Проблематика воспитания и социализации
ребенка в семье изучается
в рамках различных научных дисциплин
-педагогика, дефектология, психология,
социология личности, социология семьи,
философия, антропология и т.д. Профилактика
асоциал. Форм поведения - социально-педагогические
основы воспитательно-образовательного
процесса по профилактике отклоняющегося
поведения подростков сформулированы
в трудах С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой,
СИ. Григорьева, А.В. Мудрика, Л.В. Мардахаева
и д.р. Профилактическая и коррекционная
работа с «трудными» подростками раскрыта
в трудах таких ученых, как A.M. Ка-минер,
Ю.А. Клейберг М.И. Рожков, М.А. Ковальчук,
И.В. Кузнецова, Е.А. Майорова, и др. На формирование
асоциального поведения подростка большое
влияние оказывают различные факторы,
что диктует необходимость их изучения
учёта в профилактической деятельности.
Важное место в профилактике принадлежит
учреждениям социальной защиты населения.
В то же время следует подчеркнуть, что
имеет место противоречие между ростом
числа учреждений по профилактике асоциального
поведения старших подростков и недостаточной
разработанностью содержания, форм, методов
её обеспечения. Наличие данного противоречия
обусловило проблему исследования: каковы
возможности, условия и специфика деятельности
учреждений социальной защиты населения
по профилактике асоциального поведения
старших подростков.
29 обучение в классах КРО
обучение в классах
КРО подразумевает:организац инегрированного
обуч детей с ЗПР. Классы КРО –это кл общеобразоват
школы. В эти кл принимаются дети со
следующими видами ЗПР(коституц, соматич,церебрально
–органич, психогенного происхождения
и дети с педагогич запущенностью).В системе
КРО развитие общ способностей – основная
цель кор-развив обучен детей. Успешность
обучен в кл КРО помог уч-ся избавиться
от сложившихся представлений о собственной
посредственности неспособности
к учёбе и даже неполноценности ,содержание
обучен усложняется ,а темп прохождения
материала увеличивается. Организация
комплексного динамического наблюдения
за продвиж ребёнка позволяет решить важное
положение концепции –интеграцию уч-ся
кл КРО в традиц формы обучен .Перевод
детей из кл КРО возможен при положит динамике
в развитии и обученности ученика.Это
фиксируют специалисты школьного косилиума
и утверждает пед совет.Основной целью
общеобразоват учереждения с кл КРО
явл является осущ индивид-ориентироа
педагогич психолог социаьной медецинской
спец педагогич помощи детям с трудностями
в усвоении общеобразоват программ. Основными задачами деятельности учереждени
явл:1Психолого-диагностич изучение обуч
кл КРО;-диагонстика интелектуально готовности(развитие
нагляд и словесно-логических форм мышления,внимания,памяти,воображения)
- дигност соц готовности на различ возрост
этапах развития; -эмоционально-волевая
готовность(умение подчин требованием
учителя,выполнение заданий по образцу
и словесному указанию педагога)2 Спец
педагогич изучение(логопедич и дефектологич)обуч-ся
в кл КРО.3 Изучение педагогом кл обуч-ся(выявление
и анализ таипичных затруднений в усвоенииЗУН
на основе контрольных срезов и итоговых
работ уч-ся в течении учеб года).4Разработка
форм взаимодействия колектива спец-в
псих-мед-пед косилиума (психолога-воспитателя-учителя;псих-дефетолога-логопеда).5
Разработка индивид корреуц программ
педагогом,психдефектологом и логопедом,их
согласование с учебными прграмами.6 Анализ
успешности усвоения учеб материала формирование
ЗУН при соблюд предельной нагрузки уч-ся.7
Создание оптимальной системы подготовки
домашних заданий с одновременным изучением
затрат времени на их выполнение.8 Динамич
псих-пед изучение уч-ся .Диагностика обще
учеб умен и навыков уч-ся.9 Отслеживание
и анализ полученных результатов работы
по интеграции уч-ся в традиционные формы
обучен. 10 Создание благоприятных условий
и психологич микро климата в кл КРО и
вокруг них ,выбор главных направлений
в воспит работе на основе изучения личности
каждого ребёнка ,семей,особенностей кл
в целом.Включ родителей в решение коррекц-воспит
задач и их особая подготовка силами шк
косилиума.Корекц-развив процесс регламентируется
Типовым базисным учебным планом образоват
учережд с кл КРО ,утвержд для них Мин Образов
РФ програмами(програмами спец коррекц
образоват учережден 7 вида и кл КРО
в обще образоват шк.М:Просвещение,1996;Програм
мы для обще образоват учереждений :КРО.М.:2000).програмами
для общеобраз школ ,адаптиров к особенностям
психофизич развития реб и согласованными
с методич службами.(на основной ступени
обуч).Существенной чертой корекц-развив
прцесса явл индивид групповая коррекц
работа ,направленная на коррекц индивид
недостатков развития уч-ся. Подобные
занятия могут общеразвив цели:повыш уровня
общего, сесорного и интеллектуального
развития,развитие памяти и внимания,коррекц
зрит-моторных и оптико –пространственных
нарушений ,общей и мелкой моторики.Кроме
занятия могут иметь характер предметной
направленности :подготовка к восприятию
трудных тем учеб программы,восполнение
пробелов предшествующего обучения и
др.
Задачи КРО при подготовке к
школе: - сенсорное развитие, соотв-е возрасту
– освоение эталонов цвета, формы, величины,
звуков, накопление общественных представлений
о св-х предметов; - освоение предметно-практической
деят-ти, способствующей выявлению разнообр-х
св-в предмета, пониманию отношений м/д
предметами (пространственные, временные,
количественные); - освоение продуктивных
видов деят-ти, способствующих сенсорному
и речевому развитию; - подготовка к обучению
грамоте; - форм-е диалогической и монологической
форм речи, повышение навыков общения;
-уточнение, обогащение, систематизация
словаря на основе ознакомления с предметами
и явл-ми окр-й действ-ти; - ФЭМП и понятий
соотв-х возрату; - форм-е соотв-х возрасту
навыков игровой деят-ти (освоение игр
с правилами, форм-е элементарной учебной
деят-ти)
Варианта комплектования учебных
классов для детей с ЗПР: 1.
Входят 2, 3, 4 классы – для детей, проучившихся
1 или 2 года в общеобр-й школе по варианту
1:3, неуспевающих по основным прдметам;
2. Взодят 1, 2, 3, 4, классы – для детей приступивших
к обучению в 6 летнем возрасте, не усвоивших
прог-му или для 7летних, ранее не обучавшихся
и не обнаруруживших нихкий ур. готовности
к школе; 3. Для детей 6-7 лет, кот. не готовы
к школьному обучению; 4. Учебно-воспитательный
комплекс НШДС.
- ПР в системе интегрированного обучения и воспитания Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества, в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей. Требования для успешной интеграции дошк-в с ЗПР: ранее выявление имеющ отклан; определ путей псих-пед и медико- соц под-ки; наличие возм-й решить проблемы реб вариативными способами. Восп-ли и пед-ги работающие в этой гр д формир-ть личностные навыки у реб. Учить реб оцен-ть себя как ЛЧН осоз-ть и выраж-ть свои чувства и желание , уметь планиро-ть конструк решения, учить реб сопереживать , испытывать чувства общ-ти с гр , учить реб соблюдать правила воспитания конфликтного П ,воспит-ть у реб умения идти на компромисс. в мл гр число детей не д/но превышать 10 чел. Система обучи восп детей с ЗПР охват-т как шк так дошк учреж. Виды ДОУ 4 вида: ДОУ компен вида для детей с ЗПР ; Д/С присмотра и оздоровления ; ДОУ комбинир вида общего развития компенсируюи оздоровления гр; Центр развития реб.; Классы КРО; Дошкол комп гр при массовых ДОУ В раннем воз-те дети с ЗПР набл врачами ,психологами .Основ показ дет явл след диагнозы : ЗПР конс-го , самотоген, Для успешной интеграции необходимо: - демократическое общество и соблюдение прав человека; - финансовая обеспеченность; - возможность выбора учреждения для обучения; - готовность общества принять такого ребенка. На современном этапе в России развиваются две формы интеграции: интернальная и экстернальная. Интернальная – внутри системы специального образования (совместное обучение глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих). Экстернальная интеграция предполагает взаимодействие специального и массового образования (классы КРО). КРО
- это классы, в котор. создаются условия для обучения детей с интеллектом – норма, но испытыв-х затруднения в освоении общеобразов-ых программ, позволяющие предупредить дезадаптацию в условиях образов-го учреждения. Основным показателем отбора детей в ККО явл-ся недостаточная степень готовности к обучению в ОУ (повышенная нервная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности и т.п.). КРО создаются, как правило, для обучающихся на ступени начального общего образования. КРО комплектуются при меньшей наполняемости. Наполняемость КРО в малокомплектных сельских школах устанавливается с учетом условий их работы. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных предметов в ККО, по решению ПМПК, заявлению родителей, переводятся в соответствующий класс ОУ, работающий по основным программам. ККО могут быть организованы во всех видах общеобразов-ых учреждений, располагающих необход-ми для работы спец. подготовлен подготов-ми кадрами (при обязательном наличии психолога, педиатра и логопеда), и открываются ОУ по предложению совета этого учреждения. Классы КРО для детей с ЗПР, VII вид созд. для обучения детей, у котор. при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития, наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная нервная и физическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость, замедленная реактивность восприятия окружающего. Основная задача создания классов КРО – обеспечение коррекции психич-го развития и эмоц-волевой сферы, активизация познав-ой деятельности, формирование умений и навыков учебной деятельности у детей с медиц-м диагнозом «ЗПР». Зачисление в классы КРО (VII вида) производится по заключению и направлению территориальной ПМПК и заявлению родителей. В классах КРО VII вида (дети с ЗПР) осуществляется образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобраз-ых программ 2 ступеней общего образования (как правило начальное общее образование; и в порядке исключения, по согласованию с обл.ПМПК, - основное общее образование). 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4-5 лет). 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет). Прием данной категории детей в ОУ осуществляется только в подготовительный, 1 и 2 классы коррекционного обучения (VII вид), в 3-й класс в порядке исключения. Дети, начавшие обучение в ОУ с 7-летнего возраста, принимаются во 2-й класс коррекционного обучения. Дети, начавшие обучение в ОУ с 6-летнего возраста, принимаются в 1-й класс коррекционного обучения. Дети, ранее не обучавшиеся в ОУ и показавшие недостаточную готовность к освоению общеобразовательных программ, принимаются с 7-летнего возраста в 1-й класс коррекционного обучения (нормативный срок освоения – 4 года), с 6-летнего возраста – в подготовительный класс (нормативный срок освоения – 5 лет). Предельная наполняемость класса КРО (VII вида) – 12 человек. По мере коррекции отклонений в развитии ребенка с ЗПР осущ-ся перевод его из класса коррекц-го обучения VII вида в общеобразовательный класс с интеллектом – норма (после получения начального общего образования). Для этого необход. проведение периодической передиагностики, производимой районной (городской) ПМПК, либо соответствующим психолого-медико-педагогическим консилиумом ОУ, по представлению администрации ОУ и только с согласия родителей или лиц, их заменяющих. Перевод осуществляется на основании решения педаг-го совета ОУ, в котор. работает коррекционный класс, только при наличии систематического, документально оформленного наблюдения за психофизическим состоянием ребенка в течение учебного года и уровнем его образовательной подготовленности. Протокол и заключение ПМПК из личного дела изымаются и подшиваются в медицинскую карту ребенка. Закончившие основную (общую) школу выпускники, обучающиеся в классах КРО (VII вида), получают аттестаты об окончании основной (общей) школы установленного для массовых школ образца. Вопрос о выпускных экзаменах для данной категории учащихся решается органами образования на местах. Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Интегрированное обучение - обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Образовательная интеграция может выступать в качестве инструмента, позволяющего преодолевать отчуждение детей с особенностями психофизического развития в специальных школах-интернатах и способствующего формированию жизнеспособной личности. В пособии излагаются общие вопросы образовательной интеграции, исследуются психолого-педагогические аспекты процессов интеграции и социализации. На конкретном материале отслеживаются возникающие проблемы и предлагаются пути их разрешения. Предпринимаются попытки определить технологию социальной адаптации в условиях образовательной интеграции. Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Адаптация социальная : 1) процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе; 2) результат этого процесса (Г. М. Андреева, 7, с. 11). Адаптивность - 1) способность организма на всех уровнях развития адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды с помощью различных приспособительных механизмов; 2) умение понять и оценить факторы окружающей действительности в связи не только с непосредственной ситуацией, но и с планами на будущее.
31. Предмет, задачи и
методы дошкольной логопедии.
Логопедия – педагогическая
наука о нарушениях развития речи, их преодоление
и предупреждение средствами специального
обучения и воспитания. Предмет логопедии – это
своеобразные расстройства речи, т.е. отклонения
речи от нормы и методы их коррекции.
Объектом является человек, страдающий
нарушением речи. состояние
реч. и неречевых процессов и ff у лиц с
разнообразными расстройствами реч. дея.ти.
Нарушения речи изучаются физиологами,
невропатологами, психологами, лингвистами
и др. При этом каждый рассматривает их
под определенным углом зрения в соответствии
с целями, задачами и средствами своей
науки. Л. рассматривает расстройства
речи с позиций предупреждения и преодоления
средствами специально организованного
обуч. и восп., поэтому ее относят к спец.
педагогике. Структуру современной
Л составляет дош., школьная Л. и Л. подростков
и взрослых.Осн. целью Л. явл.
разработка научно обоснованной системы
обуч., восп. и перевоспитания лиц с нар-ми
речи, а также предупреждения реч. расстройств.
Задачи:Изучение онтогенеза речевой деятельности
при различных формах речевых нарушений;
Определение распространенности, симптоматики
и степени проявлений нарушений речи;
Исследование структуры речевых нарушений
и влияние речевых расстройств на психическое
развитие ребенка; Разработка эффективных
способов предупреждения нарушения речи
и их коррекция; Разработка вопросов организации
логопедической помощи.
В указанных
задачах Л. определяется как теоретическая,
так и практическая ее направленность. Теор.аспект
-изучение реч. расстройств и разработка
научно обоснованных методов их проф-ки,
выявления и преодоления. Практический
аспект-проф-ка,
выявление и устранение реч. нар. Теор.
и практические задачи. Л. тесно
связаны. Осно. направлением лог. воздействия
явл. разв. речи, кор. и проф-ка ее нар-й. Организация
лог. процесса позволяет устранить или
смягчить как речевые, так и психологические
нар-я, способствуя достижению гл- цели
пед-воздействия — воспитанию чел-ка.
Логопедическое воздействие д/б направлено
как на внешние, так и на внутренние факторы,
обусловливающие нар. речи. Оно представляет
собой сложный пед. процесс, направленный
прежде всего на кор. и компенсацию нар-й
реч. дея-ти.
Методы логопедии как науки
условно можно разделить на несколько
групп:
1 группа – организационные методы:
сравнительный, лонгитюдный (изучение
в динамике), комплексный.
2 группа – эмпирические методы:
обсервационные (наблюдение); экспериментальные
(лабораторный, естественный, формирующий
или психолого-педагогический эксперимент);
психодиагностические (тесты, анкеты,
беседы, интервью); биографические (сбор
и анализ анамнестических данных).
3 группа – количественный (математико-статистический)
и качественный анализ полученных
данных.
4 группа – интерпретационные
методы, способы теоретического
исследования (связь между отдельными
параметрами и явлениями в
целом, между функциями и личностью).
Логоп-я
помощь в системе здравоохранения
РФ: Лог. кабинет при
дет. пол-ке явл. самым распространенным
подразделением в системе лог.помощи дет.населению
по линии здравоохранения. Логопед обязан
оказывать помощь детям в возрасте от
2 до 14 лет со всеми видами реч. патологии
независимо от уровня интеллек-туального
развития и сохранности физического слуха.
Логопед, работающий в этом учреждении,
руководствуется «Положением о лог.кабинете
дет. пол-ки», которое определяет следующие
направления его деятельности:•пед.(лог.)
работа по исправлению НР д.на систематических
и консультативных занятиях;• выявление
детей с речевым недоразвитием и направление
их на ПМПК для последующего устройства
в дошк. и шк.учреждения или реч. стационары
разного профиля;• участие в комплектовании
лог.учреждений здравоохранения и образования
и оформление на каждого реб.лог. хар-ки;•
проф. обследование д., посещающих дошк.учреждения;•
санитарно-просветительская работа с
родителями, педиатрами, воспитателями
д/с. СтационарыВ системе логопедических учреждений
здравоохранения созданы так называемые
«речевые» стационары или отделения при
спец. детских больницах, диспансерах,
научно-технических центрах. В стационары
принимаются д. дошк. и шк.в.с диагнозом:
алалия, дизартрия, ринолалия, заикание
и, как правило, д. с неустановленным диагнозом-для
отграничения от сходных состояний. В
стационарах осущ-ся углубленное обследование
медицинскими специалистами, логопедом,
дефектологом и психологом, применяются
объективные методы исследования, намечаются
направления кор. раб. и соответствующий
комплекс леч. мероприятий. Д. со сходными
реч. нар. объединяются в группы (на 3-6 мес.за которыми
закр-ся логопед и воспитатель. Воспитатель, наряду с выполнением реком.
логопеда, решает ряд общеобразовательных
задач. Содержание лог. мероприятий намечается
совместно с мед.персоналом на основании
результатов обследования.В санатории
направляются соматически ослабленные
дети с выраженной реч. патологией (заиканием,
алалией, дислалией, дизартрией ). Группы
комплектуются с учетом возраста и тяжести
реч. дефекта. Осущ-ся комплекс оздоровительных
мероприятий и лог.занятий по кор. речи.
Логопед частично использует методики
коррекции реч.нарушений, разработанные
для учреждения образования.
32. Логопедическая помощь
в системе образования в России.
В настоящее время потребность
в таких учреждениях резко возрастает.
Наиболее перспективным типом учреждения
является логопедический детский сад
(ясли-сад), где создаются наиболее благоприятные
условия для развития ребенка с учетом
особенностей его речевого дефекта. Именно
в этих учреждениях обеспечивается всестороннее
развитие физических и умственных способностей
детей, своевременное устранение вторичных
отклонений психического развития и подготовка их к школе.
Воспитание и обучение детей
в условиях специальных учреждений
основывается на общедидактических принципах,
разработанных дошкольной педагогикой. Однако выбор
методических приемов определяется следующим:
а) характером и структурой
дефекта;
б) временем возникновения
дефекта;
в) уровнем психического развития.
Применение в тесном
единстве общедидактических и специальных
принципов обучения позволяет обеспечивать
развитие всех сторон познавательной
деятельности ребенка, его эмоционально-волевой
сферы, способностей и личности в целом.
Условия специальных учреждений
дают возможность применения в случае
необходимости различных лечебно-коррекционных
мероприятий.
Важными стимулами для
активизации компенсаторных возможностей
детей являются формирование положительных
отношений в детском коллективе, правильная организация
режима (чередование занятий и отдыха детей, предупреждение
перегрузок детей) и др.
Остановимся
подробнее на характеристике детских
садов для детей с нарушениями речи.
В детских садах
(группах) для детей с нарушениями речи
оказывается массовая помощь детям с различными
отклонениями в речевом развитии. Основная
задача, которую должны решать работники
специальных дошкольных учреждений, состоит
в том, чтобы в результате коррекционного обучения
устранить полностью или частично речевой дефект
и подготовить ребенка к успешному обучению
в общеобразовательной школе или в школе
для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В специальных учреждениях осуществляется
дифференцированное обучение и воспитание
дошкольников с различными речевыми аномалиями
(С. А. Миронова, Т. Б. Филичева). Согласно
«Типовому положению о дошкольных учреждениях
и группах для детей с нарушениями речи»
(приказ № 36 министра просвещения СССР
от 26 мая 1970 г.) создаются следующие группы:
- для детей с общим недораз<sp