Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:58, шпаргалка
Краткое описание теоретического курса по специальной педагогике
На начальных эт. работа направлена
на создание предпосылок к развитию
речи. В пр-се занятий по сенсорному
воспитанию, форм-ю мышления, создаются
адекватные образы представления об
окр-й дейст-ти, поисходит усвоение
слов, обозначающих св-ва и качества
предметов, усваиваются причинно-
Особен-ти лексико- грам ст речи уо дош-в.1 слов запас растет медленно и вкл сл конкретного значения. 2 дети могут испол-ть в речи неадекватные сочетание ( веревка добрая) . 3 Не усв-т категории рода и одушев-ти в связи с этим в речи набл смешение падеж-х окончании ( под цветочком , пушистый хвост) . 4 лекс-грам ст речи усв к 5 годам . Набл смешение м.р и ж.р( девочка нашел гриб) 5 затруднены процессы приставочного и суф-го словообразования. 6 У уо нар-но овладения смысловой и сем-й ст-ры предложения. Чаще всего реб не соон-т содерж с Д 7 У уо дош качест страдает глагольный лексикон .Дети испо-т в речи однословные предл или двухслов и трехслов опускают главные члены. Дети часто опускают глагол при наличие его в актив словаре( девочку мылом).Реб заменяет действия назв орудия.
Логопед работа, направ преодоление сист недоразв в СДОУ.Общие задачи: 1 расширение знаний об окруж. 2 накопление соц опыта. 3 развитие познават Д. 4 раз-е творческой А дош-в. Специальные задачи 1.формир-е значение слов. 2 формир-е грамат понятий. 3 обогащение словаря. 4 преодоление аграмматизмов. 5 нарушение связной речи .6. воспитание диф-го фонемат восприятия.7 преодоление деф звукопроиз-е . 8 проверка дисграфии.
Понимание речи: Пед-г учит соот-т простые услышанные пред-я, соот-т с предметом и действиями. Приемы 1.выполняет действия с предметом по словесной инструкции пед-га ( подойди к окну). 2. выполнение детьми деяствия с игрушкой в процессе чтения пед-м предложений и текстов( Маша подошла к Насте) 3 чтение пед-м сост-х им рассказа по серии сюж картинок. 4 чтение рас-в и соот-т каждого предл соот-т картинки. 5 выполнение детьми действии по ходу чтения стих-я или коротких текстов. 6 выполнение детьми действий по ходу действия сценки.
Формирование значения новых слов. Д/я
отработки навыка испол слов применяется
след виды А: - дети наз кач-во действий
кот относится к данному предмету в процессах
разл видах Д. - детям можно предложить
след игры « Отгадай , чего не стало?». Прием
припоминания тех же слов без опоры
на нагляд . Дети вспомнят нужные слова
с пом вопросов и отгад загадки.
20 Подг. Детей с отклонениями в умственном развитии к обуч. в шк.
Осн. компонентами
психо. гот.к шк. явл.: умственная,
мотивационная, эм.-в. гот.ь,
Гот. к обуч – это совокупность морфофизиологических и псих. особен-й реб. стар. дош.в., обеспечивающие успешный переход к систематическому шк. обуч-ю. проблемой готовности занимались Божович, Запорожец, Кравцова. Рас-ся в 2 аспектах: общая( 1.физ;2.псих – нр-в,интел.,личност или мотивационная) – выражается в достижениях реб. в момент поступления в шк. определенного уровня н-в, интел,физ.спец – выражается в подготовке д. грамоте, чт, письму, ФЭМП, форм-е представлений об окр.. У у/о д. часто имеются сен. нар, ОД нар.Физ. на момент поступления в шк. в процессе об.у реб. меняется режим дня, появ. Серьезный уч. труд – все это треб. физ. напряжения у реб. Часто эти д. соматически ослаблены, сопротивляемость орг-ма низкая, не четкая координация. страдает праксис, крупная моторика, неловкость движений, их несогласованность, дети вилые, страдает моторика, что затрудняет овладение письмом. Дети исп-ют рудности при выполнении графических рисунков, мелкая моторика затрудняет навыки овладения КГН. Нарушена регуляция мышечной деяти (гипер-, гипотония). Низкая работоспособность. Часто отстают по антропометрическим показателям. Соматически ослаблены, снижена иммунная система. Формы физ-й работы: физ-е занятия, самост-я двигательная деят-ть, ЛФК, массаж, ритмика, организация и проведение подвижных игр. Псих. ( умствен- это достижения достаточно высокого уровня разв. познав. или псих. процессов) требования: необходимость ответственного отношения к обучению, произвольное поведение, установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, интеллект-я готовность. 1. отм-ся низ. познав. интерес к окруж( инертность, пассивность, низ. любознательность), огромное значение в форм. поз. интереса играет –игр. дея-ть, её освоение через продуктивные виды дея-ти. 2. несформ. мыслит-й операции( обобщение, сравнение, анализ, групировка) 3. страдает произвольность процесса( низ. уровень волевых усилий – не может себя заставить)4. недостаточ-й уровень запаса знаний об окруж.( память не может сохр. инф, вним. страдает и т.д.) на момент поступления в шк. д/б сформ. элементы уч. дея-ти.1) умение слушать и понимать инструкц.2) У. Принемать уч. задачу и решать её.3) У. осуществлять контроль, за своими действиями. 4)добиваться результата( довести дело до конца) 5)оценивать себя. Важно чтобы у/о реб. науч-ся планировать дея-ть. Н-в – при целенаправленном восп-и у у/о реб. к моменту пост. В шк. форм. умение усваивать соц. нормы поведения и следовать им( что такое хорошо, что плохо). У/О реб. уч-ся: -оценивать собст. поведение и действия; -адекватно оценивать себя; -уметь управлять собст. поведением; -вып. треб. или правила педагога; -тормозить афективное поведение. Д/б сформ. культура общения с пед. и со взр. Мотив. гот – это отношение к уч. дея-ти как общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. . предполагает сформ. соц. мотивы, смену ВВД. Мот. гот. у у/о д. форм. замедлено, с опред. трудностями. Разв. отношения к учению хар-ся неустойчивостью. У у/о присут-т внеш. мотивы, часто соц, мот. на получение знаний редко. Необходимо форм. познавательную мотивацию( желание получать знания). Нравственно-волевая готовность: выражается в дотижении того ур. нравственного поведения, моральных чувтв и сознания, кот позволяют ребенку активно принимать новую соц-ю позицию, строить взаимоотношения с учителями и одноклассниками на нраственной основе. У УО форм-ся к 8 г. умение усвоить нравственный социальный опыт. Ребенок знает, что такое хорошо и плохо, может оценить свои поступки. К концу дошк-го возраста становятся дисциплинированными, соблюдают правила поведения.
Подготовка детей с ИН. к шк. осуществляется в спец. д/у. В «Программе воспитания и обучения у/о д. дош. в.» определены осн. треб. к усвоению д. определенных ЗУН
Предпосылки: 1) организация и темп дея-ти (уметь вовремя включиться в работу, уметь переключаться с одного задания на другое) 2) наличие элементарных познавательных интересов и познавательной активности (потребность в знаниях)
3) общие интел.умения (постановка
и осознание цели, анализ условий
и средств ее достижения, выбор
способов действия и
Условия: 1) постоянное сотрудничество реб.со взр. 2) умение преодолевать трудности 3) ситуация успеха.
Дефектолог должен созд-ть в группе
положит. эмоц. настрой, ориентировать
детей на успех, потомать им. Задачи корр. развити
обуч. и воспит. детей при подготов. к школе:
1.Сенсорное развитие цвета(осн и оттеночные),
формы, величины, звуки, свойства материала(бумага,
ткань). 2.Освоение предметно-практич. д-ти
способств. выявл. разнообразн. св-в предметов,
а также пониманию отноше м/д людьми. 3.Освоение
продуктивн.видов д-ти.4.Накопление языковый
представлений, раз. фонетико-фонематич.
процессов, подготовка к обуч. граммоте.
5.Уточнение, обогащение, и систематиз.
словаря на основе ознакомл.с предметами
и явл.окр.мира.6.Формиров. диалогич и монологич
форм речи, разв. навыков обобщения.7.ФЭМП.8.Формиров.
21 Концепция коррекционно-
Была разработана в 1993 г. институтом кор. пед. России академией образ.
Дети, поступающие в шк. из корр.-разв.
гр. ДОУ, зачисляются в классы КРО
без допол.обследования, на основании
ранее существующего мед.-
Зачисл.в классы производится только с согласия родителей, на основании заявления.
Классы КРО откр-ся преимущ. на ступени нач. общего образования в начале 1 или 2 г. обучения и функционируют до 9-го кл. включительно. На основной ступени общего образов.я классы КРО могут быть открыты в дневных школах не позднее 5-го класса, а в вечерних школах - 6-7го класса. Обучение в кл.КРО нач. ступени продолж. 3-5 лет в зависимости от потенц.возможн.разв. и успешности обуч.реб. Продление сроков обуч.возможно только на основании заключения ПМПК индивидуально на каждого. В кл.КРО принимаются д., испытывающие трудности в обуч. и шк.адаптации вследствие различных биол.и соц.причин. Трудности, которые испытывают эти д., м.б. обусловлены как недостат. внимания, недоразв. функций эмоц.-вол.регуляции, самоконтр., низким ур.учеб. мотивации и общ.познав.пассивностью, так и недоразв.отд.психич. процессов - воспр., памяти, мышл., негрубыми недост.речи. Приему в указанные классы не подлежат д., имеющие выраженные откл. в разв.(УО,грубые наруш. речи, зр, сл, двигат.сферы, РДА). При полож.динамике разв. и успеш.усвоении уч.прогр.д. могут быть переведены в обычные классы с согласия обучающихся и их родителей.
коррекционно-развивающее
22. приемы развития зрительного восприятия у детей с ЗПР
Восприятие – это простой познавательный псих. процесс отражения предметов и явлений в целом, при их непосредственном воздействии на органы чувств.
У д.с ЗПР наб. низкий (по сравнению с Nразв-ся сверстниками) уровень разв. восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих д.об ок. м.; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти д. не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. На этапе начала систематического обуч. у д. с ЗПР выявляется неполноценность тонких форм зр. и слух. восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осущ-ся на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Поскольку разв. пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и форм. представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности. Например, при складывании сложных геом. фигур и узоров д. с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое. В то же время, в отличие от у/о, д. ЗПР простые узоры выполняют правильно. Все д. с ЗПР без особого труда справляются с заданием на составление картинок, на которых изображен единичный предмет (петух, медведь, собака). В этом случае ни количество частей, ни направление разреза не вызывают затруднений. Однако при усложнении сюжета необычное направление разреза (диагональный), увеличение количества частей приводят к появлению грубых ошибок и к действиям методом проб и ошибок, то есть заранее составить и продумать план действия дети не могут. Во всех этих случаях детям приходится оказывать различные виды помощи: от организации их дея-ти до наглядной демонстрации способа выполнения.
Приемы: Сначала обследование и запоминание осн. цветов, форм , размеров, их расположение в пространстве.Цель: закрепить представление о цветах( дифференциация) Действие:1)выбор по образцу;2)подбор к фону; 3)группировка по цвету;4)конструирование или аппликация с учетом цвета;5)выкладывание узоров. Определить относительно величину предметов можно путем их сопоставления.Учить реб. способам обследования предметов приемами наложения и обведения по контуру. Педагог должен научить детей использовать пробы, необходимо все время менять предметы (то кубик, то мячик): - приемы накладывания, прикладывания; - наинают с выбора по образцу, карточки (у педагога красная, у детей красные изеленые, «у кого такая бегите ко мне»). Главное сформировать ориентировку на св-во. Дтей учат исп-ть св-ва предметов в каестве сигнала к действию («светофор»). Важно создание целостного образа предметов: учить выделять отдельные предметы, узнавать среди других (разрезные картинки, домика и грибы, сборно-разборные игрушки).