Шпаргалка по "Семейная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМ ПЕД.docx

— 221.99 Кб (Скачать файл)

Формы руководства семьей – авторитарная, демократическая, анархическая. Последняя форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций  отдельными ее членами, вызывает у них  несогласие, непонимание друг друга. При демократической форме руководства  право решающего голоса принадлежит  тому члену семьи, который более  всего компетентен в данном вопросе. Нередки семьи, где муж – главный  кулинар, а жена – своеобразный интеллектуальный центр, руководитель образовательной  деятельности детей.

Функция организации досуга – восстановление и поддержание  здоровья, удовлетворение различных  духовных потребностей. Изучение уровня «социального самочувствия» показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной  семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее, усталость  и отсутствие перспектив.

Следует помнить, что в  условиях различных социально-экономических  потрясений, при нарастании в обществе отчужденности, взаимного недоверия, агрессивности и пессимизма семья  как психологическое убежище  выступает источником стабильности для конкретного человека и для  страны в целом. Но восстановительная  роль современной семьи, ее жизнеспособность, стойкость во многом зависят от настроя  ее взрослых членов, от целеустремленности, волевых черт характера, которые  необходимо воспитывать у себя.

Восстановительная роль семьи  обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая  располагает и больших, и маленьких  членов семьи выразить свое эмоциональное  состояние, высказать сомнения, поделиться радостью, горестями, получить совет, наставление. Только в семье, от близких любящих  людей человек получает сложный  комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни.

Особая роль в восстановительной  функции семьи принадлежит умело  организованному досугу. Досуг –  внерабочее (свободное) время, которым  человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском  языке слово «досуг» появилось  в XV в., произошло от глагола «досягать», что буквально означало – время, когда можно чего-то достичь.

Досуг выполняет специфическую  роль, которая направлена на поддержание  семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.

При оценке полноценности  досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми  членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, просмотр телевизора, семейное чтение, прогулки на лыжах, посещение  музея и т.д.). И тут опять  велика зависимость от налаженности быта семьи, сбалансированности бюджета. Если ведение домашнего хозяйства  – совместный труд и взрослых, и  детей, то исключается перегрузка женщины, и у нее останется время  для отдыха. При планировании расходов всей семьей обсуждается, например, на чем можно сэкономить, чтобы «выкроить» деньги на посещение театра, музея, отложить деньги на летний отдых.

Досуг современной семьи  может быть активным, содержательным, если учитываются интересы и потребности  всех ее членов. Идеально, когда удается  найти точки соприкосновения  в интересах и увлечениях всех членов семьи. Хорошо бы обзавестись  общесемейными увлечениями, например воскресные прогулки по родному городу, знакомящие с его историей и т.д. Объединяющим может быть интерес к природе, театру, книгам, спорту и т.д. Важно, чтобы досуг был коллективным, когда ему с радостью предаются члены семьи.

Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие  на всех ее членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью  интересов, переживаний. Тогда досуг  становится действенным средством  семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают  культуру восприятия искусства, накапливают  опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д.

Наиболее популярными  формами проведения свободного времени  являются хождение в гости и прием гостей, просмотр телепередач. Сами по себе эти формы не заслуживают ни порицания, ни восхваления, пока не определено их содержание, степень участия в них взрослых и детей. Одно дело, когда гостей приглашают и сами идут в гости ради застолья. Совсем другое, когда, например, собрались две-три молодые семьи с детьми, чтобы рассказать о проведенном лете, посмотреть фотографии, слайды или видеофильм, устроить выставку детских рисунков, поделок. В некоторых семьях сохранились традиции семейного чтения, домашнего театра, концертов, конкурсов, загородных походов, экскурсий, рукоделия, рисования.

Воспитательная функция  – важнейшая функция семья, заключающаяся  в духовном воспроизводстве населения. Воспитание – очень сложный процесс, в котором влияние взаимно. Никогда  не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают, и оба чувствуют  себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции  семьи.

1. Воспитание ребенка,  формирование его личности, развитие  способностей. Семья выступает посредником  между ребенком и обществом,  служит передаче ему социального  опыта. Через внутрисемейное общение  ребенок усваивает принятые в  данном обществе нормы и формы  поведения, нравственные ценности.

2. Систематическое воспитательное  воздействие семейного коллектива  на каждого своего члена в  течение всей его жизни. В  каждой семье вырабатывается  своя индивидуальная система  воспитания, основу которой составляют  те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует,  что в его поведении, словах  порадует, а что огорчит близких.  Затем он начинает понимать  «семейное кредо»: так в нашей  семье не делают, в нашей семье  поступают иначе. Семейный коллектив  предъявляет требования к своим  членам, оказывая определенное воздействие.  Воспитание, начинаясь с первых  дней жизни человека, в дальнейшем  уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания.

Семья – это своеобразная школа, в которой каждый проходит через много социальных ролей. Появился ребенок – стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой.

Выполнение ролей требует  специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются  в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.

На протяжении всей совместной жизни супруги влияют друг на друга, но характер этого влияния меняется. В первый период семейной жизни молодожены входят с грузом своих привычек, вкусов, с особенностями своего темперамента. Приходится что-то принять в человеке, что-то тактично изжить, а что-то переделывать в себе. В зрелом возрасте супруги  стараются избегать негативных ситуаций, всячески подчеркивают достоинства  друг друга, внушают веру в собственные  силы и т.д.

3. Постоянное влияние детей  на родителей (других членов  семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается  на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда oсознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни.

Желание иметь детей диктуется  жизненно важными потребностями, которые  хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится «работать над собой», расширять свой кругозор, овладевать умением понимать ребенка, развивать у себя те или иные способности и т.д. Другими словами, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием.

В человеке заложена потребность  передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает  иметь детей, которые так нуждаются  в опеке, учении. Но оказывается, что  даже элементарный гигиенический уход за новорожденным требует ловкости, многих знаний и умений, не говоря уже  о том, чтобы позже толково  и интересно ответить на постоянные детские «почему», помочь нарисовать портрет папы, объяснить принцип  конструирования игрушки-самоделки  и т.д. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее.

И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители идут по ступенькам самовоспитания, самообразования.

Для позитивного развития человек нуждается в общественном признании, общественной оценке. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители осознают свою ценность, поднимают свой статус в глазах окружающих, а это побуждает  к новым усилиям на педагогическом поприще.

Едва появившись на свет, дети расширяют социальный мир родителей: появляется круг новых знакомых, имеющих  аналогичные детские проблемы; существенными  становятся контакты с врачом, наблюдающим  за развитием ребенка; затем в  жизнь семьи входят воспитатели  дошкольного учреждения, учителя  школы, друзья сына или дочери и т.д. Подросшие дети обогащают опыт родителей  приемами воспитания, которые узнали в детском саду, школе, семьях друзей, родственников.

Связь с детьми вновь оживает  в отношениях с внуками, и родители продолжают быть воспитателями, но уже  в качестве бабушки и дедушки. И снова за учебу: ведь внуки –  это новое поколение. Оказывается, появились иные игрушки, настольные игры, книги, обновился репертуар  детских театров, открылся планетарий и т.д. И все это надо узнать самим, чтобы активно использовать в воспитании ребенка, помочь ему  идти в ногу с жизнью.

Таким образом, ребенок в  семье – неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных  стимуляторов для родителей. А желание  развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно  вступить в новую жизнь, побуждает  взрослых к постоянной работе над  собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание –  это прежде всего самовоспитание родителей. Очень сложно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.

12 вопрос ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Представляя собой исходные положения, которые лежат в осно¬ве  воспитания, принципы предписывают постоянство  и последова¬тельность действий взрослых при различных условиях и обстоя¬тельствах. Принципы воспитания проистекают из цели воспитания, определяются природой воспитания как социального  явления. Если цель воспитания взрослыми  воспринимается как те или иные вер¬шины, к которым хотят подвести своих  детей, то принципы уста¬навливают возможности  реализации намеченного в конкретных социально-психологических условиях. Таким образом, принципы воспитания - практические рекомендации, которыми следует руко¬водствоваться всегда и везде, что поможет педагогически  грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.

В последние годы в связи  с демократическими преобразования¬ми  в обществе принципы воспитания пересматриваются, некоторые из них наполняются  новым содержанием. Например, «отступает»  принцип субординации, согласно которому мир детства представ¬лялся не самостоятельным  уникальным явлением, а своеобразным «складом заготовок» для взрослой жизни (А.Б.Орлов). Принцип монологизма, в  соответствии с которым в воспитательном процес¬се «солировали» взрослые, а  дети почтительно внимали, уступает место принципу диалогизма, означающему, что взрослые и дети -равноправные субъекты воспитания. Следовательно, родителям (и профессиональным педагогам) надо учиться общаться с ребенком на равных, а не смотреть снисходительно сверху вниз на него.

К важнейшим принципам  современного семейного воспитания можно отнести следующие.

Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое яв¬ление характеризуется наличием социально-культурного  ориентира, который представляет собой  и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В  значительной степени современная  семья ориентируется на объективные  цели, которые формулируются в  каждой стране как главный компонент  ее педагогической полити¬ки. В последние  годы в качестве объективных целей  воспитания вы¬ступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ. Естественно, что  не каждая семья, думая о цели воспитания ре¬бенка, оперирует такими научными педагогическими понятиями, как  «всестороннее гармоническое развитие личности». Но любая мать, прижимая к себе новорожденного ребенка, желает ему здоровья, мечтает, чтобы он вырос  хорошим человеком, жил в гармонии с са¬мим собой и окружающим миром, был счастлив. А что же это такое, если не общечеловеческие ценности?

Субъективную окраску  целям домашнего воспитания придают  представления конкретной семьи  о том, какими она хочет вырас¬тить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности  ребенка, другие его индивидуальные особен¬ности. Подчас родители, отмечая  в своем образовании, жизни в  целом какие-либо просчеты, пробелы, хотят воспитать ребенка иначе, чем это делалось в отношении  их самих, и видят цель воспи¬тания  в том, чтобы развить у ребенка  те или иные свойства, спо¬собности, которые не удалось реализовать  в собственной жизни. В целях  воспитания семья также учитывает  этнические, культурные, религиозные  традиции, которым она следует.

Носителями объективных  целей воспитания являются общест¬венные  институты воспитания, с которыми семья так или иначе связана. Так, многие семьи, исходя из интересов  ребенка, учитыва¬ют цели и задачи образовательной  работы современного детского сада, школы, что обеспечивает известную преемственность  в вос¬питательной деятельности. Противоречия в целях воспитания меж-ду членами семьи, между семьей и детским садом (школой) нега¬тивно сказываются на нервно-психическом и общем развитии ре¬бенка, дезорганизуют его. Определение цели воспитания в кон-кретной семье часто затрудняется ввиду того, что родители не все¬гда имеют представление о половозрастных особенностях ребенка, тенденциях его развития, природе воспитания как такового. По¬этому в функции профессиональных педагогов входит оказание помощи семье в конкретизации цели воспитания.

Принцип научности. В течение  веков домашнее воспитание зиж¬дилось на житейских представлениях, здравом  смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в по¬следнее столетие педагогика, как и все человековедческие  науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях  развития ребенка, о построении воспитательного  процесса. Осмысление родителями научных  основ воспитания по¬могает им добиться более высоких результатов в  развитии собст¬венных детей. В ряде исследований (Т.А.Маркова, Л.В.Загик  и др.) выявлено, что ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с  непониманием родителями азов педагогики и психологии. Так, незнание возрастных особенностей детей приводит к использова¬нию случайных методов и средств  воспитания. Нежелание и неуме¬ние  взрослых создать в семье благоприятный  психологический климат - причина  детских неврозов (А.И.Захаров), девиантного  поведения подростков (М.И.Буянов, Т.А.Драгунова). Между тем еще достаточно живуче представление о том, что воспитание де¬тей - дело нехитрое и в нем  каждый может преуспеть. Известно, что  о подобном педагогическом невежестве писал в свое время К.Д.Ушинский, но и сегодня некоторые родители считают себя достаточно компетентными  воспитателями и поэтому не испыты¬вают  потребности проконсультироваться у специалистов, познако¬миться с  психологической и педагогической литературой. Иную позицию, как свидетельствуют  социологические исследования, за¬нимают  образованные молодые родители. Они проявляют интерес к специальным знаниям по проблеме воспитания, развития детей, стремятся повысить свою педагогическую культуру.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная педагогика"