Шпаргалки по "специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:58, шпаргалка

Краткое описание

Краткое описание теоретического курса по специальной педагогике

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по педагогике.docx

— 503.43 Кб (Скачать файл)

На начальных эт. работа направлена на создание предпосылок к развитию речи. В пр-се занятий по сенсорному воспитанию, форм-ю мышления, создаются  адекватные образы представления об окр-й дейст-ти, поисходит усвоение слов, обозначающих св-ва и качества предметов, усваиваются причинно-следственные связи. Весь приобретенный соц-й  и эмоц-й опыт закрепляется и обобщается в слове, а сама речь получает адекватную содержательную основу. На спец-х занятиях по развитию речи систематизируется  и обобщается речевой материал, приобретенный  детьми в пр-се др. видов деят-ти. Расширяется и уточняется словарь, активизируется связная речь. Решаются специфические корреционные задачи: форм-ся основные функ-и речи (фиксирующая, позновательная, регулирующая, коммуникативная, сопровождающая); осущ=ся работа по коррекции  звукопр-я. В пр-се развития речевой  деят-ти у детей с отклонениями в развитии большое внимание уделяется  индив-м занятиям (форм-е связной  речи, грамматического строя, коррекции  звукопр-я).

Особен-ти лексико- грам ст речи уо дош-в.1 слов запас растет медленно и вкл сл конкретного значения. 2 дети могут испол-ть в речи неадекватные сочетание ( веревка добрая) . 3 Не усв-т категории рода и одушев-ти в связи с этим в речи набл смешение падеж-х окончании ( под цветочком , пушистый хвост) . 4 лекс-грам ст речи усв к 5 годам . Набл смешение м.р и ж.р( девочка нашел гриб) 5 затруднены процессы приставочного и суф-го словообразования. 6 У уо нар-но овладения смысловой и сем-й ст-ры предложения. Чаще всего реб не соон-т  содерж с Д 7 У уо дош качест страдает глагольный лексикон .Дети испо-т в речи однословные предл или двухслов и трехслов опускают главные члены. Дети часто опускают глагол при наличие его в актив словаре( девочку мылом).Реб заменяет действия  назв орудия.

Логопед работа, направ преодоление сист недоразв в СДОУ.Общие задачи: 1 расширение знаний об окруж. 2 накопление соц опыта. 3 развитие познават Д. 4 раз-е творческой А дош-в. Специальные задачи 1.формир-е значение слов. 2 формир-е грамат понятий.  3 обогащение словаря.  4 преодоление аграмматизмов.  5 нарушение связной речи .6. воспитание диф-го фонемат восприятия.7 преодоление деф звукопроиз-е . 8 проверка дисграфии.

Понимание речи: Пед-г учит соот-т простые услышанные пред-я, соот-т с предметом и действиями. Приемы 1.выполняет действия с предметом по словесной инструкции пед-га ( подойди к окну). 2. выполнение детьми деяствия с игрушкой в процессе чтения пед-м предложений и текстов( Маша подошла к Насте)  3 чтение пед-м сост-х им рассказа по серии сюж картинок. 4 чтение рас-в и соот-т каждого предл соот-т картинки. 5 выполнение детьми действии по ходу чтения стих-я или коротких текстов. 6 выполнение детьми действий по ходу действия сценки.

  Формирование значения новых слов. Д/я отработки навыка испол слов применяется след виды А: - дети наз кач-во действий кот относится к данному предмету в процессах разл видах Д. - детям можно предложить след игры « Отгадай , чего не стало?». Прием припоминания тех же слов  без опоры на нагляд . Дети вспомнят нужные слова с пом вопросов и отгад загадки.                                                                                                                  Формирование и расширение словесных понятий: чтение в сопр-е иллюст спец подобранных текстов. -сравнение данного понятия с др противополож по значению, -отгадывание загадок спец подобраных данной теме, - выбор сюж кар-к харак-р данного понятия, - заканчивание начатых пед-м предл-и, - описание предметов или явлении кот относится к данной теме или понятию с опорой на наглядность или допол вопросов деф-га.

 

20 Подг. Детей с отклонениями  в умственном развитии к обуч. в шк.

     Осн. компонентами  психо. гот.к шк. явл.: умственная, мотивационная, эм.-в. гот.ь, гот.к  общению со сверстниками и  учителем.

Гот. к обуч – это совокупность морфофизиологических и псих. особен-й реб. стар. дош.в., обеспечивающие успешный переход к систематическому шк. обуч-ю.  проблемой готовности занимались Божович, Запорожец, Кравцова. Рас-ся в 2 аспектах: общая( 1.физ;2.псих – нр-в,интел.,личност или мотивационная) – выражается в достижениях реб. в момент поступления в шк. определенного уровня н-в, интел,физ.спец – выражается в подготовке д. грамоте, чт, письму, ФЭМП, форм-е представлений об окр.. У  у/о д. часто имеются сен. нар, ОД нар.Физ. на момент поступления в шк. в процессе об.у реб. меняется режим дня, появ. Серьезный уч. труд – все это треб. физ. напряжения у реб. Часто эти д. соматически ослаблены, сопротивляемость орг-ма низкая, не четкая координация. страдает праксис, крупная моторика, неловкость движений, их несогласованность, дети вилые, страдает моторика, что затрудняет овладение письмом. Дети исп-ют рудности при выполнении графических рисунков, мелкая моторика затрудняет навыки овладения КГН. Нарушена регуляция мышечной деяти (гипер-, гипотония). Низкая работоспособность. Часто отстают по антропометрическим показателям. Соматически ослаблены, снижена иммунная система. Формы физ-й работы: физ-е занятия, самост-я двигательная деят-ть, ЛФК, массаж, ритмика, организация и проведение подвижных игр. Псих. ( умствен- это достижения достаточно высокого уровня разв. познав. или псих. процессов) требования: необходимость ответственного отношения к обучению, произвольное поведение, установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, интеллект-я готовность. 1. отм-ся низ. познав. интерес к окруж( инертность, пассивность, низ. любознательность), огромное значение в форм. поз. интереса играет –игр. дея-ть, её освоение через продуктивные виды дея-ти. 2. несформ. мыслит-й операции( обобщение, сравнение, анализ, групировка) 3. страдает произвольность процесса( низ. уровень волевых усилий – не может себя заставить)4. недостаточ-й уровень запаса знаний об окруж.( память не может сохр. инф, вним. страдает и т.д.) на момент поступления в шк. д/б сформ. элементы уч. дея-ти.1) умение слушать и понимать инструкц.2) У. Принемать уч. задачу и решать её.3) У. осуществлять контроль, за своими действиями. 4)добиваться результата( довести дело до конца) 5)оценивать себя. Важно чтобы у/о реб. науч-ся планировать дея-ть. Н-в – при целенаправленном восп-и у у/о реб. к моменту пост. В шк. форм. умение усваивать соц. нормы поведения и следовать им( что такое хорошо, что плохо). У/О реб. уч-ся: -оценивать собст. поведение и действия; -адекватно оценивать себя; -уметь управлять собст. поведением; -вып. треб. или правила педагога; -тормозить афективное поведение. Д/б сформ. культура общения с пед. и со взр. Мотив. гот – это отношение к уч. дея-ти как общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. . предполагает сформ. соц. мотивы, смену ВВД. Мот. гот. у у/о д. форм. замедлено, с опред. трудностями. Разв. отношения к учению хар-ся неустойчивостью. У у/о присут-т внеш. мотивы, часто соц, мот. на получение знаний редко. Необходимо форм. познавательную мотивацию( желание получать знания).  Нравственно-волевая готовность: выражается в дотижении того ур. нравственного поведения, моральных чувтв и сознания, кот позволяют ребенку активно принимать новую соц-ю позицию, строить взаимоотношения с учителями и одноклассниками на нраственной основе. У УО форм-ся к 8 г. умение усвоить нравственный социальный опыт. Ребенок знает, что такое хорошо и плохо, может оценить свои поступки. К концу дошк-го возраста становятся дисциплинированными, соблюдают правила поведения.

     Подготовка детей  с ИН. к шк. осуществляется в  спец. д/у. В «Программе воспитания  и обучения у/о д. дош. в.»  определены осн. треб. к усвоению  д. определенных ЗУН

     Предпосылки: 1) организация и темп дея-ти (уметь вовремя включиться в работу, уметь переключаться с одного задания на другое) 2) наличие элементарных познавательных интересов и познавательной активности (потребность в знаниях)

3) общие интел.умения (постановка  и осознание цели, анализ условий  и средств ее достижения, выбор  способов действия и планирование  последовательности выполнения, оценка  результата) 4) развитие эм.сферы  5) развитие эмо.-в.сф. (усвоение моральных  норм, умение подчинять свои поступки  и действия моральным и этическим  правилам)

     Условия: 1) постоянное сотрудничество реб.со взр. 2) умение преодолевать трудности 3) ситуация успеха.

Дефектолог должен созд-ть в группе положит. эмоц. настрой, ориентировать  детей на успех, потомать им. Задачи корр. развити обуч. и воспит. детей при подготов. к школе: 1.Сенсорное развитие цвета(осн и оттеночные), формы, величины, звуки, свойства материала(бумага, ткань). 2.Освоение предметно-практич. д-ти способств. выявл. разнообразн. св-в предметов, а также пониманию отноше м/д людьми. 3.Освоение продуктивн.видов д-ти.4.Накопление языковый представлений, раз. фонетико-фонематич. процессов, подготовка к обуч. граммоте.  5.Уточнение, обогащение, и систематиз. словаря на основе ознакомл.с предметами и явл.окр.мира.6.Формиров. диалогич и монологич форм речи, разв. навыков обобщения.7.ФЭМП.8.Формиров.навыков игров. д-ти, формиров. элементов учеб.д-ти.

 

 

21 Концепция коррекционно-развивающего  обучения, основные задачи и принципы  КРО с ЗПР

Была разработана в 1993 г. институтом кор. пед. России академией образ.

Дети, поступающие в шк. из корр.-разв. гр. ДОУ, зачисляются в классы КРО  без допол.обследования, на основании  ранее существующего мед.-педагогич. заключения.

Зачисл.в классы производится только с согласия родителей, на основании  заявления.

Классы КРО откр-ся преимущ. на ступени  нач. общего образования в начале 1 или  2 г. обучения и функционируют  до 9-го кл. включительно. На основной ступени  общего образов.я классы КРО могут  быть открыты в дневных школах не позднее 5-го класса, а в вечерних школах - 6-7го класса. Обучение в кл.КРО  нач. ступени продолж. 3-5 лет в  зависимости от потенц.возможн.разв. и успешности обуч.реб. Продление  сроков обуч.возможно только на основании  заключения ПМПК индивидуально на каждого. В кл.КРО принимаются д., испытывающие трудности в обуч. и шк.адаптации  вследствие различных биол.и соц.причин. Трудности, которые испытывают эти  д., м.б. обусловлены как недостат. внимания, недоразв. функций эмоц.-вол.регуляции, самоконтр., низким ур.учеб. мотивации  и общ.познав.пассивностью, так и  недоразв.отд.психич. процессов - воспр., памяти, мышл., негрубыми недост.речи. Приему в указанные классы не подлежат д., имеющие выраженные откл. в разв.(УО,грубые наруш. речи, зр, сл, двигат.сферы, РДА). При полож.динамике разв. и успеш.усвоении уч.прогр.д. могут быть переведены в  обычные классы с согласия обучающихся  и их родителей.

коррекционно-развивающее обучение является педагогической системой реализующей принципы единства диагностики и коррекции недастатков развития. Развития  общ. способностей к учению на основе личностно-ориентированного подхода обеспеч. индивидуализацию обучен детей с ЗПР. Осн. положения:1)Положение комплексности – диагностико –консультативных и кор -  разв работа обеспечения своевременное выявление и квалификацию трудностей в обучении, а так же определения комплекса мер, леч., проф-х, кор- разв-х. Способность преодолению компенсации недостатков (наличие диагоностико косультивной службы работающей на основе междисциплинарного взаимодействияю. эта служба представлена 3 уровнями(межведомственные постоянно действующ.ПМПК.;окружные ПМПК на базе образоват учережд.общего и коррекц. типов;психолого-мед-пед косилиумы образоват учережд:школьн и дошк.). 2Вариативность образовани:обеспечен вариатив учебными планами образоват и коррекц програмами разноуровневыми по соднржанию и срокам обучения. 3Активная интеграция  детей в общеобразоват группы из коррекц-развивающ гр. После одного-двух лет обучения. 4 . своевременное выявл-е и квалификация тех или иных неблагоприятных факторов – школьных трудностей, организация коррекц-развив-го обучения и воспитания в ДОУ. 5. Максимальная социально-трудовая адаптация учащихся классов КРО в подрастковом возрасте к современным социальным условиям ( в том числе к усл. рынка труда) 6.Создание групп в спец доу для полготовки детей с зпр к школе.Важным моментом в организации корекц –развив обучения явл. психологич и спец педагогич косулльтиров;динамическое наблюден. За развитием каждого ребенка специалистами псих-мед-пед косилиума. Основной целью СДОУ является осущ индивид ориентированной педагогич психолог социаьной медецинской спец педагогич помощи детям с зпр. Система КРО строится на принципах :комплексного подхода к диагностике и коррекц откл в разви тии;развивающего обучен; деятельностного подхода индивидуализации обучения.   Задачи: 1. диагностический блок (комплексное изучение- медико-психолого-педагогическое – ребенка с ЗПР с целью уочнения диагноза и разработки индивидуально-обр-й пр-мы. Изучение прорводится как дефектологами, так и воспитателем посредством разных методов); 2. Блок воспитательных задач, направленных на решение вопрососв социализации, на повышение самостоятельности, становление нравственных ориентиров, форм-е нравственных положительных качеств; 3. Блок образов-х задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, форм-е вех видов деят-ти, подготовку к школьному обучению; 4. Оздоровительные задачи направлены на созранение, укрепление здоровья каждого воспитанника. Они реализуются /з разные формы физкультурно-оздоровительной работы; 5. Блок корреционных задач направлен на развитие компенсаторных механизмов становления психики ребенка с ЗПР, на преодоление и предупреждение вторичных дефектов в развитии познавательной сферы, поведения.                                                                                                                Задачи: - сенсорное развитие, соотв-е возрасту – освоение эталонов цвета, формы, величины, звуков, накопление общественных представлений о св-х предметов; - освоение предметно-практической деят-ти, способствующей выявлению разнообр-х св-в предмета, пониманию отношений м/д предметами (пространственные, временные, количественные); - освоение продуктивных видов деят-ти, способствующих сенсорному и речевому развитию; - подготовка к обучению грамоте; - форм-е диалогической и монологической форм речи, повышение навыков общения; -уточнение, обогащение, систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явл-ми окр-й действ-ти; - ФЭМП и понятий соотв-х возрату; - форм-е соотв-х возрасту навыков игровой деят-ти (освоение игр с правилами, форм-е элементарной учебной деят-ти)                                                                                                                                        

 

22. приемы развития зрительного  восприятия у детей с ЗПР

Восприятие – это простой  познавательный псих. процесс отражения  предметов и явлений в целом, при их непосредственном воздействии  на органы чувств.

  У д.с ЗПР наб. низкий (по  сравнению с Nразв-ся сверстниками) уровень разв. восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих д.об ок. м.; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти д. не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. На этапе начала систематического обуч. у д. с ЗПР выявляется неполноценность тонких форм зр. и слух. восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осущ-ся на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Поскольку разв. пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и форм. представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности. Например, при складывании сложных геом. фигур и узоров д. с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое. В то же время, в отличие от у/о, д. ЗПР простые узоры выполняют правильно. Все д. с ЗПР без особого труда справляются с заданием на составление картинок, на которых изображен единичный предмет (петух, медведь, собака). В этом случае ни количество частей, ни направление разреза не вызывают затруднений. Однако при усложнении сюжета необычное направление разреза (диагональный), увеличение количества частей приводят к появлению грубых ошибок и к действиям методом проб и ошибок, то есть заранее составить и продумать план действия дети не могут. Во всех этих случаях детям приходится оказывать различные виды помощи: от организации их дея-ти до наглядной демонстрации способа выполнения.

Приемы: Сначала обследование и запоминание осн. цветов, форм , размеров, их расположение в пространстве.Цель: закрепить представление о цветах( дифференциация) Действие:1)выбор по образцу;2)подбор к фону; 3)группировка по цвету;4)конструирование  или аппликация с  учетом цвета;5)выкладывание узоров. Определить относительно величину предметов можно путем их сопоставления.Учить реб. способам обследования предметов приемами наложения и обведения по контуру. Педагог должен научить детей использовать пробы, необходимо все время менять предметы (то кубик, то мячик): - приемы накладывания, прикладывания; - наинают с выбора по образцу, карточки (у педагога красная, у детей красные изеленые, «у кого такая бегите ко мне»). Главное сформировать ориентировку на св-во. Дтей учат исп-ть св-ва предметов в каестве сигнала к действию («светофор»). Важно создание целостного образа предметов: учить выделять отдельные предметы, узнавать среди других (разрезные картинки, домика и грибы, сборно-разборные игрушки).

Информация о работе Шпаргалки по "специальной педагогике"