Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике развития математических представлений у детей".
Обучение детей умению определять время на часах и ознак. их со строением часов желательно осущ-ть на занятии. В кач. раздат. мат-ла исп-ся макеты часов. Восп-ль выясняет, догадыв-ся ли дети, что это макеты часов, разъясняет назначение стрелок часов. Можно предложить детям большую стрелку поставить на цифру 12, а маленькую переводить с цифры на цифру и определять, что она показывает.
На след. занятии следует
пояснить детям, что минутная
стрелка, двигаясь по кругу, за 1 час
проходит целый круг. А если
круг разделить пополам (показать
на макете часов, прикрыв половину
циферблата цветным полукругом)
Формир. понимания отношений врем. послед-ти В существующем объективно времени различные события, явления, действия человека следуют одно за другим, поэтому можно вычленить их врем. послед-ть и руковод-ся ею при планировании и организации своей деят-ти. Дети должны уметь послед-но рассматривать то или иное явление, объект, картину, излагать свои мысли, выполнять операции в трудовой, спортивной и любой продуктив. деят-ти. Для этого надо уметь вычленять врем. послед-ть в предложенном содержании и уметь ее воспр-ть или устан-ть заново. Нужны спец. разработанные и введенные в процесс обучения приемы, направл. на вычленение, восстан. и установл. временной послед-ти, кот. вооружат детей необх-ми способами действий. Материал, на котором детей учат устан-ть врем. послед-ть, должен быть хорошо знаком им; выделяемые в нем звенья —значимыми и несущими опред. инф-ю; эмоц. значимость выделенных звеньев должна быть примерно равнозначной. Надо выбирать такие занятия или виды деяТ-ти, кот. повт-ся так, что с одним и тем же нагл. материалом можно провести работу на всех этапах обучения.
Обучение детей старш. дошк. в-та устан. врем. послед-ти осущ-ся по след. плану: 1. Материал объясняется в той послед-ти, кот. необходима. 2. Вычленяется врем. послед-ть содержания материала. 3. Первоначально сам восп-ль, а по мере обучения дети самост. воспроизводят врем. послед-ть на модели с пом. символов или самих предметов. 4. Дети сами устан-ют врем. послед-ть на модели: а) воспитатель ставит первое звено, а дети продолжают; б) дети самост устан-ют послед-ть всех звеньев и рассказывают о ней. 5. Восп-ль раскладывает на модели звенья, нарушая послед-ть некот. из них, а дети восстан-ют эту послед-ть. 6. Дети выполняют задания без модели в предложенной поел ед-ти.
70. использование
моделирования в процессе
71. Диагностика компетентности дошкольника в области предматематики.Изучение разв. ЭМП осущ-ся в ходе комплекс. псих.-пед. обследования, кот. проводится различными спец-ми. Матем. представления у детей по спец. разработанной схеме изучает учитель-дефектолог. Для получения достоверных данных он привлекает результаты обследования ребенка, полученные воспит-ми, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физ. воспит., муз.рук-лем и т. д. Учитель-дефектолог обращает внимание на особ-ти разв. у ребенка колич., величинных, простран.-временных и геометр. представлений ,диагностика особенностей разв. ЭМП детей обязательна для каждого ДОУ и проводится в начале учебного года. На основе ее результатов отбирается содержание как для групповой, так и для индивид. работы с каждым ребенком. Кроме того, дети делятся на подгруппы в соотв. с уровнем владения ими различ. ЭМП .
Диагн-ку МП необходимо
каждый раз тщательно
Примерное содержание обследования матем. представлений у дошк. с интеллект. недостаточн.
Владение некоторыми общими принципами счета
1.Выявление устойч. представлений о порядке счета.
Учитель-дефектолог
Педагог (кукла) считает
любые предметы в прямом
2. Выявление понимания детьми принципа 1+1.
Взрослый от имени
куклы считает по порядку
3. Выявление понимания ребенком итога счета.
От имени куклы учитель-
4. Выявление понимания ребенком того, что любая совокупность может быть сосчитана.
Учитель-дефектолог просит
ребенка помочь ему и сказать,
можно ли сосчитать все
5. Выявление понимания ребенком того, что считать объекты можно в любом порядке.
Учитель-дефектолог
Владение навыками счета на нагл. мат-ле
1. Прямой счет предметов. Педагог убирает экран, за которым стоят игрушки (от одной до шести), затем предлагает ребенку выполнить задание, сопровождая свои слова указат. жестом — движением руки от первой до последней игрушки: «Сосчитай, сколько игрушек стоит на столе».
В результате выполнения задания фиксируется, понимает ли ребенок обращенную к нему речь взрослого, до какого числа считает в прямом порядке, без ошибок соотнося числит. с соответ. предметом в ряду; какие способы счета использует — на основе зрит. соотнесения, тактил. восприятия; соотносит ли предметы при счете с соответ. числит-ми.
Обследование навыков соотнесения кол-ва предметов.
Сравнение двух групп
мн-в без пересчета кол-ва
1. Педагог убирает экран
и обращает внимание ребенка
на коробки: в одной лежит много
шариков, во второй — мало шариков
(по сравнению с первой
В результате выполнения
задания фиксируется, принимает
ли ребенок задание, понимает
ли обращенную к нему речь,
умеет ли осуществлять
Варианты картинок: «На одной картинке нарисована девочка, у нее в руках два цветка, на второй картинке мальчик дает девочке еще один цветок» «Белка срывает гриб, на полянке остаются еще два гриба».
Выявление знаний цифр и соотнесение их с кол-вом предметов (старший дошкольный возраст).
1. Ребенку предлагаются цифры от 1 до 5. Педагог просит: «Разложи по порядку цифры от 1 до 5».
2. Ребенку предлагается посчитать кол-во игрушек и положить цифру рядом с ними.
3. Педагог предлагает
карточки, на которых нарисованы
картинки одного наименования
в различных количествах —
от одного до шести. Ребенку
предлагается положить под
В результате выполнения
заданий 1-3 фиксируется, знает ли
ребенок названия цифр и их
послед-ть, умеет ли располагать
цифры в логич. послед-ти, соотносит
ли цифру с соответ. кол-вом
объемных и плоскостных
Владение геометр. представлениями
Соотнесение плоскост. фигур и пространст. тел.
1.Педагог предлагает ребенку коробку с прорезям разной формы («почтовый ящик») и просит его вставить фигуры в прорези — «опустить в ящик»..
2. Педагог раскладывает
перед ребенком плоскостные
3. Педагог раскладывает перед ребенком геометр. тела и просит показать шар, куб, треугольную призму (крышу), цилиндр и т.п.
4. Педагог показывает ребенку геометр. фигуры (по одной) и геометр.тела (по одному) и просит называть их.
Владение представлениями о величине
1. Педагог показывает ребенку три сосуда различного объема, наполненные одинаковым количеством жидкости.
2. Педагог раскладывает
перед ребенком чашечки-
Владение пространственными представлениями
1. Педагог предлагает ребенку сказать, кто больше по величине — корова или петух. Если ребенок дает правильный ответ, то взрослый предлагает ему картинку, на которой изображена вдалеке корова, а вблизи петух.
2. Педагог просит ребенка
показать на себе различные
части тела. Для этого он задает
ребенку ряд вопросов, побуждая
«показать...». Затем взрослый просит
выделить и назвать элементы
той или иной части тела (лица,
туловища, руки, ноги). Далее ребенок
должен выполнить то или иное
движение по словесной
Владение представлениями о времени
1. Педагог предлагает
ребенку четыре картинки, разрезанные
на четыре части, на которых
последовательно изображено
2. (Для детей ср. и старш.
дошк. в-та.) Педагог предлагает ребенку
рассмотреть четыре картинки, на
которых изображены времена
3. (Для детей старшего
дошкольного возраста на
72. Педагогическое
проектирование процесса
1.Перспективное планир.-на
длит. Срок бывает комплексное,
2.В календарном планир. ведется учет занятий индивид. работы,дид.игры.
УЧЕТ-в начале учеб. года провод-ся
диагностика(первые 2 нед.сент) по каждой
возр-ой группе.Ориентируясь на ее рез-т,планир-ся
работа на год,как со всеми детьми,так
и индив-я.В конце уч/года-повтор. срез
и выявление рез-в.В 4квартале(лето)-корректировка
рез-ов диагн-ки.У некоторых: тетради,где
ведется учет ежедн. посещаемости и усвоение
прогр.на конкретном занятии,т.е Математика,число,
Задачи разв. у детей
ЭМП не могут быть решены
без прав. планир. и учета работы.
Планирование — один из
Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике развития математических представлений у детей"