Шпаргалки по "специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:58, шпаргалка

Краткое описание

Краткое описание теоретического курса по специальной педагогике

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по педагогике.docx

— 503.43 Кб (Скачать файл)

     Отечеств. концепция  ин. обуч. строится на 3 осн. принципах: 1) ин-е через раннюю кор. 2) через  обяза-ю кор.помощь каждому интег.-му  реб. 3) через обоснованый отбор  д. для интег-ого обуч. (не всем  д. доступно ин. обуч.)В мас.д/с  много д. с  откл. в разв. эта  категория д. крайне разнообразна  по разным  причинам. Выд. 4 груп.1) недиагностир-е д. имеющие откл. в разв., но еще не выявленые.2) д. родители которых зная о нар. разв. реб. наст-т на обуч. в мас. д/с, шк. 3) воспит-ки спец. дош. гр. и классов в мас. д/с, шк. 4) д. которые в результате длит. кор. раб. подг. к интег.-ю, но часто эти д. оказ-ся вне сис. кор. помощи, в результате чего сниж. эффект обуч. Ин-я прежде всего привлекла родителей проб-х д. Выд-т (Наталья Дмитриевна Шматко впервые отработала на детях с нар. слуха):1) комбинир-ю ин. - обучение или воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих уровень психофизического и речевого развития, близкий к возрастной норме) по 1–2 человека в массовых группах (классах). При этом дети получают постоянную коррекционную помощь у специалистов (сурдопедагога, тифлопедагога, дефектолога, логопеда).2) частичная – это целенаправленное расширение минимальных возможностей детей в области социальной интеграции (для детей с сохранными потенциальными возможностями, но еще неспособных овладеть образовательным стандартом). Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются по 1–2 человека в обычные группы на отдельные занятия или на часть дня.  3) временная- объединение воспитанников специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития со здоровыми сверстниками не реже двух раз в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера. 4) полная - обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (по уровню психофизического и речевого развития соответствующих возрастной норме и психологически готовых к интеграции) в учреждениях общей системы образования в одном классе с нормально развивающимися детьми по 1–2 человека в группе или классе. При этом дети обязательно получают коррекционную помощь у специалистов.    При решении ? об ин. реб. следует учитывать пед. показ:внеш, внутрен. Внеш-обеспеч-т эффектив-ю ин-ю д. с ООП. Относ. ран. выявление нар. на 1г.ж., желание родителей обуч. реб. вместе со здоровыми , наличие возможностей оказать реб. кор. помощь, создание условий для реализации вариантов ин-ии Внутрен-уровень психофиз., реч.разв.соответ-го возрастной группе, возможность овладеть общим обр-ым стандартом, психолог. гот-ть.

     Эффект-е ин-е обуч. возможно лишь  при условии спец. подгот. педагогов.

 

 

8 Становление и разв. отеч. сис. спец. обр.

     1 период –от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов Преподобный Феодосий основал 1-ю монаст-ю больницу-богадельню, где, по летописным свидетельствам, оказывалась помощь калекам и глухонемым. Князья передавали часть ср-в в церковь. В11в. в Киево-Печерском монастыре склад-ся первый опыт церковного призрения убогих. Киевская Русь в 10-11вв копирует византийскую сис. монастырской благотворительности  Издан княжеский указ об опеке увечных и открытию церковного приюта. 1551г. « стоглавый судебник , предписавший глухонемых, одержимых бесом и лишенных разума, помещать в монастыри, чтобы они не были пугалом для здоровых». Закон 1676г. запрещал управление имуществом глух, слеп, немым, пьяницам и глупым . 1704г. Петр 1 запретил умерщвлять д. с врож. деф. Он взял за образец западноевропейскую практику помощи инвалидам.

     2 период. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обуч. глух. и слеп.; от приютов к первым спец. учеб. зав-ям нач-ся на 5в. позже, составил одлно столетие, а завершился в те же сроки, что и на Западе. 1-е спец. уч-воспитательное учреж. для 12 глухонемых) было открыто 14.10.1806г. в г.Павловске по указанию императрицы Марии Федоровны франц. тифлопед. В.Гаюи, приглашенным в страну Александром 1. первая шк. для слеп. Учреждена по инициативе Алексан 1 в 1807г. В.Гаюи. активная дея-ть церкви приходит к ослаблению.

     3. от осознания возможности обуч. д. с сен. нар. к признанию права аномальных д. на обаз-е. Становление спец. обр-я.  Уникален тем, что был прерван 2 револ-ми. Предпосылки форм-я нац.   сис.спец. обр-я нач. склад-ся в одном типе гос-ва-монархической России, а оформ-ся в гос-ве-соцалис-ом. Нач. периода знаменуется открытием 1-х шк. для глухонем(1806) и сл(1807). 3 осн. помощи д. с откл. в разв.: христианско-благотворительное( приют, богадельня,дом призрения), леч-пед-ое( спец. отдел. при больнице, шк-санаторий) и пед-ое( шк,д/с, колония). Обусловлено: 1) отменой крепостного права(1861). 2) учреждение земства, а также принятие нов. устава нач. шк, разрешившего открытие шк. по инициативе местных властей и общин(1864).3) реформой город-ого самоуправления, позволявшей город-м думам сам-но открывать леч. и образ. учрежд(1870)  4) эконом-м подъемом и разв-м благотворительности-создание Мариинского ведомства ( Мария Федор.) 1865г. созданы по инициативе генерала Исакова промежут-ые классы для малоспособных уч-ся воен-х гимназий. 1867г. промеж. кл. в воен. нач. шк.1868г. в воен. прогимназии для малоусп-х..1880  Рос. общество психиатров активно пытается организовать сеть учреж. для психически больных и слабоум-х д., но реализовать мечту удается в 1908г. После 1917 сис. спец. обр. стан-ся частью гос. обр-ой сис. 1918 все учреж. подчин-ся наркомздраву. 1926 документ о комплектовании спец. шк.1926-1927 правительство поручает Наркомпросу подг-тьплан введения всеобщего обуч. слеп. И глухонем, а Госплану развернуть сеть вспом-х шк. и кл.для у/о.

     4. развитие и дифференциация сис. спец. обр. соотносится со 2 эт разв. нац. сис. спец. обр.  1936г. планомерный рост сети спец. учреж. в значительной мере был приостановлен. Принципиальным отличием спец. обр. в СССР явл. его цензовый хар-р. Нач. с 50-х гг. сис. дифференцируется, объединяя уже 5 видов спец. шк.( для глухонем, тугоух,сл,слабов,у/о). к 1954г. число учреж.удвоилось, появ-ся нов. типы дош. учр. В 50г открыв-ся шк.интерн. для д. с ОДА. Кон 70-х нач80-х отк-ся спец. кл. для д. с ЗПР. Кон 80-х первые отдельные экспер-е кл. для гл. у/о.

     5. от изоляции к интеграции . В 90-егг. Россия нах. На фазе перехода от 4 к 5 пер. об этом свидетельствует ратификация РФв 1991г. соответствующих конвенций и деклараций ООН (1971,1975). Специф-ть и слож-ть соврем-го пер. в разв-и сис. состоит в том, что с 1991г. по наст.вр. одновременно в рамках одной и той же сис. действуют разнонапрвленные тенденции и подходы

 

 

9 Вклад ЛСВ в разв. отеч. деф-ой науки. 

     Теория культ. истор-го  понимания разв. психики чел., основоплож. которой явл. ЛСВ в наст.вр. одна из наиболее глоб-х и  перспек-х для разв. научной психики.  Нач. с 1927г. почти все исслед. ЛСВ (речь, мыш. и т.д.) стали  пров-ся под углом зрения истор-й  обуслов-ти разв. психики. Он сосредоточил  вним. на выяснении поля соц.  опыта чел. и чел-ва в психики,  рассмат-ет поведение чел. в  3-х аспектах: 1) как результат длит-й  биологич-й эволюции. 2) как результат  длит-го и слож. процесса разв. реб. 3) как результат историч-го  разв.

     Общий смысл сопостав-я  биолог(эвол) культур(историч) разв. он видит в возмож-ти различать  и своеобразно противопоставлять  их как 2 типа разв. в онтогенезе, но ЛСВ отчетливо осознает, что в условиях онтогенетич-го разв. обе линии слиты и реально образуют единый процесс. По мнению ЛСВ среда выс-т в кач-ве истосчника разв.ВПФ. В этом смысле чел. есть соц. существо, вне взаимодействия с обществом, никогда не разовьет в себе псих. кач-тв, которые сформ. в результате разв. всего чел-ва. Условия для превращения спонтан-й и непосредст-й активности реб. в опосредов-е культ-е поведение, в дея-ть, должно создаваться в процессе обобщения реб. со взр. На основе знакового опосредования этого процесса. Именно взрослые, окруж. реб. играют ключевую роль в разв. поведенч-й формы. Особен-ти каждого возр. этапа психологич. разв. реб. по мнению ЛСВ диктуют необходимость подхода к реб. в зависимости от его возраста. Психич-е новоообразования, возникшие на каждом возр. этапе, свидетельствуют о переходе реб. на более высокую ступень разв. История разв. теорет-х основ спец. пстих-и тесно связана с именем ЛСВ который сформулировал и обосновал на основе историч-й теории разв. ВПФ, ЛСВ утверждал, что аномал-й реб. разв. по тем же законом-м что и N. В. видел гл. причину деффек-ти в соц. вывихах, т.е. выпадение аном. реб. из историч-и сложив-ся соц. по своей сути сис. трансляции общест-го истор-го опыта настроеной на норм-й тип разв. отмечал сущест-е расхождения между троекториями биологич. и культ. разв. аном. реб., вызваного этими соц. вывихами. В. считает задачей восп-я исправить соц. вывих, т.е. преодолеть те откл. в поведении, которые опр-т соц. лицо чел. Отмечал существенные расхождения траектории биологического и культурного развития аномального ребенка, вызванного этими «социальными вывихами». Л. С. Выготский обосновал необходимость и раскрыл широкие возможности социальной компенсации дефекта за счет построения «обходных путей» решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.                                                                                        Теория компенсации Л. С. Выготского. Выготский проанализировав, существующие ранее взгляды на проблему компенсации считал, что компенсаторные возможности реализуются в том случае если: дефект является осознанным. Уровень компенсации определяется резервными силами организма и внешними социальными условиями. При выпадении какой-либо функции другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно при нормальной деят-ти органа. основной компенсаторный путь людей с различными нарушениями Выготский видел во включении их в активную деят-ть. Благодаря этому обеспечивается возможность формирования высших форм сотрудничества, и создаются условия для полноценной интеграции в общество.Выготский высоко оценивал возможность компенсации у людей с нарушениями в сенсорной сфере. Он считал, что им доступны многие виды трудовой деят-ти, исключением являются те области, которые напрямую связаны с имеющимися нарушениями.     Положение Л. С. Выготского о компенсации дефекта имеет большое значение для дальнейшего развития всех отраслей специальной психологии. ЛСВ разработал теорию компенсации исходя из учения о том, что один недост-к аном. реб. имеет первич. хар-р, др. вторич. Первич. имееют биологич. основу и обуслов. соц. факторами, своеобраз-м положением реб. в соц. среде. Втор.  Новые наслоения на личность реб., на его деф. Они опр-т поведение реб. по мнению ЛСВ задача восп-й раб. в предупреждении, ослаблении или полном преодолении втор. недостат, соотв-но, чем раньше нач-ся восп-е, тем успешнее оно будет. Развитие во многом зависит от актуального и ближ. разв. 

Согласно Выготскому, в ходе общения  и совместной деятельности не просто усваиваются образы социального  поведения, но и формируются основные психологические структуры, определяющие в дальнейшем все течение психических  процессов.

Выготский разработал понятие о  зоне ближайшего развития. Он внес крупный  вклад во многие отрасли психологический  науки. Создал новое направление  в дефектологии, показав возможность  компенсации умственного и сенсорного дефекта за счет развития высших психических  функций. Разработал учения о локализации  психических функций в коре головного  мозга, ставшие частью современной  нейропсихологии.

Л. С. Выготский создал большую научную  школу, среди его учеников Л.И. Бажович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др. Исследования Выготского вызвали широкий резонанс в мировой психологической науки.                                                                                                                                 Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития реб. подтвержденный психолого-медико-педагогическо комиссией в отношении реб. и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого. Л.С.В. о дефекте: он выделял, что в деят-ти нервной системы различают 3 отдельных аппарата, выполняющих разные функции: воспринимающий аппарат (связан с органами чувств); ответный или рабочий (связан с рабочими органами тела, мышцами);  ЦНС. Выготский говорил о законе превращения «-» дефекта в «+» компенсацию. Процесс компенсации не в состоянии выправить дефект, но они помогают преодолевать затруднения, вызванные дефектом.                                                                                                                            

Культурно-историческая концепция.

     Главная задача заключается в проникновении в механизм возникновения психологических новообразований. Основные положения: - все психические процессы возникают первоначально как форма коллективного поведения; - отличие признаков ВПФ, системность, осознанность; - развитие ВПФ у реб. связано с обучением и воспитанием.

         

 

10 Приорит-е  напрвлен. кор. пед. 

     сост-е  сис. спец. обуч. в перниод 90-х  гг. принято опр-ть как кризис  гос. сис. спец. обуч.

     критике подверг-ся: 1) соц. маркировка реб. с особыми нуждами как реб. с дефектами. 2) охват сист-й спец-го обуч. части детей, выпадение из сист. детей с гл. нар. в разв. и отсут-е вне спец. помощи д. со слабовыраж. нар-ми(8видов) 3) жесткость и безвариативность форм получ-я обуч. 4) примат образ-го стандарта над разв. личности реб. 5) родители не явл. участниками восп-го образ-го процесса.

     Принципиально эволюц-е  разв. сис. спец. обуч. сост-т в  решении след. задач: 1) поддержка и разв. ff сис. спец. обуч.( введение инноваций восп-я, формах организации, методах и средствах обуч. в рамках сущест0го содерж. спец. образ-я 2) решение прблем ран. помощи д. ( создание гос. сис. комплексной диагност-й и кор. нар. разл-х категорий аном. д.  нач-ся с 1-х дней ж). 3) разработать сис. показаний для интеграции содерж. и формы спец. поддержки д. аном. разв., переподг. спец. мас. учреж.) 4) разработка проблемы кор. семейного восп. д. с проблемами в разв.( формы взаимодействия семьи и сис. кор. поддержки д. с аном. разв.) 5) внедрение компьтер. Технологий( видимая речь, мир за твоим окном и.т.д.) 6) раз-ка многоуров-го стандарта подг. к жизни(сщц) д. с разными проблемами в разв.( проф. подгот) 7) раз-ка методов, форм организации уч. дея-ти спец-в разного уровня подг-ки.

«… Процесс  развития дефективного реб – писалЛ.С.В. – двояким образом социальной обусловленности развития, социальная направленность компенсации на приспособление к тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на нормальный человеческий тип, составляет её вторую сторону ». Как и все остальные люди, человек с огранич возм-ми в своём развитии направлен на освокение соц-го опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако, путь кт он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого в педагогике: физич и психич недостатки меняют, отягощают процесс развития, причём каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. 1Поэтому одним из самых важных направлений кор пед это предупреждение вторичных отклонении в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. 2 Создание специальных образовательных условий, кт включают в себя: - наличие современных образовательных программ (общеоразовательных и коррекционно-  развив); - учет особенностей развития каждого реб, индив пед подход, прояв-щийся в особой организации кор-пед процесса, применении спец методов и средств (в том числе и технических) образования, компенсации и коррекции; - адекватную среду жизнедеятельности; - проведение кор-пед процесса спец-ми педагогами (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогами, логопедами)  и психологическое сопр-ние пед процесса спец психологами; - предоставление мед-х, психологических и соц-ых услуг. 3 Устранение или уменьшение степени выраженности недостатков развития хар-ных: а) для всех категорий лиц с особыми образ-ми потреб-ми (замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окр мире, межлич-х отношениях; недостатки в развитии личности(неуверен-ть в себе и неоправданная зависимость от окр-х, низкая коммуник-ть, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением))  б) специфических недостатков для каждой категории лиц с особыми образовательными потребностями (сниж-е степени слух воспр – для лиц с нарушениями слуха, огранич двиг активности – для детей с ДЦП и т.д.). Для реализации этих направлений кор-пед вносятся изменения в содержание общеобразовательных предметов, проводится их корректировка, адаптация. Напр., вводятся пропедевтические разделы, позволяющие восполнить недостающие у детей знания и представления об окр мире. Для отдельных категорий детей, обладающих особой спецификой развития, предусматривается оригинальное содержание общеобраз-ных   предметов, напр например для учащихся с нарушенным интеллектом. Для преодоления последствий первичных нарушений развития (при отсутствии и неполноц-ти зрит и слух-го восприятия, системном недоразвитии речи, поражении реч зон коры гол мозга и др.) в содержание спец образ-я включены специфичесеие предменты, кт не нет в содержании обычного школьного образ-я. Н-р,  в содержании образования слепых детей предусмотрены занятия по развитию ориент в простр и развитию мобильности. Стандарт спец образования учитывает также степень выраженности нарушения и соответственно ограничения возможностей (н-р, стандарт образования для незрячих, и отдельно стандарт для слабов-х), а также возможность сочетания с другим видом нарушения (н-р сочетание наруш зрения с наруш-ем интеллекта).

Информация о работе Шпаргалки по "специальной педагогике"