Шпаргалка по "Семейная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМ ПЕД.docx

— 221.99 Кб (Скачать файл)

Таким образом, семейная педагогика для разработки теоретических проблем  располагает разнообразным и  богатым как эмпирическим, так  и экспериментальным материалом.

3 вопрос. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СЕМЕЙНОЙ  ПЕДАГОГИКИ

Семейная педагогика решает определенные задачи. Она призва­на изучать состояние, основные тенденции и закономерности вос­питания детей в семье. Поэтому в круг ее задач входят:

разработка теоретических  проблем семейного воспитания;

изучение опыта семейного  воспитания;

внедрение научных достижений в практику семейного воспи­тания;

исследование путей повышения  педагогической культуры роди­телей;

обоснование целесообразного  соотношения семейного и обще­ственного воспитания и технологии взаимодействия родителей и профессиональных педагогов.

Методы семейной педагогики, как и любой другой отрасли  пе­дагогической науки, делятся на две группы:

1) методы воспитания и  обучения, с помощью которых осущест­вляется домашнее воспитание;

2) исследовательские методы, которые используются для изуче­ния семьи как воспитательного института.

Изучение семьи вызывает определенные трудности в силу того, что она представляет собой относительно замкнутую ячейку обще­ства. Исследование семьи осуществляется на разных уровнях: тео­ретическом и эмпирическом.

Эмпирическим путем собирается фактический материал, ха­рактеризующий семью и домашнее воспитание. Факты представ­ляют собой нечто реальное, конкретное из области изучаемых явлений, поэтому важно установить их и описать. В социальной действительности, клеточкой которой является семья, нет изоли­рованных фактов и явлений: они все взаимосвязаны. Поэтому в задачи эмпирического уровня исследования входит обнаружение объективных связей, всестороннее изучение любых фактов и яв­лений домашнего воспитания в связи с другими социальными ха­рактеристиками семьи (например, особенности воспитания в за­висимости от состава семьи, ее типа и т.д.). Для сбора фактическо­го материала используется комплекс взаимодополняющих методов: изучение литературных источников, наблюдение, беседа, «педа­гогический консилиум», метод независимых характеристик, метод сочинений, изучение и обобщение опыта, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, опытная работа и др. Следует обратить внимание на то, что при изучении семьи и семейного воспитания педагогический эксперимент имеет более ограниченное применение, чем при исследовании различных про­блем общественного воспитания. Дело заключается в том, что в ходе эксперимента педагогические явления изучаются в специаль­но созданных условиях в течение более или менее длительного периода. При этом экспериментатор активно вмешивается в про­цесс изучаемого явления, устраняет одни факторы и усиливает другие. Семья, в силу своей закрытости, неохотно впускает экспе­риментатора в свои стены, в свой внутренний мир.

В последние годы широкое  распространение получили социоло­гические методы: социологические опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия. Активно используются психологические методы, которые углубляют и расширяют пред­ставления о современной семье и одновременно ставят испытуемых перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близки­ми, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного т.д. Уси­лия исследователя (социолога, психолога) направлены на то, чтобы мобилизовать социальную активность испытуемых, посредством которой вырабатываются позитивные представления о различных сферах семейного образа жизни, приемах воспитания, технологии ведения домашнего хозяйства и т.д. Разработана методика изучения семьи глазами ребенка с помощью рисунков, наблюдения игр и дру­гих видов деятельности, шкалирования привязанности ребенка к членам семьи, его самооценки и др.

Для сбора и обработки  полученного фактического материала  применяются математические методы: шкалирование, ранжирова­ние, вычисление средних величин и др. На основе количественных данных строят диаграммы, графики, таблицы. Количественные по­казатели делают результаты исследования более убедительными, поддающимися сравнению с данными, полученными другими уче­ными. С развитием компьютерной техники расширились возмож­ности математической обработки большего объема данных. Так, во многих странах систематически публикуются обработанные путем компьютерной техники статистические данные, характеризующие современную семью по разным параметрам (количественный со­став, тип семьи, уровень образования родителей, детей и т.д.). По­этому и в эмпирических исследованиях возникла тенденция неко­торого преувеличения роли количественных показателей. Вместе с тем следует учесть, что количественные показатели не могут рас­крыть многие сущностные процессы, характеризующие семью и домашнее воспитание. В связи с этим целесообразно использовать количественные данные для дополнения, аргументации качествен­ного анализа собранного фактического материала, но не подме­нять его.

Исследования теоретического уровня ведутся соответствующими методами. К ним относятся методы теоретического анализа и диа­лектического познания, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ, раскрытие, обобщение и систематизация полученных данных, прогностическое моделирование и др.

Мир семьи прямо или  косвенно представлен в художественно-образной форме: в литературе, живописи, музыке, произведениях народного творчества. С помощью указанных средств можно углу­бить характеристику семьи, особенно в сравнительно-сопостави­тельном, ретроспективном планах. Например, в художественной литературе XVIII-XIX вв. содержится интересный материал о тра­дициях семейного воспитания, о деятельности домашних наемных педагогов (гувернеров, гувернанток, учителей), о взаимоотношени­ях поколений и т.д.

Таким образом, методы изучения семьи представляют собой ин­струменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются мно­гие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.

4 вопрос ИСТОЧНИКИ СЕМЕЙНОЙ  ПЕДАГОГИКИ

Как и все отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализируя, обобщая, вбирая в себя все ценное, соз­данное педагогической мыслью прошлых времен.

Первые идеи семейного  воспитания, представления о любви, ро­дителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством тради­ций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечи­вало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, на­ционального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. Можно с полным правом сказать, что в народной педа­гогике определился свой образ воспитания, своя «система» правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях.

Семья занимает особое место  в народной педагогике, поскольку  она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное  окружение, определяющее порядок домашнего  воспи­тания, его содержание. Порядок домашнего воспитания обеспечи­вает определенный уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, об­ряды. Домашнее воспитание ориентировано на мирскую, повседнев­ную жизнь человека. Его цель - подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная га­рантия благополучия человеческой жизни - добросовестный труд, к которому приучают ребенка с малых лет. Об этом свидетельству­ет народная мудрость: «Человек рожден для труда», «Без труда нет добра», «Без хорошего труда нет плода», «Без дела жить только небо коптить» и др.

В созданных много веков  назад и в бытующих в настоящее  вре­мя средствах народной педагогики (сказках, пословицах, поговор­ках, легендах, песнях, играх) содержится своеобразная программа «домостроения», в которой определены основы семейной жизни, правила ведения хозяйства, этика отношений, приема гостей и др. Положительные герои в сказках почитают и уважают своих роди­телей, заботятся о детях, с нежностью относятся к братьям и сест­рам, готовы на подвиги во имя любви. В пословицах метко выра­жены представления народа о семье и семейных отношениях, пра­вилах взаимоотношений, которые не потеряли своей нравственной ценности и поныне. Напомним некоторые из них: «Муж – голова, жена - душа», «Кто не вдовел, тот беды не терпел», «Легко дитятко нажить, нелегко вырастить», «Ругай жену без детей, а детей - без людей», «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде», «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло», «Домок-то вести - не вожжами трясти, а надо концы с концами свести» и др.

Прогрессивные черты русской  семейной педагогики, в которых, как  отмечал известный историк В.С.Соловьев, коренится «нравственное начало народа», включают почитание старших  и особое внимание к малым, поклонение земле-кормилице, воздание чести дому, приобщение детей к истории семьи, сохранение тради­ций, обычаев, помогающих подрастающему поколению осознать свою роль наследников народных ценностей.

Таким образом, в семейной педагогике каждого народа отража­ются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реа­лизация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Естественно, что семейная педагогика как отрасль педаго­гической науки, разрабатывая теоретические основы домашнего воспитания, опирается на семейную народную культуру, в которой, как в фокусе, собран исторический опыт домашне-семейного вос­питания (И.В.Бестужев-Лада, Г.Н.Волков, В.М.Петров и др.).

Отмечая несомненно сильные  стороны семейной народной педа­гогики (стабильность, надежность, эффективность), не следует аб­солютизировать и пытаться восстановить как можно полнее в ны­нешних условиях семейное традиционное воспитание, сложившееся на протяжении истории того или иного народа. Прежде всего, как справедливо, отмечают современные ученые (И.В.Бестужев-Лада, И.С.Кон), семейная ткань отношений, которая создавалась веками, претерпевает трансформацию, появляются новые ценности, образ­цы, расширяющие социально-культурные представления челове-ка.Так, в современной семье дети становятся главной ценностью, стремительно растет рейтинг эмоциональных внутрисемейных от­ношений и т.д. Следует учитывать и то, что народной педагогике присущи и некоторые отрицательные черты, обусловленные исто­рическими устоями жизни: предрассудки и суеверия, «доми­нирование словесных мер воздействия» (Г.Н.Волков), излишняя строгость в обращении с детьми, деспотизм родителей и т.д. Свиде­тельства тому можно найти в трудах историков, например в книге Н.И.Костомарова «Домашняя жизнь и нравы великорусского на­рода». Об этом повествуют и художественные произведения, среди которых - широко известные автобиографические книги А.М.Горь­кого «Детство», «В людях».

Говоря о семейной народной педагогике, необходимо иметь в виду, что она развивалась, взаимодействуя с религией, религиоз­ными представлениями о цели, функциях и средствах воспитания. Усилия религии, и не только православной, сосредоточены на душе человека, на ее спасении от «плохих» помыслов, дел, чувств. Чело­век должен прожить свою жизнь так, чтобы в ее кульминационный момент - момент смерти - душа предстала перед судом Божьим чистой и светлой.

Несмотря на определенные различия, обе системы воспитания - народная и религиозная - смыкались  в подходах к основным мораль­ным общечеловеческим ценностям, в ряду которых достойное место занимают семья, категории добра и зла, счастья и др. Из десяти библейских заповедей шесть представляют собой не только рели­гиозные предписания, но, можно сказать, элементарные правила человеческой жизни, следование которым поможет человеку стать лучше, добрее, сделав тем самым счастливее себя и других людей. В Библии, Коране, Талмуде высоко ставятся любовь, целомудрие, супружеская верность, женская честь, почитание предков, забота о родителях.

До широких народных масс важнейшие с точки зрения той  или иной религии педагогические знания всегда доносились с помощью  проповеди, так называемой церковно-учительной литературы, со­стоящей из различных  Слов и Поучений. Проповеди, Слова и По­учения охватывали широчайший круг морально-нравственных проблем, толковали основы вероучения. В нашей стране популяр­ной была и осталась до сего дня «семейная» тематика, как-то: забо­та о ближних; почитание родителей; помощь немощным; воспита­ние трудолюбия, терпения, скромности и др.

Семья - одна из основных тем  древнерусских литературно-пе­дагогических  памятников, относящихся к X-XIV вв., отечествен­ных сборников XIV-XIX вв. Педагогическая мысль Древней Руси отчетливо проявилась в «Поучении к детям» князя Владимира Мо­номаха, в таких памятниках литературы и письменности, как «Пче­ла», «Прологи», «Златоуст» и др. В понимании древнерусских авто­ров истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями.

Воспитание детей в  любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих  идей древнерусской педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.). Так, Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ста­вил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом. На страницах «Домостроя» (XVI в.) пред­ставлена своеобразная «программа» нравственного воспитания де­тей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необхо­димо в «домашнем обиходе». В этом отношении особый интерес представляют главы «Како дочь воспитати, с наделком замуж выдати», «Како детям отца и мати любити и беречи и повиноватися им, и покоити их во всем».

В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С.Полоцкий создал две книги - «Обет  душевный» и «Вечеря ду­шевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С.Полоцкий - один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная педагогика"