Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"
Анализ семейного воспитания конца XVIII - начала XIX в. содержится в работах А.Н.Радищева (1749-1802), Н.И.Новикова (1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспитание - нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания - растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И.Новиков), давать начальное запечатливающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н.Радищев). Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.
Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г.Белинского (1811-1848), А.И.Герцена (1812-1870), Н.И.Пирогова (1810-1881), Н.А.Добролюбова (1836-1861) и других. В работах указанных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предложения к совершенствованию воспитания детей в семье, предполагающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.
Во второй половине XIX- начале XX в. теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского (1824-1870), Н.В.Шелгунова (1824-1891), П.Ф.Лесгафта (1837-1909), П.Ф.Каптерева (1849-1922), М.И.Демкова (1859-1939) и других. В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание - как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие самодеятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень семейного воспитания, о котором писали исследователи того периода, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего матери, к воспитанию детей. В семьях, которые заботятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых - образец для подражания детей.
Об интересе общественности
конца XIX в. к семье и домашнему
воспитанию свидетельствует организация
так называемого «Роди
Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне революции, напряженность жизни общества на переломе эпох, обусловленную социальными и национальными проблемами. Каковы национальные ценности семейного воспитания? Ученые (П.Ф.Каптерев, М.М. Рубинштейн, В.Н.Сорока-Росинский и др.) в качестве таких ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры (сказки, песни, былины и т.д.). Религия скрепляет духовно семью в одно целое, что дает ей нравственное единство и одну общую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи: от отца до самых малых детей. Труд объединяет семью психологически, сплачивая ее членов в повседневной практической жизни и придавая единство их интересам. Произведения устного народного творчества, идущие из глубины веков, воздействуют на чувства и фантазию ребенка, формируют его национальную индивидуальность.
Усилиями ученых конца XIX - начала XX в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными для сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития.
Однако в первые десятилетия XX в. семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. В связи с развернувшейся борьбой с религией уменьшилось ее положительное влияние на семью и семейное воспитание. Традиционная (патриархальная) семья, которая долгие годы была, по образному выражению И.В.Бестужева-Лады, «домашней академией», разрушилась. Воспитание становится важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспитанию» (ноябрь 1917 г.), которая стала одним из первых нормативных документов советского правительства о народном просвещении, указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения.
5 вопрос Семейное и общественное воспитание: общее и особенное
Современная педагогика представляет
собой систему научных
Все отрасли педагогической
науки, исследующие широкий круг
общих и специальных проблем,
глубоко отражающих связи между
соответствующими педагогическими
явлениями, «родственны» между собой.
«Роднит» их предмет, который они
изучают, а именно: сущность воспитания,
его глубинные внутренние механизмы,
взаимосвязь с развитием
На сегодняшний дней область семейного воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием. Это объясняется рядом причин.
1. Долгие годы в нашей
стране осуществлялась
2. Семья, будучи одним
из сложнейших образований в
истории человечества, имеет много
взаимосвязанных направлений
3. Семейная жизнь и домашнее
воспитание – сложные предметы
научного исследования, поскольку
зачастую представляют собой
«тайну за семью печатями»,
в которую люди неохотно
4. Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными, иных методов, чем те, которые активно и достаточно результативно используются в педагогике при изучении воспитательно-образовательного процесса в детском саду, школе, колледже, вузе.
Воспитание в семье
всегда определялось как домашнее (иногда
– домашне-семейное). При этом учитывается,
что домашнее воспитание может осуществляться
членами семьи, а также специально
приглашенными, иногда профессионально
подготовленными к
Две ветви воспитания –
в семье и в общественных учреждениях
– сложились в глубокой древности,
уходят своими корнями в историю
человечества на заре его существования.
Обе ветви представляют собой
неоднозначные явления: им присуще
много общего, но имеются и важные,
принципиальные различия. Так, задачи
воспитания в условиях семьи и
общественных образовательных учреждений,
будучи конкретно-историчными, зависящими
от особенностей жизни человека в
обществе на определенном этапе его
развития, отличаются соотношением эмоционального
и рационального компонентов: в
семье преобладает первый, в общественном
воспитании главенствует второй. Другими
словами, общественному воспитанию
недостает теплоты и
Известные различия наблюдаются в целях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания. В дошкольном учреждении, школе и других образовательных учреждениях цель носит объективный характер, поскольку подчинена «заказу» общества на воспитание необходимых ему членов. В семье цель воспитания отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представления конкретной семьи о том, каким она хочет вырастить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка, другие индивидуальные особенности.
Таким образом, цели семейного
и общественного воспитания могут
не совпадать, а иногда и противоречить
друг другу. Можно с полным правом
сказать о том, что в дошкольном
учреждении, школе цели, принципы, содержание
воспитания имеют научную базу, «прописаны»
в программных документах, сформулированы
для определенного
Методы воспитания, которые используются в детском саду (или другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а, следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка.
В семейных методах воспитания
отсутствует печать преднамеренности,
свойственная детскому саду, зато наблюдается
больше естественности, обращенности
к конкретному ребенку, имеющему
свой жизненный опыт, определенные
привычки, пристрастия и интересы.
Таким образом, в каждой семье
складывается своя индивидуальная воспитательная
система. Конечно, у значительной части
современных семей
Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апро-бируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.
Иная система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его полноценного развития. Игнорирование интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходимых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы – это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы безалаберной, попустительской, жестокой по отношению к маленькому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей.
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что общественное
воспитание, по сравнению с семейным,
отличается большей научной
В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родственников) отличается неформальным характером, строится на контактах «лицом к лицу». В семье, как правило, нет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты контактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличается широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открытостью. Семья для ребенка – наименее ограничивающий, наиболее мягкий тип социального окружения.
Общественное воспитание
осуществляется обществом, государством
и организациями, создаваемыми для
этой цели (детскими садами, школами
и др.). Поэтому взаимосвязь субъектов
воспитания в общественном образовательном
учреждении имеет институционально-
Приведем схему, разработанную
Е.П. Арнаутовой и В.М. Ивановой, где
рассматриваются недостатки и положительные
стороны общественного и
Сравнение общественного и семейного воспитания
Детский сад |
Семья |
Недостатки |
Преимущества |
Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспи-тателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста |
Сравнительно мягкие отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насы-щенность отношений Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родствен-никами разных возрастов |
Преимущества |
Недостатки |
Наличие и использование программы восп Целенаправленный характер воспитания и обучения детей Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потреб-ностей Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников |
Отсутствие программы Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка Непонимание возрастных особенностей дош-кольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания Непонимание роли оценки в воспитании
и обучении ребенка, стремление оценивать
не его поведение, а его личность.
Однообразие и |