Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике развития математических представлений у детей".
Планир. учебно-воспит. процесса
невозможно без учета его
Правильно составленный, проверенный на практике перспективный план может исп-ся на протяжении нескольких лет, что значительно облегчит календарное планир. и позволит более полно реализовать принцип систематич. обучения.
Перспективный план
составляется обычно на
Календарный план занятий содержит:1. Программные задачи: а) образовательные, б) развивающие, в) воспитательные. Образоват. задачи берутся в осн. из перспективн. плана, нередко требуется их конкретизация и уточнение. Развивающие задачи предусм-ся с целью развития речи, мышления, других псих. процессов. Планировать их необходимо, так как обязательным требованием к каждому занятию по матем. явл. не только сообщение знаний, но и развитие умст. способн. детей. Воспитат. задачи планир. с целью формир. у детей дисципл-ти, положит. отношения к учеб. деят-ти и т. п. Они предусматриваются на длит. период работы, поэтому указывать их в каждом занятии не обязательно. 2. Задачи индивид. работы с отдельными детьми планир-ся по тем же трем напр-ям. Индивид. работу следует планировать в опред. системе на каждом занятии. 3. Дидакт. материал. Своеобр. видом учета является отчет восп-лей о готовн-ти детей к усвоению прогр. по матем. в классе школы. Такой отчет заслуш-ся на пед. совещании.
73. Специфика организации процесса предмтем подготовки детей в разных возрастных группах. ФЭМП у дет осущ-ся на занятиях и вне их,в д/с и дома..Занятия- основная форма. Занятия строятся с учетом общедидактических принц.: научности; системности и последовательности; доступности; нагладности; связи с жизнью; индивид-ти; Занятии пров-ся фронтально(со всеми детьми).Только во 2мл.гр в сентябре рек-ся по подгр. Одно занятие в неделю. С возрастом увеличивается длительность: от 15мин до 20-25мин в старшей..Занятия рекомендуют проводить в середине недели в перв.половину. Каждое занятие занимает, строго определенное место в системе занятий. Существует постепенность в усложнении прогр.матер. и метод-их приемов, что позволяет д. почувств.успехи в своей работе..Опред-ой задаче посвящ-ся несколько занятий, в целях закр-я к ней неоднокр. возвр-ся в течении года. Количество занятий зависит от сложности и успешности овлад-я д .С учетом прогр и особен.д. и уровня их развития восп. опред-ет содержание зан-я. Формулир-ся его задачи. На занятиях, кроме чисто образов-х став-ся и задачи по разв-ю речи, мышления, воспитания качеств личности ит.д. Структура занятия состоит из 1-4-5 частей в зависимости от количества, объема, характера задач и возраста детей..Часть занятия включает упражн-я и другие методы и приемы, разнообр-е дидактич-е средства. Все части занятия достаточно самостоятельны, разнообр и связаны вместе. После 1 или 2части пров-ся физкультмин. Типы занятий: в форме дид.игр, дидакт-их упражнений, дид-их упраж-ий и игр. Дидакт игры:в млад-х группах. Упражнеия с дид.материалом хотя и служат учебным целям, но приобр-ют игровое сод-е. Эти зан-я исп-ся во всех возр-х группах. Обучение на них приобретает практич-ий хар-р. Воспитатель применяет такие приемы: показ, объяснение, образец, указание, оценка. В мл.возр-те учебная деят-ть мотив-ся практическими и игровыми задачами(каждому зайцу по морковке). В старшем возрасте практическими или учебными задачами (измерить и отобрать полоски бумаги для ремонта книги). По основной дидактической цели выделяют: а)сообщение новых знаний и закрепление их. б)закрепление и применение представлений в решении практ.познав.задач. В)учетно-контрольные; (конец кварт,полугодия,года) Г)комбинир-е (решается несколько дид-х задач: сообщ-ся материал новой темы и закр-ся в упр-ях, повтор-ся ранее изучен. И провер-ся степень его усвоения.). На занятиях использ-ся приемы активизации: -сравнения, противопоставление, обобщение; -опора на опыт детей, мобилизация знаний, чувственного опыта; -мотивация, интерес, положительное отношение; -творчество; -применение средств активации речевой деят-ти Содержание предматематической подготовки детей дошкольного возраста определяется их практическими потребностями и необходимым уровнем готовности к школе.
74. Основные дидактические средства, учебные пособия и материалы. Их характеристика и методика использования. Процесс ФЭМП осущ. под руководством педагога в результате систематич. проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознак. детей с колич-ми, пространст-ми и врем. отношениями с пом. разнообр. средств. Дидактич. ср-ва явл. своеобраз. орудиями труда педагога и инструм-ми познават. деят-ти детей.
В наст. время в практике работы ДДУ широко распространены следующие ср-ва ФЭМП:— комплекты нагляд. дидакт. мат-ла для занятий;— оборудование для самост. игр и занятий детей;— методич. пособия для восп-ля дет. сада, в которых раскрывается сущность работы по ФЭМП у детей в каждой возр. гр. и даются примерные конспекты занятий;— сборной дидакт. игр и упр. для формир. количеств., пространств. и врем. представлений у дошк-ков;— учебно-познават. книги для подготовки детей к усвоению матем. в школе в условиях семьи.
При ФЭМП ср-ва обучения выполняют разнообр. функции:— реализуют принцип наглядности;— адаптируют абстрактные матем. понятия в доступной для малышей форме;— помогают дошк-кам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения ЭМП;.— способствуют накоплению у детей опыта чувств. восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от матер. к материализованному, от конкретного ж абстрактному;— дают возможность воспит-лю орг-ть учебно-познават. д-ть дошк-ков и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением, простейшими способами вычисления и т. д.;— увеличивают объем самост. познават. деят-ти детей на занятиях по матем. и вне их;— расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;— рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.
Осн. ср-вом обучения явл. комплект нагляд. дидакт. материала для занятий: объекты окр. среды, взятые в натур. виде,разнообр.предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;— изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;— графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.
Наиболее широко исп-ся реальные предметы и их изображения. Дидактические средства должны меняться не только с учетом возр. особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми прогр. мат-ла.
Для каждой возрастной группы имеется свой комплект наглядного материала. Это — комплекс. дидакт. ср-во, обеспечивающее ФЭМП в усл. целенапр.обучения на занятиях, благодаря ему возможно решение практич. всех программ. задач. Нагляд. дидакт. материал рассчитан на опред. содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрас. особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям: научным, пед., эстетическим, санитарно-гигиеническим, экономическим и т. д.
Наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный), которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога.К демонстрационным материалам относятся:— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;— геометр. фигуры, карточки с цифрами и знаками +, —, =, >, <;— фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;— мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;— магнитная доска с комплектом геометр. фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;— полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;— комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);— карточки и таблицы;— модели («числовая лесенка», календарь и др.);— логические блоки;— панно и картинки для составления и решения арифм.задач;— оборудование для проведения дидакт. игр;— приборы
Отдельные виды демонстр. материалов входят в стационарное оборудование для учебной деят-ти: магнитная и обычная доски, фланелеграф, счеты, настенные часы и т. д.
К раздаточным материалам относятся:— мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;— карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометр. фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки с нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;— наборы геометр. фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;— таблицы и модели;— счетные палочки и т. д.
Деление наглядного дидакт. мат-ла на демонстрац. и раздаточный весьма условно. Следует учитывать размеры пособий: раздаточный материал должен быть таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не мешать друг другу во время работы.
Раздаточный материал требуется в больших количествах в расчете на каждого ребенка, демонстрационный — один на группу детей. На четырехгрупповой детский сад демонстрационный мате риал подбирают так: 1—2 комплекта каждого названия, а раздаточный — по 25 комплектов каждого названия на весь детский сад, чтобы полностью обеспечить одну группу.Тот и другой материал должен быть художественно оформлен.
Наглядный дидакт. материал служит для реализации прогр. развития ЭМП в процессе спец. организованных упр. на занятиях. С этой целью используют:— пособия для обучения детей счету;— пособия для упр. в распознавании величины предметов;— пособия для упр. детей в распознавании формы предметов и геометр. фигур;— пособия для упр. детей в пространст. ориентировке;— пособия для упр. детей в ориентировке во времени.
Необходимые для проведения занятий дидакт. ср-ва восп-ли изготавливают сами, привлекая к этому родителей, шефов, старших дошк-ков, или берут готовыми из окр. среды. работы, в том числе по конструированию новых дидакт. средств и творч. использованию имеющихся.
Дидакт. средства, не входящие в оборудование для организации учеб. деят-ти, хранятся в метод. кабинете дет.сада, в метод. уголке групп. комнаты, их содержат в коробках с прозрачными крышками или на плотных крышках изображают аппликацией предметы, которые в них находятся.
В оборудование для самостоятельных игр и занятий могут включаться:— спец. дидакт. ср-ва для индивид. работы с детьми, для предварительного ознак. с новыми игрушками и материалами;— разнообр. дидакт. игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы;— занимат. матем. материал: головоломки, геометр. мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов — отдельные дидакт. средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислит. машины и многое другое; — книги с учебно-познават. содержанием для чтения детям и рассматр. иллюстраций.
Из занимат. матем. материала в работе с дошк-ми могут исп-ся самые простые его виды:— геометр. конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометр. фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;— «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геом. тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;— логич. упр-я, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;— задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например: «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);— задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометр. изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;— лабиринты — упр-я, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрит. и мыслит. анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например: «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);— занимательные упр-я на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;— занимательные упр-я на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);— задачи-смекалки геометр. характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию;— загадки, в которых содержатся матем. эл-ты в виде термина, обозначающего количеств., пространст. или временные отношения;— стихи, считалки, скороговорки и поговорки с матем. элементами;— задачи в стихотворной форме;— задачи-шутки и т. д.
Отметим основные пед. требования к занимательому математическому материалу как дид. ср-ву.
1. Материал должен быть разнообразным. Это требование вытекает из основной его функции, заключающейся в развитии и совершенств. количес., пространст. и врем. представлений у детей. 2. Занимательный материал должен использоваться определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.3. Организуя деятельность детей с занимательным материалом и руководя ею, необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самост. поисков способов решения.4. Занимательный материал должен отвечать разным уровням общего и матем. развития ребенка. 5. Использование занимательного матем. материала должно сочетаться с другими дидакт. ср-ми по формир-ю у детей ЭМП.
К дид. ср-вам относ. пособия для восп-ля дет. сада, в которых раскрывается система работы по ФЭМП.
К пособиям для воспитателя дет. сада как дидакТ. ср-ву предъявляются высокие требования. Они должны:а) строиться на прочном научно-теорет. фундаменте, отражать основные соврем. научные концепции развития ФЭМПу дошк-ков, выдвигаемые педагогами, психологами, математиками;б) соответ-ть соврем. дидакт. системе предматем. подготовки: целям, задачам, содержанию, методам, средствам и формам организации работы в дет. саду;в) учитывать передовой пед. опыт, включать лучшие достижения массовой практики;г) быть удобными для работы, простыми, практичными, конкретными.
Используя конспекты, воспитатель конкретизирует, уточняет задачи, может изменить наглядный материал, по своему усмотрению определить число упр. и их частей на занятии или в игре, привлечь дополнительные приемы активизации познавательной деятельности, индивидуализировать вопросы, задания по степени трудности для того или иного конкретного ребенка.
Уучебно-познав. книги для подготовки
детей к усвоению матем. в шк.,
адресованы семье, другие — и
семье, и дет. саду. Являясь методич.
пособиями для взрослых, они одноврем.
предназначены и детям в
Этому дидакт. средству присущи следующие характерные особенности:— достаточно большой объем познават. содержания, который в целом соответствует программным требованиям по развитию у детей количественных, пространственных и временных представлений, но может и не совпадать с ними;— сочетание познават. содержания с худож. формой: герои (сказочные персонажи, взрослые, дети), сюжет (путешествие, жизнь семьи, разнообразные события, участникам которых становятся главные герои, и т. д.);— занимательность, красочность, которые достигаются комплексом средств: художественным текстом, многочисленными иллюстрациями, разнообразными упражнениями, непосредственны», обращением к детям, юмором, ярким оформлением и т. д.; все это направлено на то, чтобы сделать познавательное содержание более привлекательным, значимым, интересным для ребенка;— книги рассчитаны на минимал. методич. и математ. подготовку взрослого, содержат конкретные, четкие рекомендации для него либо в предисловии, либо в послесловии, а иногда параллельно с текстом для чтения детям;— основной материал разбит на главы (части, уроки и т. д.), которые читает взрослый, а ребенок рассматривает иллюстрации и выполняет упр-я. Рекомендуется заниматься с ребенком несколько раз в неделю по 20—25 минут, что в целом соответствует количеству и длительности занятий по матем. в дет. саду;— содержание книг рассчитано на последовательное, постепенное ФЭМП в опред. системе с учетом основных закономерностей развития познават. деят-ти дошк-ков.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике развития математических представлений у детей"