Шпаргалка по "Теории и методике развития математических представлений у детей"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике развития математических представлений у детей".

Вложенные файлы: 1 файл

МОЁ фэмп ответы ПЕЧ.docx

— 304.23 Кб (Скачать файл)

Одна из задач познакомить детей с многоугольником, его признаками: вершины, стороны, углы. Детям показывают модель круга и новую фигуру 5 уг-к. предлагают сравнить их и выяснить, чем отличаются эти фигуры. Предлаг прокатить круг и многоугольник. Он не катиться этому мешают углы. Считают углы, стороны, вершины и устанавливают почему эта фигура назыв многоуг-к. Затем демонстрируют плакат на кот изобр различи многоуг-ки. У отдельных фигур определяются отдельные для них признаки. У всех фигур много сторон вершин углов. Как можно назвать их одним словом?. Можно показать разные способы преобразования фигур: обрезать или отогнуть углы у квадрата.

56.Методика обучения детей выкладыванию геометрнч фигур из палочек. На 1-м этапе в ср гр предлагаются палочки одинакового размера, нельзя использовать спички. Виды заданий: построить треугольник квадрат прямоугольник. После формулировки задания анализируем фигуры и выясняем сколько сторон углов равны ли стороны, сколько надо взять палочек. Провокационное задание - выложить круг из палочек. Задание занимательного характера на смекалку: выложить 2 треуг из 5 палочек. На 2 этапе ст гр добавляются палочки разной длины и строят фигуры разные по величине; посторой треугольники с разными по длине сторонами; выложи трапецию, ромб. Задания на смекалку: как получить из прямоугольника трапецию. Выложить домик, кораблик и т д.

57. знакомство  д-й д.в с трансфигурацией

58.  Генезис пространственного  восприятия и пространственных  представлений у детей раннего  и дошкольного в-та.

Генезис, философ. кат-я, выраж-я возникновение, происхождение, становление развив-ся явления.

Пространст. ориентировка – оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека.

При ориентировке в простр-ве участ-ют различ. Ан-ры.

Существует 3 вида ориен-ки в простр-ве: на себе, относит. себя, относит. др. объектов.

Каждый вид основ-ся на предыдущем.

1 этап (ранний в-т). Восприятие  прост-ва возникает в 4-5 недель. Ребенок  способен выделять предметы в  прост-ве. В 2-4 месяца ребенок может  следить за движением предметов. К первому году ребенок уверенно  различает предметы в простр-ве  и расстояния между ними. В 1-2 года  ребенок способен ориент-ся на  себе. Различает свои части тела, кроме правой и левой сторон  тела. До 3-х лет ребенок воспринимает  предметы без пространст. взаимосв. между собой. Например, не видит  разницы между картинками, где  одни и те же предметы расположены  по-разному в простр-ве.

  2 этап (3 - 4 года). Раньше  всех ребенок выделяет верхнее  направл. Затем – противополож. ему  – нижнее. После этого им осознаются  направл-я «впереди» - «сзади». И, наконец, «справа» -  «слева». Причем в каждой  паре пространст. обозначений ребенок  выделяет сначала одно, а затем  на основе сравнения с ним  осозн. противополож. Пространст. направл. ребенок связывает со своими  частями тела. Например, сзади, это  там, где спина.

Сначала ребенок определяет простран. расположение предмета, непосредст. дотрагиваясь до предмета. В дальнейшем для ребенка достаточно лишь зрит. оценки.

Сначала простр-во восприн-ся дифференц-но (каждый предмет отдельно). Ребенок может определить пространст. расположение предметов лишь на точных линиях (вертик., горизонт., сагиттальной).

Если предметы находятся не на линиях, то об их пространст. расположении  ребенок затрудняется что-либо сказать. В этом возрасте ребенок еще не четко воспринимает расст. м-ду предметами. Например, раскладывая предметы в ряд, ребенок располагает их очень близко.

3 этап (4 - 5 лет). Площадь, на  которой ребенок способен ориент-ся  в простр-ве, увеличивается. Пространст. примеривание заменяется поворотом  корпуса и указат. движением руки, а затем только взглядом в  сторону объекта. Ребенок уже  восприним. простр-во в узких секторах, но не ориент-ся вне их.

4 этап (5 - 6  лет).  Ребенок способен определять положение предметов относит. себя на любом большом расстоянии. Причем простр-во воспринимает непрерывно, но в строго изолированных секторах, и переход из сектора в сектор невозможен.

Ребенок уже хорошо владеет словес. обознач. пространст. направлений, способен ориентир. от других объектов. Сначала он практич. занимает место предмета, от кот. ориентируется, а затем лишь мысленно стан. в позицию напротив стоящего человека (т.е. поворачивается на 180 градусов).

5 этап (6 - 7 лет).  Ребенок способен выделять две зоны, в каждой из кот. по два участка.

(«Впереди слева»,  «впереди  справа»).  Границы зон для ребенка условны и подвижны.

6 этап (7 - 8 лет). Дети способны  ориентир-ся по сторонам горизонта, причем эти пространст. ориентиры  дети также соотносят с частями  своего тела.

59. Формирование  у детей разных возрастных  групп умения ориентироваться на себе.Формир. умения различать правую и левую стороны тела (3 – 4 года)

1 этап. Детей учат определять, где правая, а где левая рука в ходе различ. ситуаций в повседн. жизни, на различ. занятиях.Название руки связ-ся с характ-ной функцией, выполняемой этой рукой. Вначале педагог говорит, как наз-ся каждая рука и что человек делает правой, а что левой рукой. Затем задаются вопросы детям: «Что ты делаешь правой рукой?», «В какой руке ты держишь ложку?» или «Как называется эта рука?».

2 этап. После того, как дети запомнили, где у них какая рука, их учат различать и называть симметричн. части тела. Даются задания типа: «Дотронься правой рукой до правого уха». Если ребенок затрудн-ся, то поясняется, что правое ухо - с той стороны, где правая рука. Закрепление знаний о сторонах тела происх-т на различн. занятиях (физкульт., муз. и др).  Детям предлаг-ся, напр., поднять вверх правую руку, согнуть в колене левую ногу. В проц. выполн. упр-ний такого типа все дети должны быть одинаково ориент-ны в простр-ве (в том числе и воспит-ль во время показа этого упр-я).

60-61. Формирование  умения ориентироваться от себя, от других объектов, умения двигаться  в заданном направлении.

1 этап. Предметы для упр. расст-ся на близком расст. от ребенка (не более вытянутой руки) в одном или двух противопол. напр-ях, только по одному предмету с одной стороны, строго по линиям направлений. Вопросы: Что находится слева от тебя?  Где нах. мяч относит. тебя?Игры: «Что где стоит?», «Что изменилось?», «Что пропало?».Все эти игры проводятся индивид. с одним ребенком, предметы расставл-ся вокруг одного ребенка и вопросы задаются только этому ребенку.

2 этап. Пров-ся игры и упр., аналог., как  на 1-м этапе, однако предметы на 2-м этапе должны быть распол-ны во всех направл-ях, на большем расстоянии от ребенка и слегка смещены  с основных осей.

3 этап. В 5 лет детям предлаг-ся игры и упр., аналог. как на 1-м этапе, но кол-во предметов и площадь их располож. увелич. Причем в каждом направл. расставл-ся по 2 предмета. Детьми осваивается терминология: впереди-дальше, впереди-ближе, справа-дальше, справа-ближе, и т.п.

4 этап. В старш. дошк. в-те также провод. игры и упр-я, как на первом этапе, но  с усложн-ми:  подкл-ся подсчет шагов в указан. направл.,  дети учатся опред-ть направл. при ходьбе, беге, поворотах. Детям предлаг-ся любое кол-во предметов, расположенных абсолютно произвольно в простр-ве. Все простр-во дети уже делят на две части (спереди - сзади или справа - слева) и определяют пространст. направл. как  «впереди справа» или «справа впереди».

. Формир-е умения  двигаться в заданном направл. (4 – 6 лет)

Осн. методом  явл. игра «Куда пойдешь, что найдешь?». Восп-ль предварит. прячет предметы в одинаковые коробки (или под салфетки). Инструкция: «Слева от тебя спрятана кукла, а справа мишка. Что ты хочешь найти? Куда пойдешь?» Если ребенок правильно выбрал направление, то он найдет желаемую  игрушку и сможет с ней поиграть.

1 этап. Прячется  по 1 предмету в одном или двух противополож. направл-ях на небольш. расстоянии от ребенка.

2 этап (5 -6 лет). Прячется 1 или 2 предмета в каждом направл. на достаточно большом  расстоянии от ребенка. Ему дается словес. инструкция: пройди вперед до сигнала «стоп», затем – направо до сигнала «стоп». Или: пройди 2 шага вперед, затем налево 3 шага. Сначала инструкция дается пошагово. А затем вся инструкция -  в начале игры целиком. Как одно из правил игры, может быть добавлен отчет ребенка о пройденном маршруте. Ребенок сам должен проговорить, в каком направлении он двигался. Важно, чтобы в отчете (и инструкции воспитателя) не исп-сь предметные ориентиры (например, до окна), надо исп-ть только пространст. термины. Воспитателю необходимо следить, чтобы ребенок не поворачивался в ходе выполнения инструкции.

Как один из вариантов этой игры может быть проведена игра «Горячо-холодно». Ведущий уходит за дверь, дети прячут игрушку, затем все по очереди дают ведущему инструкцию: сколько шагов и в каком направлении сделать. (3-5 этапов инструкции). Как усложненный вариант, можно двигаться  на скорость, соревноваться. Еще один вариант – ориентироваться с закрытыми глазами на слух.

Формир. умения занимать положение в простр-ве по заданному условию (5 - 6 лет,) ребенок должен уметь мысленно сделать шаг вперед.

Предварит. восп-ль расставляет предметы в соответствии со своими заданиями или придумывает  задания в соответствии с расположением предметов. Игры: «Встань так, как я скажу», «Повернись так, как я скажу».

Формир. умения ориентир-ся относит. др.  объектов (4 - 6 лет):

Подготовит. этап (4 -5 лет). Предлагается упр., в кот. ребенку показ-ся, что словес. определение пространст-го направл-я зависит от того, как сам ребенок ориентирован в простр-ве. Напротив ребенка ставится предмет (например, кукла) и выясняется: где относительно тебя  сидит кукла? (впереди). Дается задание: «Повернись налево», затем задается тот же вопрос. (Теперь о кукле можно сказать, что она сидит справа).  И так продолж-ся   далее,  реб. видит, что кукла не движется, но о ее располож. в простр-ве  каждый раз говорится по-другому, в зависимости от того, в какую сторону смотрит ребенок.

2 этап (4 -5 лет). Учат детей определять расположение предметов с пом. слов: между, навстречу, за, над, под и др. (кроме: справа, слева). Для этого исп-ся настольный театр и задача решается в рамках занятий по развитию речи. Сначала восп-ль сам описывает располож предметов, а затем предлагает это сделать детям.

3 этап (5 – 6 лет). Учат  детей ориентир-ся относит. предметов одушевлен. типа, имеющих четко выражен. правую и левую сторону. Вводятся термины: справа, слева, впереди, сзади относит. дрю предметов. Детям задается вопрос: «Что находится справа от куклы?» В случае неправ. ответа , предлагается ребенку стать рядом с предметом так, чтобы быть одинаково ориентированным с ним в простр-ве, и ответить еще раз на тот же вопрос. Затем ставят ребенка в исх. положение и просят еще раз ответить на тот же вопрос. Если ребенок все равно отвечает неправ., то необх. вернуться к подгот. упр-ю.Виды вопросов и заданий:- Что нах. справа (спереди, сзади, слева) от предмета? Где (с какой стороны) нах. данный предмет относительно куклы?- Возьми тот предмет, кот. нах. слева от названного ребенка. - Скажи, где нах. данный предмет и принеси его.Игры: «Поручение», «Что где стоит?», «Что изменилось?», «Что пропало?», «Путешествие», «Магазин». Предметы для этих игр расставл-ся вокруг какого-либо объекта (или др. ребенка). В эти игры может играть вся гр. детей  одновр.

4 этап (5-6 лет). Детей учат ориентир-ся относит. предметов, не имеющих четко выраженную правую и левую сторону (предметы неодуш. типа, например, дом).

При ориентировке в простр-ве дети должны учитывать одно из условий:- предмет, относит. кот. ты ориентируешься, ориентирован (расположен) в простр-ве как и сам ребенок,- какая-либо сторона предмета обозн-ся условным знаком (например, правая сторона домика та, где окно). В этом случае предмет стан. одуш. типа и ребенок должен от него ориентир-ся соответ. образом.Провод-ся такие же игры и упр-я,  что и на третьем этапе.

62. Методика обучения  детей разных возрастных групп  умению ориентироваться в двухмерном пространстве.В трехмер. прост-ве  сущ. 6 направлений: вверху, внизу, слева, справа, спереди, сзади. А в двухмерном – только 4 направления (отсутствуют направления: спереди, сзади).

1 этап (3 – 4 года). Сначала учат детей: где левая (правая) часть листа бумаги. Предлагается положить руки на лист бумаги: где левая рука – это левая часть листочка, а где правая рука – правая часть.Виды упр.: положить 1 пуговицу слева, много – справа, разложить предметы слева направо.Затем показывают, что значит вверху, внизу листа, потом поясняют: вверху – это дальше от тебя, внизу – ближе к тебе. Задание: вверху разложить грибочки, внизу – елочки.

2 этап (4 – 5 лет). Виды упр.:- расклад. опред. кол-ва предметов справа (слева, вверху, внизу),- создание узора на плоскости. Варианты:а) восп-ль диктует, какие предметы положить в каком месте;б) детям дается готовая карточка, и дети описывают ее;в) дети придумывают узор и описывают его.Называя расположение предмета на плоскости, надо обязательно говорить: относит. чего мы его располагаем (например: вверху от треугольника; внизу всей плоскости)Вопросы: Что наход. вверху (внизу, слева, справа) на листе? Где наход. треугольник?Игры: - «Найди свой домик» (дети ищут «домики», соответ. своему узору), - «Парные картинки» (нарисованы одни и те же предметы, но по-разному располож. в простр-ве; надо найти  одинаковые картинки).Можно создавать узоры на апплик. и рисовании (открытка, домик, фартучек).

3 этап (5 – 6 лет). Детям предлаг-ся упр-я и игры с усложнениями. В узорах исп-ся большее кол-во предметов, располагаются  они в уголках. Детям поясняются такие сложные пространст. направл-я, как «левый верхний угол» (правый нижний угол): если предмет находится и вверху и справа, то говорим, что он нах-ся в верхнем правом уголочке. Можно исп-ть цвет: верх карточки заштриховать полоской одного цвета, правую часть карточки полоской другого цвета, на пересечении получим  правый верхний угол. Упражнение: «Создание узора на бумаге в клеточку». Сначала провод. подготовит. упр-я:- поставить точку в указан. месте на бумаге (например, отступив 3 клеточки сверху и 2 - слева),- провести  линию определ. длины в указан. направл. (например, 3 клеточки слева направо).Затем восп-ль диктует детям заранее продуман. узор, желательно, чтобы он был симметр.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике развития математических представлений у детей"