Шпаргалка по "Семейная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМ ПЕД.docx

— 221.99 Кб (Скачать файл)

Семья представляет собой  своеобразную школу, в которой каж¬дый  «проходит» много социальных ролей. Появился ребенок, стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Вы-полнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.

На протяжении всей совместной жизни супруги влияют друг на друга, но характер этого влияния меняется. В первый период се¬мейной жизни  молодожены входят с грузом своих  привычек, вку¬сов, особенностями темперамента. Идет, как метко говорят в наро¬де, «притирка» характеров: не борьба и  война, чтобы переделать друг друга  «по образу и подобию своему», а изучение особенностей супруга, привыкание к его вкусам, привычкам, реакциям. Приходится что-то принять в человеке, что-то попытаться тактично из¬жить, а  что-то переделывать в себе... В зрелом возрасте супруги стараются избегать невротизирующих ситуаций, всячески подчер¬кивают достоинства друг друга, внушают веру в собственные  силы и т.д. Другими словами, во имя  общих интересов семейный коллек¬тив оказывает созидательное влияние  на всех своих членов.

3.Постоянное влияние детей  на родителей (других членов  семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания ос¬новывается  на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осоз-нают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это дела¬ют буквально с первых дней жизни. Д.Б.Эльконин однажды заметил, правда с долей иронии, что не столько семья социализирует ребенка, сколько он сам социализирует окружающих его близких, подчиняет их себе, пытается сконструировать удобный и приятный для себя мир... Чтобы убедиться в истинности этих слов, вспомните, как по-разному «окрашен» плач ребенка, которому от роду 2-3 месяца: он и требовательный, и жалобный, и призывный, и капризный, и хнычу¬щий. А как быстро малыш «приучает» родителей к своим вкусам: охотно сосет молоко, но упорно отказывается от кефира, плачет, ко¬гда остается один, но спокойно играет, если его манеж поставили так, что он видит маму, слышит ее голос и т.д. И подобные воздейст¬вия детей родители будут испытывать постоянно. Уже в конце пер¬вого и начале второго года жизни ребенок становится настоящим «экспертом» своих родителей. Он по-разному ведет себя с матерью и отцом, вырабатывает в себе различные «стратегии» влияния на пове¬дение родителей. Дети тонко ориентируются в «слабых местах» ро-дителей и умело пользуются ими.

Желание иметь детей диктуется  жизненно важными потребно¬стями, которые  хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится «работать над  собой», расширять свой круго¬зор, овладевать умением понимать ребенка, развивать  у себя те или иные способности и т.д. Другими словами, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосо¬вершенствованию, заниматься самовоспитанием.

В человеке заложена потребность  передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает  иметь детей, которые так нуждаются  в опеке, учении. Но оказывается, что  даже элементарный гигиенический уход за новорожденным требует лов¬кости, многих знаний и умений, не говоря уже  о том, чтобы позже толково  и интересно ответить на постоянные детские «почему», помочь нарисовать портрет папы, объяснить принцип  конструиро¬вания игрушки-самоделки  и т.д. В заботах о детях родители стано¬вятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые  постоянно растут и взрослеют, родители «идут» по сту¬пенькам самовоспитания, самообразования.

Для позитивного развития человек нуждается в общественном признании, общественной оценке. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители осознают свою ценность, поднимают свой статус в глазах окружающих, а это по¬буждает к новым усилиям на педагогическом поприще.

Едва появившись на свет, дети расширяют социальный мир роди¬телей: появляется круг новых знакомых, имеющих  аналогичные «детские проблемы»; существенными  становятся контакты с врачом, наблюдающим  за развитием ребенка; затем в  жизнь семьи входят воспитатели  дошкольного учреждения, учителя  школы, друзья сына или дочери и т.д. Сколько возникает проблем и  вопросов! Напри¬мер, почему сын любит  играть у соседей, но не приглашает друзей в свой дом? Почему в детском  саду он делает все медленно, не укла¬дывается  в отведенное время? И т.д. Поиски ответов на подобные вопросы сопряжены  с анализом домашней воспитательной систе¬мы: в чем допущены ошибки? Как их исправить? Как не допустить  новых? Любящие родители видят и  переживают «промахи» в вос¬питании, меняют его тактику, отказываются от неудачных прие¬мов, пробуют иные подходы к своим детям.

Подросшие дети «обогащают»  опыт родителей приемами вос¬питания, которые узнали в детском саду, школе, семьях друзей, родственников. Так, Лиза, мама которой ограничивает контакты девочки с бабушкой, с укором говорит: «Мамочка, бабушка меня везде водит: и в музеи, и в театр, мне  с ней так интересно! Почему ты не хочешь, чтобы мне было хорошо?»

Связь с детьми вновь оживает  в отношениях с внуками, и роди¬тели  продолжают быть воспитателями, но уже  в качестве бабушки и дедушки. И снова за учебу: ведь внуки - это  новое поколение. Оказывается, появились  иные игрушки, настольные игры, книги, обновился репертуар детских  театров, открылся планетарий и т.д. И все это надо узнать самим, чтобы  активно использовать в воспи¬тании  ребенка, помочь ему идти в ногу с  жизнью. Бесконечная ра¬бота родителей, направленная на обогащение своего кругозора, совершенствование семейного образа жизни, повышение эффек¬тивности воспитательной деятельности - залог счастливого  детства ребенка.

Вот и получается, ребенок  в семье - неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных  стимуляторов для родите¬лей. А желание  развить у своего ребенка способности, которые по¬могут ему безболезненно  вступить в новую жизнь, побуждает  взрослых к постоянной работе над  собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание - это прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качест¬ва, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые по¬стоянно демонстрируешь.

Основные функции семьи

Семья – специфический  социальный институт, в котором переплетаются  интересы общества, членов семьи в  целом и каждого из них в  отдельности. Будучи первичной ячейкой  общества, семья выполняет функции, важные для общества и для каждого  человека.

Функции семьи – направления  деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье.

В период социально-экономических  преобразований в обществе претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей  в историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, подчиняющая  себе все остальные: глава семьи  – мужчина – был организатором  общего труда, дети рано включались в  жизнь взрослых. Экономическая функция  всецело определяла воспитательную и репродуктивную функции. В настоящее  время экономическая функция  семьи не отмерла, но изменилась. Один из вариантов функций современной  семьи представлен финским педагогом

Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологическое  воспроизводство и сох-ранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производи-телем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь социальной функцией семьи становится обеспече-ние потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода.

Репродуктивная функция  семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов, юристов, социологов, экономистов, медиков и т.д.

На уровень рождаемости  оказывают влияние многие факторы, такие как социально-экономическая  стабильность в стране; благосостояние семьи, ее обеспеченность жильем, работой; социально-культурные нормы, национальные традиции; образование и здоровье супругов, отношения между ними, помощь со стороны родственников; профессиональная деятельность и характер занятости  женщины; место жительства. Ученые вывели несколько закономерностей рождаемости: она ниже в городе (по сравнению  с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и  т.д. При более благоприятных условиях дают о себе знать эгоистические  тенденции («пожить для себя»), и  усилия семьи переключаются с  деторождения на домашнее хозяйство, учебу, потребление, досуг, творчество.

Вопрос о количестве детей  в современной семье имеет  не только педагогическое, но и социально-экономическое  значение. Вряд ли следует кого-либо убеждать в том, что ориентация современной  семьи на одного-двух детей не обеспечивает воспроизводства населения.

 

В последние годы растет число  супружеских пар, которые сознательно  отказываются от рождения детей. Среди  них есть люди с эгоистической  направленностью, озабоченные своей  карьерой, не желающие усложнять свою жизнь «детскими» проблемами т.д. Некоторые  супруги откладывают рождение детей  на неопределенный срок, объясняя это  жилищными, материальными и иным трудностями. На фоне таких «неродителей»  особо отчетливо высвечивается  трагедия бесплодных супружеских пар.

На потенциал нации  влияют не только количественные, но и  качественные отклонения в воспроизводстве  населения. У coвременных новорожденных детей низкие качественные показатели - явление достаточно частое. Так, в России из десяти родившихся детей девять имеют те или иные отклонения в развитии. Причин очень много. Прежде всего, это плохое здоровье рожениц, которое часто подрывается вредными привычками (курением, алкоголем) во время беременности. Кроме того, многие женщины выполняют тяжелую работу, не имеют полноценного декретного отпуска, плохо питаются, пьют некачественную воду, не защищены от инфекций и т.д.

Уход за детьми, имеющими различные врожденные или наследственные дефекты, в также их воспитание сопряжены  с огромными издержками как нервно-психического, так и материального характера. Семьи с такими детьми оказываются  в очень сложном положении. От новорожденных детей с выраженными  признаками тяжелой болезни, уродства родители нередко отказываются, взваливая  заботы о своих малышах на плечи государства. Со стороны общества требуются дополнительные затраты на содержание и лечение физически ослабленных, психически неполноценных детей, открытие специальных медицинских или коррекционных учреждений, увеличение пенсионного фонда и т.д.

Каждая семья вправе самостоятельно планировать деторождение: сколько  и когда, с какими интервалами  появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а  также качество здоровья влияют на выполнение семьей воспитательной функции.

Понятие «планирование семьи» сравнительно недавно появилось  в научной литературе. Первоначально  оно было принято Организацией Объединенных Наций (ООН), а свое развитие получило в документах других международных  организаций, прежде всего Всемирной  организации здравоохранения (ВОЗ).

В России принята Федеральная  программа «Планирование семьи», в рамках которой осуществляется санитарное просвещение, консультирование, лечение бесплодия, обеспечение  противозачаточными средствами, подготовка молодежи и подростков по вопросам полового воспитания, сексуального и  репродуктивного поведения по профилактике заболеваний, передаваемых половым  путем, и другие естественные потребности  собственной семьи. Каждая семья  осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление  пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви  и других предметов обихода 

и т.п. Для многих семей  в понятие «домашняя деятельность»  входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить  продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др.

Одна из предпосылок существования  нормальной семьи – ее экономическая  общность, реализация экономической  функции. Семейная экономика требует  планирования, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после  своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в  котором сбалансированы доходы и  расходы семьи, потребности и  возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в основе ведения домашнего  хозяйства: он диктует стиль жизни  семьи, содержание хозяйственной деятельности. В организации домашнего быта большинства современных семей  учитываются интересы не только старших, но и младших членов; забота о  детях обычно стоит на одном из первых мест. Налаженное денежное хозяйство  существенным образом меняет психологический  климат семьи, позволяет справедливо  удовлетворять потребности всех ее членов.

Важно, чтобы хозяйственная  функция была общей для всех членов семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями  представляется наиболее благоприятным  условием для нравственного и  трудового воспитания детей. Именно в условиях повседневной жизни раскрываются подлинно человеческие отношения людей  друг к другу, их привычки, вкусы, формируются  черты характера. В ежедневных обязанностях члены семьи имеют возможность  проявить заботу друг о друге, оказать  внимание, выразить уважение к тем  или иным особенностям, привычкам, вкусам близких.

При ведении домашнего  хозяйства приходится принимать  различные решения: как отмечать день рождения ребенка, когда ремонтировать  кухню и т.д. В большинстве современных  семей складываются равноправные отношения, когда власть равномерно распределяется между супругами, и, следовательно, решения принимаются коллегиально.

По сравнению с прошлым  во многом изменилась сама роль главы  семьи. Главенство сегодня выражается не в проявлении власти над членами  семьи, как это было раньше, не в  распоряжении ими, а в организации  жизни семьи, в устройстве ее быта. Ученые считают, что в условиях современного функционирования семьи речь может  идти не о главенстве, а скорее о  лидерстве при осуществлении  тех или иных планов семейного  благоустройства. При этом в большинстве  случаев дело решают личные свойства и склонности взрослых социально зрелых членов семьи (инициативность, твердость характера, авторитетность, эрудированность и т.д.). Возникают так называемые «двуглавые» семьи, когда каждый из супругов, являясь лидером, осуществляет свою инициативу в той области быта, к которой он больше всего склонен (приготовление пищи, плодово-ягодные заготовки, организация досуга, ремонт квартиры, руководство работами на садово-огородном участке и пр.).

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная педагогика"