Шпаргалка по "Семейная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Семейная педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМ ПЕД.docx

— 221.99 Кб (Скачать файл)

 

На основе приведенной  таблицы можно сделать вывод  о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая  любовь и привязанность со стороны  ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая  в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным  к требованиям жизни социума, окружающей среды.

Таким образом, общественное и семейное воспитание имеют целый  ряд принципиальных отличий, которые  необходимо учитывать для того, чтобы  обеспечить их целесообразное взаимодействие, взаимодополнение в реальном образовательном  пространстве.

6 вопрос История развития семейного  воспитания в древней руси

Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве  до XVII в. невозможно рассматривать вне  связи с общим историко-культурным развитием восточнославянских народов, для которых, безусловно, важнейшим  событием стало принятие в 988 г. христианства. В общем, этот большой временной  отрезок можно разделить на два  этапа: дохристианский и христианский, внутри последнего достаточно четко  выделяются киевский (X—XIII вв.) и московский (XIV—XVII вв.) периоды, разделенные нашествием монгольского хана Батыя в 1237—1243 гг. От того времени сохранилось весьма мало свидетельств о воспитании и  обучении детей. В летописных источниках той эпохи конкретной информации о школах и обучении практически  нет, как и в более или менее  официальных документах. Даже в достаточно позднем документальном источнике  — постановлении Стоглавого Собора (1551) выражалась только озабоченность  плохим состоянием школьного обучения. В связи с этим важными для  истории педагогики являются литературные памятники, такие как «Поучение  детям» князя Владимира Мономаха или «Послание архиепископа новгородского  Геннадия митрополиту Симону». Однако их авторы отражали события односторонне, не учитывая особенности эпохи. Важным событием для исследователей стало  нахождение археологами берестяных грамот, свидетельствующих о распространении  грамотности в Древней Руси и  существовании каких-то форм обучения. Недостаточность прямых источников, которые позволяли бы воссоздать картину воспитания и обучения в  Древней Руси, приводит к необходимости  использовать различного рода косвенные  источники — церковно-служебную  литературу, записки иностранцев, фольклор, книжные миниатюры, иконописи и  т.п. 1.Зарождение и развитие педагогических традиций в Древней Руси В первом тысячелетии исторического существования отечества можно выделить два периода: древний — до Петра и новый — от Петра до 60-х гг. XIX в. Первый период, в свою очередь, подразделяется еще на три периода: 1) предшествующий монгольскому порабощению, с преобладанием византийского влияния; 2) монгольского владычества; 3) преобладающего влияния южнорусской учености и господства схоластики. Педагогическая мысль Древней Руси опиралась на воспитательные традиции, насчитывающие более двух тысяч лет. Во второй половине I тысячелетия н. э. завершилось расселение славян и их разделение на три группы: западную, восточную и южную. За длительное время своей истории славяне выработали свою практику воспитания, создали свою культуру, которая выросла из глубин трудовой жизни народа. Воспитание детей происходило в соответствии с необходимостью наследования подрастающим поколением общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями, с целью подготовки к жизни и труду. Труд составлял основу жизни славян, лишь упорным трудом народ мог обеспечить свое существование, поэтому детей рано включали в трудовую деятельность, воспитывали трудолюбие, развивали трудовые умения и навыки.

Особое значение имела  забота о здоровье и физическом развитии детей. Важнейшими средствами физического  воспитания были закаливание, подвижные  игры и физический труд. Исторические предания, легенды и былины воспевали  подвиги богатырей, защищавших русскую  землю от завоевателей, воспитывали  гордость за свое отечество, формировали  патриотическое сознание. Образы былинных героев воспринимались как нравственный идеал. В их подвигах подрастающее поколение  находило проявление лучших духовных качеств человека, черпало веру в  силу народа, в торжество справедливости. Особое место занимали на Руси праздники. Составной частью многих русских  народных праздников были игры, представляющие сокровищницу народной культуры и педагогики. Неотъемлемой частью педагогического  наследия древних славян является устное народное творчество, в котором мир  впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках. Колыбельные  песни, потешки, сказки, загадки, пословицы, былины, предания на протяжении веков  являлись важнейшими средствами воспитания подрастающих поколений. Через первые поэтические произведения (колыбельные  песни, песенки-потешки и частушки), являющиеся средствами развития речи, эмоциональной сферы ребенка, эстетических чувств, познается родная речь. Глубокий нравственный смысл этих произведений служит фундаментом, на котором строится эстетический мир ребенка. Когда  ребенок подрастал, он усваивал первые нравственные заповеди детства: о почитании  старших, главенствующей роли отца, повиновение  которому было беспрекословным, об уважении к матери, об обязанности беречь достоинство, осознавать сыновний долг, быть благодарным людям. Детей в  русских семьях воспитывали в  любви и строгости, использовали наказания, в том числе и физические. Но родителям рекомендовалось заботиться о своих детях, воспитывать их добрыми советами, учить «благочинию», а также ремеслу и рукоделию. 2.Влияние Христианской веры на развитее педагогических традиций Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера (дата крещения Руси 988 г.). Она внесла новые, животворные начала в русское воспитание, определила нравственный характер народной жизни. Христианская вера сообщила религиозно-церковное направление русской жизни. Религиозный дух господствует и в сочинениях духовного содержания, и во взглядах наставников и государственных людей. Летописи свидетельствуют, что уже Владимир Равноапостольный начал ставить по городам церкви и священников, повсюду начал приводить людей ко священному крещению и повелел отбирать детей у знатных граждан и отдавать их «на ученье книгам». Про Ярослава Мудрого летопись повествует, что при нем начинаются у нас монастыри с училищами и что он любил книги, прилежно читал их и сильно содействовал распространению их перепискою, и очень покровительствовал учению книжному. С самого начала нашего просвещения правительственная власть содействовала успехам воспитания и образования. Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителей и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности.

В первые века христианства на Руси в этих школах обучались  дети не исключительно духовных лиц, но вообще — всяких званий, даже вовсе  неизвестного звания, пленники; вместе с детьми могли учиться и взрослые. По окончании «учения книжного»  не все поступали непременно на службу церкви, но шли также и на другие поприща. Призвание, способности и  успехи в учении всякому ученику  обеспечивали дальнейшую служебную  карьеру. Сами монастыри, при которых  устраивались школы, в Древней Руси вовсе не чуждались жизни, не впадали  в аскетизм и не ограничивали своей  педагогической деятельности тесным кружком  специалистов-учителей, но охотно наставляли всех приходивших — вере, благочестию, добрым делам и обучали грамоте. Так велось и в мужских, и в  женских монастырях. Летописи сохранили  имена многих русских женщин, которые  потрудились для обучения девиц  ремеслам, пению, рукоделиям, чтению и  списыванию книг. К таким личностям  принадлежат, например: инокиня Анна Всеволодовна, дочь Великого Князя  Всеволода Ярославовича; святая Ефросиния  Полоцкая, дочь Князя Ростислава Всеславича и другие. Кроме того, с самого начала христианства на Руси при церквах  и монастырях содержались на церковный  счет сироты и дети бедных родителей. Они получали в этих приютах содержание, христианское воспитание и «книжное обучение». Таким образом, церковь  для русского народа являлась источником умственного света и добра. Школы  получили значение как христианские, педагогические и благотворительные  учреждения. Духовенство, естественно, имело в народе высокий нравственный авторитет. Внутреннее устройство древнерусской  школы вначале совершенно соответствовало  византийским образцам, так как первые представители православной церкви и первые же наши учителя были, по преимуществу, греки. При дальнейшем развитии школы, в ней, кроме грамоты, преподавались разные учебные предметы, составляющие круг тогдашней византийской учености. И такие училища уже в первые века христианства на Руси существовали не только в Киеве и Новгороде, но и в Курске, Смоленске, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме, Галиче, вообще в городах юго-западной и северо-западной Руси. Дисциплина в древнерусской школе во весь период, предшествующий схоластике, была разумная и кроткая. Из наставления митрополита Михаила учителям видно, что им предписывалось основательно и стройно «учить детей книжному разуму, воспитывать же — в духе заповедей Божьих, в благонравии, правде и любви, ни яростью, ни гневом, ни жестокостью, а снисходительно и кротко», чтобы в детскую душу не западали страх и уныние. Из учебных предметов псалтырь, церковное пение и письмо с древних времен были наиболее распространены в школе и привлекали особое внимание учителей. Псалтырь в старину была первой настольной книгой для всякого грамотного человека, и простолюдина, и князя. Книга эта, полная религиозного вдохновения и поэзии, имела в старину у нас, как и на западе, глубоко воспитательное и образовательное значение. Пение в старину употреблялось не только в церкви, но и в собраниях, на княжеских и боярских пирах и служило удовлетворением живой общественной потребности, присущей всем людям, не стесняемым в своем естественном духовном развитии.

9 вопрос Семья и брак

Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством  за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство; в прочной, надежной семье нуждается каждый человек  независимо от возраста.

В современной науке нет  единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались  великими мыслителями, такими как Платон, Аристотель, Кант, Гегель много веков  назад. Наиболее часто о семье  говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует  в биологическом и социальном воспроизводстве общества.

В последние годы все чаще семью называют специфической малой  социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для  нее характерна особая система межличностных  отношений, которые в большей  или меньшей степени управляются  законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство. Зарубежные социологи рассматривают семью  как социальный институт лишь в том  случае, если она характеризуется  тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством  и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие  «семейная группа».

Семья – это малая социально-психологическая  группа, члены которой связаны  брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной  ответственностью, и социальная необходимость  в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Как следует из определения, семья – сложное явление. Можно, по крайней мере, выделить следующие  ее характеристики:

–      семья  – ячейка общества, один из его институтов;

–      семья  – важнейшая форма организации  личного быта;

–      семья  – супружеский союз;

–      семья  – многосторонние отношения с  родственниками.

Из этого следует, что  внутри семьи различаются два  основных вида отношений – супружество (брачные отношения между мужем  и женой) и родство (родственные  отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

В жизни конкретных людей  семья многолика, поскольку межличностные  отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для  одних семья – оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других – своего рода поле брани, где все ее члены  бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным  поведением. Однако понятие счастья  подавляющее большинство живущих  на земле связывают прежде всего с семьей.

Семья как общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни. В то же время семья имеет относительную  автономность от общественно-экономических  отношений, выступая одним из самых  традиционных и устойчивых социальных институтов.

Семья всегда строится на базе брака или кровного родства. По сравнению  с другими малыми группами, семья  имеет ряд специфических характеристик.

В частности, отмечают следующие  особенности семьи.

1. Семья является группой,  максимально контролируемой в  нормативном плане (жесткие представления  о требованиях к семье, отношениям  внутри ее, в том числе нормативность  в наличии, характере сексуального  взаимодействия между супругами).

2. Особенность семьи в  ее составе – небольшом размере  от 2 до 5-6 человек в современных  условиях, гетерогенности по полу, возрасту или по одной из  этих характеристик.

3. Закрытый характер семьи  – ограниченность и регламентированность  вхождения и выхода из нее,  известная конфиденциальность функционирования.

4. Полифункциональность семьи  – что приводит не только  к взаимодополнению много-численных аспектов ее жизнедеятельности, но и к множественному, часто конфликтному характеру семейных ролей.

5. Семья – исключительно  долговременная по замыслу группа. Она динамична, история семьи  включает в себя качественно  различные этапы развития.

6. Всеобщий характер включенности  индивида в семью. Значительная  часть жизни проходит у человека  в общении с членами семьи,  при постоянном наличии положительного  и отрицательного эмоциональных  компонентов.

Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии детства, социологии образования, политики и  права, труда, культуры, позволяет лучше  понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических  изменений. Без обращения к семье  немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко  описывается в терминах социального  поведения, конструирования социальных реалий и т.д.

В житейских представлениях, да и в специальной литературе понятие «семья» часто отождествляется  с понятием «брак». На самом деле эти понятия, по сути, имеющие общее, не являются синонимами.

Брак – это исторически  сложившиеся разнообразные механизмы  социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных  отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности  жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейная педагогика"