Шпаргалки по "специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:58, шпаргалка

Краткое описание

Краткое описание теоретического курса по специальной педагогике

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по педагогике.docx

— 503.43 Кб (Скачать файл)

По мере проведения занятий  по развитию восприятия по созданию целостного образа предметов, по конструированию, лепке, аппликации и рисованию у  детей с нарушениями интеллекта постепенно формируются все более  правильные, четкие и достаточно дифференцированные образы предметов. Это проявляется  и в складывании разрезной  картинки, и в работе со сборно-разборными игрушками, конструкторами, в изобразительной  деятельности детей. На этом этапе в  занятия включаются новые задания, требующие от ребенка умения —  в уме, в представлении, без практического  примеривания частей, как это было до сих пор, создавать целостный  образ предмета. Детям предлагается новый тип задания: «Нарисуй целое». В самом начале дети еще даже не понимают, что рисунок, картинка —  это изображение реальных предметов. Именно этому их надо учить. Степень  сформированности пространств. представлений  и их использования в деятельности хар-т важную составляющую разв.реб.—основу  внутреннего плана д-ти. В своих  исследованиях Б.Г.Ананьев и Е.Ф.Рыбалко (1964) показали, что воспр.пространства явл. сложным полифункциональным процессом, включающим в себя такие составляющие, как целостность поля зрения, острота  зрения, глазомер. Восприятие пространства невозможно без образования систем связи между зр.,сл, двиг-м анализаторами (А. Р. Лурия). Определ. правильного полож.в  пространстве требует соответствующего уровня разв. аналитико-синтетического мышл.

Ориент.в пространстве складывается постепенно, от чувства собственного тела (темного мышечного чувства  и соматогнозиса на ранних этапах онтогенеза, включая правои левоориентацию — А.В.Семенович, С.О.Умрихин, 1998; В.Н.Никитин, 1998; и др.) до выработки стратегии поведения в физическом и социальном мире. У д.с ЗПР  наблюдаются затруднения в правои левоориентации, а также невыраженная или перекрестная латеральность (З.Матейчик, А.В.Семенович).

З.М.Дунаева, исследуя процесс  пространственного восприятия у  детей с ЗПР, пришла к выводу о  том, что у данной категории детей  грубо нарушена ориентировка в пространстве. Это в дальнейшем отрицательно сказывается  на формировании графических навыков, письма и чтения. В рисунке человека, который рассматривается как  наиболее знакомый объект для изображения  у старших дошкольников и младших  школьников, отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении фигуры на листе бумаги, выраженная диспропорциональность  отдельных частей тела, неправильное соединение частей тела между собой, отсутствие изображения отдельных  частей человеческой фигуры, например бровей, ушей, одежды, пальцев рук  и т.д. (З.Тржесоглава).

У детей недостаточно сформированы и пространств. представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение  довольно длительного периода осущ-ся на уровне практич.действий; часто возникают  трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Поскольку  развитие пространственных представлений  тесно связано со становлением конструктивного  мышления, то и формирование представлений  данного вида у детей с ЗПР  также имеет свои особенности. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто  не могут осуществить полноценный  анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию  на плоскости, соединить её в единое целое. В то же время, в отличие  от умственно отсталых, дети рассматриваемой  категории относительно простые  узоры выполняют правильно.

Все дети с ЗПР без особого  труда справляются с заданием на составление картинок, на которых  изображен единичный предмет (петух, медведь, собака). В этом случае ни количество частей, ни направление разреза не вызывают затруднений. Однако при усложнении сюжета необычное направление разреза (диагональный), увеличение количества частей приводят к появлению грубых ошибок и к действиям методом проб и ошибок, то есть заранее составить и продумать план действия дети не могут. Во всех этих случаях детям приходится оказывать различные виды помощи: от организации их деятельности до наглядной демонстрации способа выполнения. Известно, что и двигательный акт письма требует тонкой координации движений, а, кроме того, длительной фиксации суставов, связанной со значительной статической нагрузкой. У д. с ЗПР при неврологическом и нейропсихологич. исследовании обнаруживаются легкие и латентные формы двигательных нарушений, кот. явл-ся следствием раннего органического поражения ГМ.. Иногда даже негрубая дисфункция двиг. сферы без своевремен. и целенаправл-х корр. воздействий может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцирован-х движений и действий, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности ребенка. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Поэтому реб. не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими. При определении системы работы по корр. двигат. нарушений следует учитывать, что личностная незрелость реб. с ЗПР проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать детям в игровой форме, которая не только вызовет интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности в целом.

 

 

27  развитие речи Д  дошк-в с ЗПР.

Особен-ти речевой Д дошк-в  с ЗПР В экспресивной речи отмечается наруш звукопроиз-я бедность словарного запаса , недос-ть сформирован граммат строй речи наличие в речи аграматизмов , наблюд иноктивность , имеется нарущ фонематич восприятия .У бол-ва нар-ны все реч ком-ты, чаще речь страдает как система .Имеется сходная картина с ОНР .При ЗПР отмечается недоразвитие э-в сферы , позноват Д , что приводит к наруш всех реч процессов . импрессивная сторона хр-сянедостаточной дифференциацией восприятия речевых звуков и оттенков. Экспрессивная – хар-н бедный словарный хапас, нар- е лексико-грамматической стороны речи, наличие аграмматизмов. -низ.вним, мотивац,слабая П. приводит к тому имеются ли у д. те или иные реч. нар. Две осн. причины шк. трудностей, безграмотного письма: -нар. звукопроизнош., нар. фонематич. восприятия(воспр. речи, слова на слух). нар связаные с грам. стороной: - бедный словарный запас, не развернута( к кон. дош.в. разв. фрагментерно или не разв. вообще); -доступно понимание образной метафоры; -пас. более расширен, чем актив. Т.О. мы видим, что поз. проц. хар-ся чертами задержки, отстают от N, но в тоже время нельзя сопоставить с у/о.

ОНР 1 уровня→звукопроизношение, фонетика → фонемат слух→ грамат речи→лексич строй речи

      ОНР 2 уровня системное  недораз речи →нар э-в сферы →позноват Д

Понимание грамматических  конструкции

Импресивная сторона речи у дош-в с ЗПР  отстает от N, на формир импрес стороны  речи влияет состояние активного  и пассивного словаря реб. Дети с  ЗПР сталкиваются с труд-ми , когда  инструкции  изложенными сложными конструкциями .К сложным для понимания конст-и относятся след ст-ры : сложные стр-ры – это ст-ры , в кот отнош передается ,при помощи тв.пад.( покажи карандашом линейку.

Атрибутные конст-и род пад ( брат отца ) .

Планируя занятия по развитию речи необ-мо проводитьработу над развитием  пространств представлен,          кот лежит в основе словесных констр-и.

Приемы: узнавание геомет фигур , слечение двух геомет узоров воспр узоров по образцу с рисосыванием фигур .Работы с перегруппировкой в коллективе .Все эти премы должны проводиться с оречевлением действии.

Фонетико- фонематической стороной речи .К моменту поступления в школу дети с ЗПР осущ-т звуковой анализ значительно хуже чем сверстники .Вместо первого глас дети выдел послед согл. Но чаще всего дети наз не перв  зв, а перв слог(Лиза-ли).Особые трудности возн-т при послед –м выдел звук сам-но большее половины справляются с данным заданием .В основном дети с ЗПР пропускают глас звуки. Приемы:

  1. пропевание гласных;
  2. выделение согл зв .широко исп-т на последов проговаривание согл зв , исп-т грам схемы.

Нормально разв-е дош-ки при выпол  послед-ти зв прибегают к проговар про себя.Дош-ки с ЗПР совершенно беспомощны , они замолкают или  повторяют назван-й ими звуки. Дети не владеют навыками звукоанализа и синтеза.Они способны выделять т/ко перв зв  в слове все свидет-т  о нейрофизилог-х особ-х этих детей .В рез-те недораз-е фонемат процессов  больш-во имеют труд-ти в овладении  письм речи.

 Особенности лексики  у детей с ЗПР. Характерной чертой словаря с ЗПР явл его бедность и точность Отмечается расхождение м/у величеной активного и пассивного словаря.Бол-во детей  имеют представления о своей профессии. Во многих случаях на ? где работает мама или папа дети вспоминают о второстепеных сведениях.// мама на работе – работает инженером .Многие дети плохо диффер-т имя и отечество , а воспринимают их  как единое целое. Они не могут оргазовать от их полного имени короткого. Они затруд-ся перечеслить и незвать послед-ть времен года назвать их характерные признаки . Они смешивают времена года и месяца // сентябрь, ноябрь- лето.В словаре детей в основном преоб-т сущ .Особую трудность  отмеч у дет в использовании прилаг в активном словаре , преоблад  слова конкрет значения .Слова обобщения вызывают большие затруд-я .У детей наблюд затруд в актуализации словаря .Особен-ти лексики прояв в недостаточ сформиров анотомическ ихи синомических  сре-в языка( узкий-большой – маленький)

Коррекционная работа Можно пред-ть разл слов игры « Что бывает широким», организ экскурсии и наблюдения .Описание пред-в по образцу , по памяти .Особен-ти формир-я связаного речевого высказ-я.Отстают в овлад монологич речи связано с низким ур реч активного , замедленым темпом порождения развернутого реч высказывания( замысел , внутр програмир-е ) .Тру-ти в порождение высказ-я у детей обус-но у них новая Д.Бол-во дош-в пользуются развернутым фразами.В условиях спец гр реб  связанная речь детей с ЗПР может приблизиться к уровня развития их сверстников.Успешность их продвижения зависки от индив особен реб.

Вся работа по развитию речи основывается на следующих принципах: 1.  Взаимосвязь  развития речи и познавательных пр-в. усвоение языковой системы д/б основыно на развитии мыслительных операций; 2. взаимосвязь развития речи и моторики; 3. Постепенный переход от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с  вербально-логическому: на начальных  эт. исп-ют более простые мыслительные операции (анализ, классификацию) с  опрой на наглядно-образное мышление. 4. Поэтаность форм-я речевых умений: изначально сопорой на внешние действия, направленные по проедставлению; 5 способность  к переходу действия из ЗБР в ЗАР; 6. Комплексный и системный подход: игра – различение в звуковой оболочке разных фонем оюного и того же слова, развитие соотнесения звукокомплекса со смыслом, затем выявление связи  звукокомплекса со значением, т.е. необходимо четкое фонематическое восприятие; 7. Первым в развитии речи детей с ЗПР  яв-ся семантика. Речь способствует интеллектуальному  развитию детей, форм-ю вербального  интеллекта; 8. Необходимо учитывать  состояние интеллектуальной и ЭВС; 9. Необходимо вызывать интерес к выполнению заданий, включать речь в разные виды дея-ти; 10. Предлагать задания в игровой форме, включать фрагменты учебной деят-ти;

 

28. значение внеклассных форм  работы и профессиональной ориентации  в социальной и трудовой реабилитации  детей и подростков с ЗПР

Одной из главных задач КРО и воспитания явл-ся профилактика асоциальных форм поведения учащихся. Одбрение, уважение окр-х – создание социальной службы, интеграция в общество путем улучшения  трудовой и профессионально-трудовой подготовки. Задачи социально-трудовой подготовки: 1. Ранне выявление и  коррекция особеннотей, препятствующих успешному усвоению дотупных и широко-распространенных профессий; 2. Форм-е  в пр-се учебно-трудовой деят-ти навыков ориентировки в задании, планирование работы, навыков самооценки и самоконтроля; 3. Выбор оптимальных  средств для общетрудовой подготовки учащихся; 4. Организация профессинальных  классов и групп; 5. Организация  мастерских цехов для приобретения детьми профессий с присвоением  разряда; 6. Профориентация учащихся 5-10 классов.

Основн. Формы  внеклассной работы: Вместе с тем внеклассная работа в ее разнообразных формах несет в себе различные функции: образовательную, воспитательную, коррекционно-развивающую.  
Особо актуальной становится проблема повышения самостоятельности при формировании социально-трудовых навыков у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития во внеклассных формах работы. Практика обучения и воспитания младших школьников показала необходимость особой организации внеучебных форм работы этой категории детей как в школе, так и в семье, учитывающей общую структуру дефекта, особенности познавательной деятельности и становления личности в целом.  Социально-нравственное развитие.Задача социально-нравственного развития детей с ЗПР является одной из наиболее важных задач коррекционного обучения и воспитания, так как социальная адаптация ребенка в обществе во многом связана с усвоением социальных норм поведения. Успешность формирования нравственных качеств зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях. В разделе "Ознакомление с окружающим миром" некоторые темы занятий посвящаются социальным отношениям людей, ознакомлению с профессиями, с некоторыми историческими событиями и фактами, с явлениями современной социальной действительности. Тематика других занятий предполагает ознакомление с основами безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), сообщение элементарных сведений о строении и функционировании человеческого организма, о здоровом образе жизни и др. Значительные возможности для решения задач социально-нравственного развития предоставляет сюжетно-ролевая игра, в которой моделируются социальные отношения. Особенностью педагогического процесса в детском саду для детей с ЗПР является то, что игра организуется не только как свободная деятельность, но и становится основным содержанием специальных занятий "Обучение игре". 
В старшей и подготовительной группе проводят специальные занятия по социальному развитию. Детям демонстрируют образцы норм социально-правильного поведения и социальных отношений, культуры общения, формируют представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи. С этой целью воспитатель отбирает художественные произведения или их фрагменты, в которых затрагиваются нравственно-этическая сфера отношений между людьми. Педагог в работе использует элементы драматизации, а также моделирование проблемных ситуаций с помощью театрализованной деятельности. 
При "Ознакомлении с художественной литературой" решаются задачи нравственно-патриотического воспитания, приобщения к культурно-историческим ценностям, к устному народному творчеству. Обогащаются представления детей о человеческих характерах и поступках, формируются умения давать им нравственную оценку. Семейное воспитание - В современных исследованиях рассматривающих семью как основной и важнейший институт социализации личности, выделяют следующие ее функции: - Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается. - Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. Первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью или фемининностью. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола. - Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (выявлено, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), (8). На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. - Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоционально связь. - В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровни притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

Информация о работе Шпаргалки по "специальной педагогике"