сопровождается приобретением нового  опыта. Цель: стимул. и направл. внимание детей на накопление опыта. Задача воспитателя обеспечить полное восприятие. Сопровож деятельность (экскурсии, наблюдения). 3) обобщающая беседа (заключительная). Цель: систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности.

Структура беседы

1) начало беседы должно быть  образным. Начинать беседу можно  с воспоминания или с рассматрив  игрушки, картинки. 2) основная часть  беседы. Ставятся вопросы, активиз  мышление детей и речь, педагог  обобщает детские ответы и  вносит поправки, уточняет мысль ребенка, сообщает новое знание. 3) окончание беседы. Обобщающие выводы или этические установки.

Приемы использующиеся во время беседы.

- вопросы (репродуктивные, продуктивные); - указания (опред порядка и правила  высказывания); - обобщение.

Правила проведения беседы.

1) не должна быть долгой, во  время беседы воспитатель должен  задавать вопросы всей группе, а затем вызывать одного ребенка  для ответа. 2) дети отвечают по  одному а не хором, можно  поправлять ответы детей. 

 

30. Обучение детей монологической речи.

Монологическая речь – это связанное  логически-построенной высказывание, протек относительно долго по времени, не рассчитанное на немедленную реакцию  слушателя. Для монолога характерна литературная лексика, развернутость, логическая завершенность, синтаксическая оформленность.

Задачи и содержание обучения монологической речи.

Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом  признаков:

- целостность (единство темы, соответствие  всех микротем главной мысли);

- структурное оформление (начало, середина, конец);

- связность между предлож и  частями монолога;

- объем высказывания, плавность  (отсутствие длительных пауз в  процессе рассказывания).

Для достижения связности  речи необходим ряд умений:

1)понимать и осмыслять тему, определять ее границы; 2) отбирать необходимый материал; 3) располагать материал в нужной последовательности; 4) пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, строить речь преднамеренно и произвольно.

 

31. Методические приемы  обучения рассказыванию.

1. совместное рассказывание, воспитатель  начинает, ребенок продолжает

2. образец рассказа (краткое описание  предмета) или изложение какого  – либо события, доступные  детям для подражания

3. анализ образца рассказа. Привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа, подсказывает план рассказа

4. план рассказа. 2-3 вопроса, определ  его содержание и последовательность

5. коллективное составление рассказа

6. составление рассказов по подгруппам

7. составление рассказа по частям

8. моделирование, используется  в ст и подготов группах.  Модель – это схема явления  отражающая его структурные элементы  и связи, наиболее существенные  связи, стороны и свойства объекта

9. оценка. Анализ раскрытия темы  рассказа, его последовательной связности, выразительности средств

10. указание

11. исправление ошибок

12. подсказка нужных слов

13. прослушивание своих рассказов  записанных на магнитофон или  диктофон

14. мотивационные установки.

 

 

32. Пересказ литературных  произведений.

Занимались Тихеева, Берушина, Борович.

- от лица разных героев

Произведения для пересказа  должны отвечать следующим цен.:

- иметь мораль

- иметь четкую композицию с  выраж последоват

Использовать прямую речь, доступность  произведения для пересказа

Требования к пересказу:

- полнота передачи произведения

- последовательность и связность  рассказа

- использование оборотов авторского  текста

- плавность пересказа

- выразительность

Систематическое обучение детей пересказу

Структура занятия по пересказу.

1) вводная часть. Цель: создать интерес к занятию: краткая вспомогательная система, первичное чтение произведения. 2) первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. 3) вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ. 4) подготовительная беседа (разбор произведения). Цель: уточнение содержания, привлечение внимания к языку, активная подготовка к выразительному пересказу. 5) повторное чтение, суммирующее результаты разбора. 6) пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд). 7) пересказ (3-7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

Приемы обучения пересказу.

1) образец чтения произведения 2) обращение к личному опыту  детей, показ наглядного материала  3) подсказ слова или фразы 4)совместный  пересказ педагога и ребенка,  отраженный пересказ (повторение  ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). 5) оценка 6) вопросы, но лучше после пересказа 7) пересказ по ролям (в лицах) 8) игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.

 

33. Методика обучения  рассказыванию по игрушкам и  предметам (описательная

речь).

   Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на кот дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. На первом этапе обучения (в ср. гр.) желательно предъявлять детям образные игрушки, с яркой индивидуальностью, чтобы реб имел возможность уловить «состояние» героя или демонстрировать их в движении. Целесообразно внести игрушку за 5  мин до занятия – дать детям её рассмотреть, потрогать, в момент рассказывания – не давать, т.к. на первых порах это может помешать. Ведущие приёмы обучения: образец описания, кот даёт педагог, план рассказа, подсказ, дополнения детей.

    В ст. гр. Такие занятия  проводят реже, а игрушки подбирают  более сложные. Хорошо, если описание  такой игрушки требует определение пространственного расположения её частей, а также их материала и формы. На одном и том же занятии задания следует дифференцировать: дети с более высоким уровнем развития могут не одну игрушку, а статичную композицию из 2-3-х предметов, указывая на их расположение на столе, составить описание пары игрушек, сравнивая их по элементам.

    На первом занятии  воспитатель дает образец и  план рассказа. Реб, выйдя к  столу педагога, берет игрушку  в руки, рассматривает её, ощупывает  и, повернувшись лицом к группе, начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим.

    Повысить интерес к рассказыванию помогают приемы: ребенку предлагают поставить рядом любые 2-3 игрушки и рассказать о них самому или вызвать для рассказа любого из детей.

    После ряда занятий  с общим наглядным материалом  можно провести 1-2 с индивидуальным  раздаточным материалом. Допустимо  подбирать разнородные игрушки,  но они должны быть примерно  одинаковой сложности, некрупные.  Все объяснения, указания воспитатель дает детям в начале занятия, до того, как игрушки будут розданы; к раздаче и сбору их педагог привлекает дежурных. В процессе занятия он предлагает дополнительные задания, напр для классификации предметов по цвету, назначению и т.д. Эти занятия подготавливают детей к дидактическим играм различных видов.

    Описание предметов. Большое восп-образоват значение имеют занятия, но кот предлагаются предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы, орудия труда и др. эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем. Воспит должен накапливать подобные наборы, руководствуясь программой по ознакомлению с окружающим. Напр, для старшей группы – умывательные, почтовые принадлежности, для подготовит – школьно-письменные принадлежности и т.д.

    Рассказывая, реб тут  же объясняет назначение предмета  и правила использования, демонстрирует  действия с ним. Занятия разнообразятся  придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.

    На других занятиях, на  прогулках дети могут познакомиться  с составлением рассказов-этюдов (небольшие образные описания особенно выразительных объектов и явлений природы, произведений прикладного искусства).

    Умения описывать предметы  закрепляются и в другой деятельности  – на занятиях по конструированию  реб рассказывает о своей постройке  и т.д. 

 

34. Обучение сюжетному  рассказыванию (повествовательная  речь).

    Сюжетный (повествоват) рассказ – это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем. Детям дается представление о структуре таких рассказов – вначале (экспозиция) называется герой, иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка), по возможности объясняется, когда оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между 2-3 эпизодами, после чего следует окончание (развязка).

    Умением строить сюжетный  рассказ по этой схеме реб овладевает не сразу. В методике разработаны приемы предваряющего обучения: придумать только конец рассказа, описать лишь место действия, придумать диалог действующих лиц и т.д. Героем сюжетного рассказа может быть и автор-ребенок, если он рассказывает о действительном событии.

    Для дошкольников можно  выделить три категории рассказов:  по восприятию (о том, что видит  реб в момент рассказа), по памяти, по воображению. 

    Обучение рассказыванию в разных воз гр. Мл гр: подготовка к рассказыванию, детей учат воспроизводить последовательность событий в рассказе, опираясь на вопросы педагога. Ср гр: учат выразительно пересказывать рассказы и сказки, описывать предметы, называя их характерные признаки. Ст гр: закрепление и совершенствование умений. Учат описанию предметов в сравнении, рассказыванию о событиях и фактах из своего опыта (по памяти), составлению по картинкам рассказов с опорой на восприятие, с эл-тами творчества. Подг гр: закрепляются навыки монологической речи, совершенствуется выразительная сторона творческих рассказов; придумывание рассказов на сюжет, предложенный воспитателем.

    Приемы обучения рассказыванию. Образец рассказа – краткое, живое описание к-л предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме. Частичный образец – употребляется в процессе закрепления умений рассказывать. Разбор образца рассказа – приводит к вычленению плана рассказа. План рассказа – это 2-3 основных вопроса, определяющих содержание и последовательность изложения. В подг гр такой прием, как воспроизведение плана детьми.

   Коллективный разбор плана – употребляется на первых ступенях обучения детей придумыванию рассказов.

    Приемы: коллективное составление рассказа; составление рассказа по частям; окончание детьми рассказа, начатого воспитателем; подсказ слова или предложения, исправление допущенной ошибки; оценка.

 

35. Обучение рассказыванию  по картине в разных воз группах.  

    Для составления описательных  рассказов используются предметные  и сюжетные дидактические картины,  специально созданные для детских садов.

    На всех воз этапах  залогом успеха является осмысление  детьми общего содержания картины.  Ребенку нужно воссоздать в  памяти реальные качества изображенных  предметов, а если картина сюжетная  – установить связи между объектами, персонажами. Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа или пояснения воспит во время предварительного рассматривания. Часто занятие по сюжетной картине бывает комплексное: рассматривание перемежается рассказами об отдельных частях картины, описание сочетается с повествованием об изображенном событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки зафиксированного события. Основные приемы обуч: объяснение характера предстоящего высказывания, дать его образец, предложить его план, на первых порах – прибегнуть к составлению коллективного рассказа.

Информация о работе Шпаргалка по Развитию речи"