Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике развития математических представлений у детей".
Исключительно важное значение для развития мыслительной активности ребёнка имеют проблемно-практические ситуации. Проблемно-поисковый метод ценен тем, что как в ДОУ, так и в школе он организует творческое усвоение знаний детьми, потому что учит их самостоятельно применять накопленные знания для решения проблемных задач. Создание проблемно-практических учебных ситуаций в детском саду - это прообраз использования поисковых эвристических методов в школе.
Развивающие упражнения являются эффективным методом работы педагога по математике в ДОУ и в школе. Например, работа по ознакомлению с дробями в школе опирается на такое развивающее упражнение в детском саду: чем больше число частей, на которые вы разделите предмет, тем меньше по размеру получится каждая его часть.
Основная форма организации математического обучения в ДОУ - занятие, подготавливающее детей к работе на уроке.Развитие познавательной активности детей достигается тем, что и на занятии, и на уроке по математике ребёнок должен рассуждать, делать для себя открытия, высказывать своё мнение, решать задачи проблемного характера.Главное - учить детей поиску правильного ответа, когда педагог лишь направляет их рассуждения в нужное русло. Кроме того, познавательные интересы детей расширяют использование развивающих дидактических средств, метода моделирования, занимательного математического материала.
Раскрыв сущность преемственности, следует ещё раз отметить двусторонний характер этого процесса: с одной стороны, педагоги детского сада должны учитывать требования школы, с другой - педагоги школы могут использовать математические знания, приобретённые детьми в детском саду, и наиболее актуальные формы и методы работы на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста..
77. взаимодействие
детского сада и семьи в
процессе формирования
Для того, чтобы лучше узнать каждую семью, уклад ее жизни, систему воспитания ребенка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие, работники дошкольных учреждений используют разнообразные формы индивидуальной работы с родителями: беседы, консультации, посещение семьи, приглашение отдельных матерей, отцов в детский сад, индивидуальные памятки и папки-передвижки.
Беседы с родителями и другими членами семьи могут проводиться утром и вечером, когда детей приводят в детский сад или берут домой. Воспитатель может специально пригласить родителей или других членов семьи для беседы с ними. Утренние встречи-беседы воспитателя с родителями кратковременны, но имеют немалое значение для выяснения самочувствия ребенка, а также для создания у его близких хорошего настроения, чувства доверия к воспитателю. После вопросов о том, как ребенок провел вечер и ночь, воспитатель по возможности коротко информирует родителей о том интересном, что ждет детей сегодня: экскурсия в парк, музыкальное занятие и т. д. Вечерние беседы с родителями также ограничены во времени.Педагог информирует некоторых из них о том, как прошел у ребенка день в детском саду, чем он занимался, как проявил себя, на что следует обратить внимание. Воспитатель не должен жаловаться родителям на ребенка, так как это свидетельствуют лишь о педагогическом бессилии воспитателя. Во время вечерней беседы с родителями могут быть высказаны также замечания, касающиеся внешнего вида дошкольника (неподстриженные волосы, тесная обувь и др.); делать это надо в тактичной форме, обосновывая свои советы заботой о малыше. Беседы с родителями, хотя и кратковременные, должны быть содержательными, полезными для них. Этому способствует подготовленность воспитателя, доброжелательный тон. Беседует с родителями и заведующий детским садом, а также медицинские работники.
Консультации для родителей проводятся тогда, когда назревает необходимость более обстоятельного разговора с ними для того, чтобы проанализировать какие-то промахи и ошибки, которые они допускают в воспитании ребенка, и дать им квалифицированные советы и рекомендации, как исправить положение. Консультации для родителей проводят воспитатель, врач, заведующий учреждением, логопед, юрист. Важно при этом создать спокойную, деловую обстановку, чтобы родители внимательно выслушали консультирующего, задали вопросы, записали некоторые советы. Инициатива проведения консультации может принадлежать как воспитателю, так и родителям. Положительный результат консультации зависит от знания педагогом системы воспитания ребенка в данной семье, от того, насколько квалифицированными будут советы и рекомендации. По истечении некоторого времени после, проведенной консультации он интересуется тем, как родители используют полученные знания в воспитании своих детей. Одним из действенных путей изучения семьи воспитанника, является посещение ее воспитателем. Педагог приходит в семью как друг и помощник в сложном деле воспитания ребенка. Основная цель -- увидеть условия, в которых воспитывается ребенок, и оказать необходимую помощь родителям. От воспитателя требуются тактичность, деликатность, конкретность рекомендаций. Вот почему важно готовиться к каждому посещению семьи: ставить перед собой ясную цель, продумать вопросы, на которые педагог хотел бы получить ответ, предложения и советы, которые будут высказаны родителям. Особенно ответственным является первое посещение. От того, как оно пройдет, во многом зависит установление взаимопонимания, доверия и контакта между дошкольным учреждением и семьей. Необходимо до посещения семьи уточнить сведения, характеризующие ее состав, профессии родителей, место их работы, расстояние от дома до детского учреждения и места работы. Посещение семьи будет более эффективным, если воспитатель перед этим составит для себя характеристику уровня развития и воспитанности ребенка, выделив в ней моменты, требующие выяснения и обсуждения с родителями. Например: если ребенок пяти лет в детском саду проявляет недостаточную самостоятельность, плохо владеет навыками самообслуживания, воспитатель во время посещения семьи будет выяснять следующие вопросы: что ребенок делает дома сам? Какие поручения и обязанности выполняет? Советы и предложения педагога будут вытекать из хода беседы в семье. Первое посещение должно дать воспитателю достаточно полное общее представление об укладе жизни семьи, семейном «климате», системе воспитания ребенка.
Последующие посещения позволяют педагогу обстоятельней разобраться в конкретных вопросах воспитания ребенка. Как правило, он договаривается с родителями о времени своего прихода, что создает более непринужденную обстановку во время пребывания его в семье. Путем личных наблюдений, вопросов, обращенных к родителям, другим членам семьи и ребенку, в ходе беседы, которая проходит в доброжелательном тоне, воспитатель получает необходимые ему представления и сведения, способствующие лучшему узнаванию ребенка, его семьи, более эффективному осуществлению процесса воспитания. Содержание бесед в семье определяется и возрастом детей. С родителями малышей речь пойдет о воспитании самостоятельности, гигиенических навыков, развитии речи; с родителями детей старшего дошкольного возраста -- о руководстве игрой, трудом, использовании книги, формировании нравственно-волевых качеств.При последующих посещениях семьи воспитатель интересуется, выполнены ли его советы и предложения. Результаты посещения семей целесообразно фиксировать в специальной тетради или дневнике-учете.
Отдельные родители или другие члены семьи приглашаются в дошкольное учреждение для того, чтобы наглядно показать им некоторые особенности поведения их ребенка и пути педагогического воздействия на него. В практике работы с семьей оправдывают себя отдельные поручения и просьбы. С которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить национальные и профессиональные костюмы для кукол, починить игрушку, построить на участке домик для игры, помочь оформить помещение к празднику и т. д. Выполнение таких поручений приближает родителей к жизни дошкольного учреждения. Учитывая условия жизни и воспитания детей в отдельных семьях, трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи в воспитании, педагог составляет памятки, в которых лаконично изложены советы и рекомендации на определенную тему. Материал, подробно освещающий одну из проблем воспитания, рассчитанный на помощь родителям, может быть оформлен в папке, которая дается на некоторое время в семью. В папке несколько текстов, раскрывающих сущность, например, умственного воспитания ребенка, список литературы, рекомендуемой родителям для изучения, наглядно-иллюстративные материалы.
В те периоды времени, когда ребенок отдален от семьи (в связи с выездом на дачу), воспитатель переписывается с родителями. Вместе с ребенком он пишет краткие письма, в которых сообщает им о самочувствии ребенка, его успехах. Родители ценят в этих письмах проявление внимания и благодарны воспитателю. Ответные их письма с большой радостью воспринимаются детьми.Умелый подбор, сочетание и использование различных форм индивидуальной работы с семьей позволяют выявить положительный опыт семейного воспитания для дальнейшего его изучения и распространения, а также оказать родителям конкретную помощь в воспитании ребенка, учитывая условия жизни данной семьи. В работе с семьей имеются такие проблемы, которые целесообразней ставить на обсуждение коллектива родителей. К ним относятся вопросы, интересующие всех их, независимо от возраста детей, от условий жизни семьи. К таким проблемам относятся: авторитет родителей; роль семьи в воспитании ребенка; советское законодательство об обязанностях родителей; о подготовке детей к школе; о плане работы дошкольного учреждения на год; о работе родительского актива и др. Коллективное обсуждение этих вопросов способствует сплочению родителей, созданию правильного общественного мнения и, наконец, более рациональному использованию времени и сил работников дошкольного учреждения.
К коллективным формам работы с семьей относятся: собрания родителей -- групповые и общие, групповые консультации, конференции, вечера для родителей. На родительское собрание приглашаются матери и отцы либо всех детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении, либо детей параллельных возрастных групп, либо одной возрастной группы. Целью таких собраний является педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры, оказание им помощи в воспитании детей. Внимание родителей обычно сосредоточивается на определенной воспитательной проблеме, которая раскрывается в основном докладе и обсуждается в выступлениях собравшихся.С целью лучшего педагогического просвещения матерей и отцов тематика родительских собраний планируется перспективно, на несколько лет вперед; за годы посещения ребенком дошкольного учреждения родители получают достаточно полные знания по основным вопросам его воспитания. Тематика общих родительских собраний отличается от групповых. На последних обсуждаются вопросы более актуальные для родителей детей данного возраста; например, темой общего собрания является «Нравственное воспитание детей, роль семьи в его успешном осуществлении», а в средней группе она может конкретизироваться: «Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию у детей трудолюбия», «Воспитание у детей уважения к старшим» и т. д. Успех и действенный результат каждого собрания определяются прежде всего тщательностью подготовки к нему воспитателей и родителей. Подготовка воспитателя включает работу над докладом, подбор и оформление наглядно-иллюстративного материала, оповещение родителей и др. Объем доклада воспитателя рассчитывается на 20--25 мин. неторопливого изложения. Содержание его должно быть логичным, сопровождаться наглядным показом пособий, работ детей, литературы, просмотром кинофильма, диапозитивов, слайдов на соответствующую тему. Используя примеры, важно учитывать психологию родителей: преобладать должны положительные факты; что касается отрицательных, то здесь нужна осторожность и такт. Лучше в этом случае не называть имен, а в индивидуальной беседе после собрания продолжить разговор о том, как преодолеть недостатки у ребенка или неверное отношение к нему в семье. После собрания воспитатель обязательно интересуется, как родители реализуют полученные советы и предложение. Первое собрание родителей детей, вновь поступивших в дошкольное учреждение, проводится по особому плану: заведующая знакомит их с помещением и оборудованием учреждения, представляет его работников. Воспитатели кратко рассказывают о «Программе воспитания в детском саду» и плане работы с дошкольниками на ближайший отрезок времени. Родителей знакомят с правилами, которые они должны будут соблюдать в соответствии с требованиями и режимом детского сада. После летних каникул на первых групповых родительских собраниях воспитатели отчитываются о результатах воспитательно-образовательной работы с детьми за прошедший год, сообщают о задачах, которые будут решаться в предстоящем году и потребуют совместных усилий работников дошкольного учреждения и семьи. На этих собраниях отчитывается о своей работе и родительский актив, избирается новый его состав. Для родителей, которые не были на собрании, проводится соответствующая консультация.
Доклады и лекции для родителей на темы воспитания и обучения детей организуются как в стенах детского сада, так и за его пределами; иногда они объединяют родителей нескольких дошкольных учреждений, расположенных в одном микрорайоне. Они должны не повторять тематику родительских собраний, а дополнять ее. Воспитатели проводят консультации для родителей по определенным вопросам, которые диктуются результатами изучения семейного воспитания. Проведение консультаций требует подготовки, последующего контроля за тем, как используют родители полученные рекомендации в воспитании детей.Вечера для родителей и других членов семьи, проводимые в дошкольных учреждениях, носят тематический характер, например: «Музыка и дети», «Книга в жизни ребенка», «Ребенок и природа». Своеобразие этой формы работы заключается в том, что после краткого сообщения собравшимся предлагается посмотреть художественные выступления детей, сотрудников детского учреждения, самих родителей. С целью помочь родителям в овладении практическими умениями, необходимыми в воспитании детей, для них организуются кратковременные кружки, на занятиях которых они обучаются кройке и шитью детской одежды, вязанию, приготовлению разнообразных блюд, с ними разучивают детские песни, учат искусству изготовления самодельных игрушек и т. д.Наибольшую убедительность и действенность работа с семьей приобретает при использовании комплекса наглядных средств: показа работы воспитателя с детьми, использования технических средств, оформления выставок, стендов, фотовитрин и др. В практику дошкольных учреждений вошли так называемые открытые дни для родителей (родительские дни), которые планируются на год. Родители заранее оповещаются о них. В эти дни они наблюдают занятия, игровую и трудовую деятельность, прогулки детей: какими приемами пользуется воспитатель в их обучении и воспитании, как они занимаются, трудятся, ведут себя в коллективе. Кроме специально планируемых открытых дней, практикуется показ родителям отдельных фрагментов из жизни дошкольного учреждения. Иногда это делается до начала доклада на определенную тему. Например, если тема доклада «Математическая подготовка детей к школе», родителям показывают занятия по математике и т. п. Большую пользу оказывают родителям кинофильмы на темы воспитания, которые нередко служат началом живого обсуждения, диспута по волнующим матерей и отцов вопросам. Звукозаписывающая техника используется для демонстрации речи детей, исполняемых ими песен, стихов, рассказов, а также для знакомства с музыкальными произведениями из детского репертуара.
Воспитатели оформляют тематические выставки, знакомящие родителей с творческими работами детей: рисунками, лепкой, аппликацией, поделками из природного материала. Полезно также оформление стендов и витрин, содержанием которых являются текстовые и фотоиллюстративные материалы на определенную тему, например: «Воспитываем интернационалистов» или «Готовим детей к школе». «Выходной день дома» -- так может быть назван стенд, материалы которого рассказывают о прогулках с детьми в природу, семейных чтениях, совместном труде взрослых и детей, домашних играх и занятиях. Отдельные стенды носят информационный характер: режим дня в дошкольном учреждении, результаты взвешивания детей, планы работы воспитателей с детьми на одну-две недели, дни и часы консультаций для родителей и т. д. Чтобы наглядный материал был активно воспринят родителями, необходимо привлекать к нему их внимание, интересоваться, как он используется в воспитании детей.
Родительской общественности принадлежит значительная роль в жизни дошкольного учреждения, в частности в работе с семьей. В каждом детском саду имеется родительский комитет, избираемый на общем собрании родителей. В него входят представители от родителей детей всех возрастных групп.Родительский комитет организует свою работу в соответствии с «Положением о родительском комитете в детском саду». Работа его планируется на год; содержание ее направлено на оказание помощи работникам дошкольного учреждения в воспитании детей, а также в работе с семьей. В каждой возрастной группе имеется родительский актив, который оказывает возможную помощь воспитателям: помогает в подготовке родительских собраний, вечеров, привлекает родителей к выполнению отдельных поручений и заданий. Родительский комитет и актив детского сада уделяют особое внимание неблагополучным семьям: посещают их, воздействуют на родителей, которые недостаточно ответственно относятся к воспитанию своих детей, не выполняют требований дошкольного учреждения. Вместе с воспитателями родительский актив изучает лучший опыт семейного воспитания и участвует в его распространении. Родительский комитет организует дежурство родителей в дошкольном учреждении с целью осуществления общественного контроля и оказания помощи воспитателям. Он должен быть тесно связан с советом родительской общественности, имеющимся в каждом районе, городе и на отдельных предприятиях, активно участвовать в его работе.Пропаганда педагогических знаний осуществляется в форме телевизионных и радиопередач под рубрикой «Для вас, родители», через периодическую печать, журналы «Дошкольное воспитание», «Семья и школа». Для родителей выпускается библиотечка «Педагогический факультет» большое количество художественно-педагогической, научно-популярной и методической литературы.
Все более широкое распространение получают школы молодой семьи, клубы молодых родителей, семейные клубы выходного дня, устные журналы на темы воспитания, например «В чем счастье наших детей?», «Всегда ли мы правы?». Странички таких журналов ведут педагоги, врачи, юристы. Библиотеки организуют читательские конференции и диспуты по художественно-педагогическим произведениям.Работники дошкольных учреждений, и прежде всего воспитатели, активно участвуют в педагогической пропаганде, в роли ее организаторов, в качестве лекторов и консультантов по вопросам воспитания детей дошкольного возраста.
78. современные
технологии формирования
Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике развития математических представлений у детей"