Шпаргалка по Развитию речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по Развитию речи".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по развитию речи.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Методические принципы: приницип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей: речь опирается на сенсорные представления, составляет основу мышления и развивается в единстве с мышлением. Следования этому принципу обязывают педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, способствующие развитию всех познавательных процессов; принцип коммуникативно-деятельностного подхода: понимание речи как деятельности, заключенной в использовании языка для коммуникации, его реализация предполагает развитие речи как средства общения в процессе общения в разных видах деятельности;

Принцип формирования элементарного  осознания явлений языка: основан на том, что в процессе овладения речью лежит не только подражание, но и не осознанное обобщение явлений языка;

Принцип взаимосвязи  работы над различными сторонами  речи, развитие речи как целостного образования: реализация состоит в таком построении при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи; принцип обогащения мотивации речевой деятельности: от мотива как важнейшего компонента зависит качество речи и мера успешности обучения; принцип обеспечения активной речевой практике: на занятиях следует использовать различные факторы, обеспечивающие речевую активность всех детей; эмоционально-положительный фон, субъектно-субъектное общения, игровые приемы.  

 

 

9. Прога РР в д/с.

В 1962 г.  была создана прога воспитания детей в д/с, в кот-ой опр речевые  задачи детей от 2х мес до 7 лет. В отличие от издаваемых руководств, программные требования отделены от методич указаний, значительно пересмотрено содерж-е работы по РР.

В 1984 г появл-ся Типовая прога  «Воспит и обуч в д/с». Данная прога  была построена на основе деятельностного  подхода. В ней впервые отделяется друг от друга задача РР от задач по ознакомлению с окруж жизнью. Больше задач по РР в проге ставится во всех возрастных группах, однако, их содержание имеет свою специфику, кот-я опред возрастными особ-ми детей (в млад гр глав задача – накопление словаря и формир-е произносительной стороны речи; ср гр – тоже самое + развитие связной речи; ст гр – связная речь, работа над значением слова; подг гр – задача подготовки к обучению грамоте).

На основе типовой проги созданы  проги в странах СНГ  . В РФ была разработана «Прга воспит и обуч детей в д/с».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Программа «Радуга» под редакцией Дороновой. Содержит общепринятые разделы работы по развитию речи. Одним из важнейших средств развития речи они считают создание развивающей речевой среды. Большое место отводится развитию диалогической речи по средствам общения воспитателя с детьми и детей друг с другом.

      Программа «Развитие» Венгер. Ориентирована на развитие способностей и       творчества детей. Овладение разными сторонами речи происходит при ознакомлении с художественными произведениями.

Программа «Истоки» центр «Дошкольное детство» Запорожец. Развиваются идеи многих ученых, введены новые разделы: «Речь и речевое общение».

Программа «Детство» Бабаева и Логинова. Разделы: « развитие речи детей; «ребенок и книга».

Парциальная программа  развития детей Ушаковой. Особый акцент делается на формирование у детей представлений о структуре связанного высказывания, о способах связи с отдельными фразами и частями.

 

11. Средства  развития речи: общение взрослых и детей, культурная речевая среда; речь воспитателя; обучение родной речи и языку на занятиях; художественная литература; различные виды искусства.

Формы общения

Дата в онтогенезе

Место общения в системе  общей педагогической жизнедеятельности

Содержание потребности в общении

Ведущий мотив общения

Основное средство общения

Ситуативно-личностное

От 2 месяцев

Обеспечивает выживание  ребенка и удовлетворяет важные первичные потребности

Потребность в доброжелательном внимании взрослого

Личностный мотив проявл в том, что взрослый выступает как доброжелатель, обеспечивает познание и деятельность

Экспрессивно-  мимические операции

Ситуативно-деловое

Нач.6-8 мес., закл. До 3-х  лет

Общение разворачивается в ходе совместной со взрослым ведущей предметной д-сти и обслуживает ее

потребность в сотрудничестве

Деловой: взрослый выступает как партнер по игре, как образец для подражания, как эксперт по оценке целей, знаний реб

Предметно-действенные операции

Внеситуативно-познавательное

с 3 до 4 лет

Общение развив на фоне совместной со взрослым самостоят д-сти ребенка по ознакомление с физическим миром

+ потребность в уважении

Познавательный: взрослый как эрудит, источник познаний. 

Речевые операции

Внеситуативно-личностное

5-6 лет

Возникает на фоне теорет. и практ. познания ребенком соц.мира

Ведущая потребность  сводится к сопереживанию и взаимодействию

Взрослый выступает  как цельная личность

Речевые операции


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Обучение родной речи…

 

 

Интегративные    комплексные: на одном занятии

 решаются несколько речевых задач


 


 

 

 

Классификация занятий


 

 фронтальные


      применение наглядного  материала подгрупп. и индив.


предметы     наглядные словеные

реального     изображения характеристики

мира

этапы обучения

 

сооб.    закр обоб. проведение

новых   матер.      и проверки

                ведущая задача знаний             систем.


развитие  грам.   звук. развитие ознак.                                  знан.


словаря     строй    культура связной       с худ.

 речи    речи речи          лит.-рой


 

 

Занятия по развитию речи должны отвечать требованиям: тщательная подготовка к занятию: определение цели, задач, содержания, место занятия в системе педагогической работы; соответствие материла занятию по возрасту и индивидуальным особенностям умственного и речевого развития детей; воспитательный характер занятия; на занятиях должен решаться комплекс задач умственного, нравственного, эстетического воспитания, эмоциональный характер занятия; на занятиях должны применяться игры и игровые приемы, наглядный материал и занимательные приемы; структура занятия должна быть четкой, в ней должны выделяться: вводная часть: на которой устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста детей; основная: решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности; заключение: должно быть практичным и эмоциональным, его цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Оптимальное сочетание коллективного характера взаимодействия с индивидуальным подходом, соблюдение гигиенических и эстетических требований.

Особенности занятий в разных возрастных группах:

Младшая группа: основной раздражитель-это  речь воспитателя; широкое применение наглядных методов, сюрпризов. Не ставиться задач перед детьми. Занятия носят индивидуальный характер, проводятся подгруппами.

Средняя группа: усложняется содержание занятия, ставиться учебная задача, повышается требования к культуре общения.

Старшая и подготовительная группы: проводятся фронтальные занятия комплексного характера, словесные.

На занятиях по развитию речи в  основном выделяется обучение. Обучающие  занятия не связано с самостоятельной  деятельностью. Отношение воспитателя  с детьми строиться на дисциплинарной основе. На занятиях преобладают репродуктивные(подражание) методы обучения.

 

13. Методы: наглядные методы: метод наблюдения, осмотр помещения, экскурсия, рассматривание натуральных предметов; словесные методы: чтение, заучивание, пересказ; практические методы: дидактическая игра ( с наглядным материалом и словесная), наглядные игры-занятия.

Приемы можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.

Словесные: речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая)деятельность воспитателя; повторение  -преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента; объяснение-раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия; указания -разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата; словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков; оценка детской речи – развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений; вопрос – словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.

Наглядные:  показ картинки, игрушки, движения или действия(в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесении звуков.

 

Также приемы можно разделить по обучающей основе: прямые и косвенные. Прямые приемы: образец, объяснение, вопрос, оценка, указания. Косвенные: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

 

14. Сущность словарной  работы в д/с, ее значение  для развития детей.

 

Псих основу сл работы составляют исследования Выготского, Эльконина, Люблинской, Рубинштейна, Венгера и др.

Пед основа – Сохин, Ушакова, Гвоздев и др.

Развитие словаря – это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально-закрепленных значений и формир-е умения использования  их в конкретных условиях общения.

Осн источники развития словаря:

  1. наблюдение над окружающей действит-тью
  2. общение со взр и сверстниками
  3. речь взр
  4. худ лит-ра

 

15. Особенности овладения  словарем дошкольниками.

 

По мере того как дошкольник осваивает  окружающую действительность — предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначает обобщение, но его содержание часто расходится с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл этого слова..

Это же явление на другом содержании прослеживается у более старших  детей. И лишь постепенно, по мере развития мышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка.

Еще одна особенность словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как опыт познания ребенка и, следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

На втором году жизни дети осваивают названия тех предметов одежды, мебели, посуды, игрушек, и др., с которыми они действуют в детском саду и дома. Должны они освоить и названия некоторых действий с предметами, совершаемых ими в быту и играх. Углублений знаний о предметах в этом возрасте выражается в том, что малыши учатся различать части своего тела и тела некоторых животных различать некоторые размеры и цвета.

Количественный рост словаря:

Осмысленные слова появляются в  конце 1 года жизни. Норма: 10-12 слов.

2 год жизни – 300-400 слов.

3 год жизни – 1 500 слов.

4 год жизни – 1 900 слов.

5 лет – от 2 000 до 2 500 слов

6, 7 лет – 3 500-4 000 слов

Качественное развитие словаря  – развитие значений слов.

Этапы развития обобщ слова:

  1. слово замещает чувственный образ только одного предмета (конец 1 начало 2 г ж);
  2. слово замещает чувственный образ ряда однородных  предметов (конец 2 г ж);
  3. слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (3-3,5 года);
  4. высшая стадия интеграции (5 лет) – реб может рассказать, что такое живое и тд.

Развитие сл происходит в рамках ознакомления реб с окр действительностью.

 

16. задачи и содержание  словарной работы с д/с.

Особенности в развитии словаря  позволяют определить задачи словарной  работы с детьми дошкольного возраста в детском саду.

1.   Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

2.   Обеспечить освоение социально  закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает:

а)овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

б)освоение обобщающего значения слова  на основе выделения существенных признаков  предметов и явлений;

в)проникновение в образный строй  речи и умение пользоваться им.

3.Активизация словаря, т. е.  не только Знание слов, но и введение их в практику общения.

Особенности словаря детей и  задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится программа  и методика словарной работы в  детском саду.

Информация о работе Шпаргалка по Развитию речи"