Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 18:16, курсовая работа
Курсовая работа содержит: исследование понятий «экологической культуры», исследование состояния экологической культуры российских и американских студентов, рассмотрение форм проявления экологической культуры российских и американских студентов, кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов, анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры.
Введение………………………………………………………………….5
Глава 1.Состояние экологической культуры российских и американских студентов.
1.1 Понятие «экологическая культура» в российской и американской социологических традициях. ……..7
1.2 Этноэкологические знания в системе экологической культуры…………………………………………………………………13
Глава 2. Формы проявления экологической культуры российских и американских студентов.
2.1 Концептуальные основы построения модели экологического образования в вузе………………………………………………………
2.2. Модернизация экологического образования………………...……31
2.3. Кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов (2008-2013 гг.)……………………………………………..34
Глава 3. Институты формирования экологической культуры российских и американских студентов.
3.1. Анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры………………………………………………37
3.2.Процентное соотношение видов административных правонарушений в области охраны окружающей среды на территории России и США…………………………………………………………..56
Заключение………………………………………………………………57
Список литературы……………………………………………………58
Министерство образования и науки России
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Казанский национальный исследовательский технологический университет»
(ФГБОУ ВПО КНИТУ)
Институт технологий легкой промышленности, моды и дизайна
ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ
« Экологическое сознание российских и зарубежных студентов и его развитие в процессе обучения»
Направление 100400.62 «ТУРИЗМ»
«Технология и организация экскурсионных услуг»
Казань
КНИТУ
2013
УДК: 37.013.43
ББК : 74.03
Гарифуллина
Н.Б.Курсоваяработа.
ISBN 978-5-222-18746-1
Курсовая работа содержит: исследование понятий «экологической культуры», исследование состояния экологической культуры российских и американских студентов, рассмотрение форм проявления экологической культуры российских и американских студентов, кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов, анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры.
Курсовая работа рекомендуется для студентов по направлению 100400.62 подготовки «Туризм» по профилю «Технология и организация экскурсионных услуг».Подготовлено на кафедре моды и технологии.
Подготовлено на кафедре моды и технологии.
Рецензенты:доктор биол. наук, проф. КФУ Зиятдинова А.И.,канд.геогр. наук доцент КФУ Биктимиров Н.М.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Состояние экологической культуры российских и американских студентов.
1.1 Понятие «экологическая
1.2 Этноэкологические знания в системе
экологической культуры…………………………………………………………
Глава 2. Формы проявления экологической культуры российских и американских студентов.
2.1 Концептуальные основы построения модели экологического образования в вузе………………………………………………………22
2.2. Модернизация экологического образования………………...……31
2.3. Кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов (2008-2013 гг.)……………………………………………..34
Глава 3. Институты формирования экологической культуры российских и американских студентов.
3.1. Анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры………………………………………………37
3.2.Процентное соотношение видов административных правонарушений в области охраны окружающей среды на территории России и США…………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Мир, в котором живет человек, представляет собой сложную целостную систему «природа – общество», и культура функционирует на всех уровнях этой системы. Сегодня состояние природной среды стало величиной, производной от деятельности человека, и, следовательно, оно зависит от уровня культуры людей и степени их нравственности. Поэтому «впервые в истории вполне правомерно рассматривать природную среду как продолжение культуры, включенное в систему социальных ценностей, а не просто как существующую саму по себе, независимо от людей, как это было раньше, до возникновения столь тесной зависимости между обществом и природой» [1, 13].
Экологическая культура – это способ существования субъекта и организации его деятельности. Попытка осуществления комплексного подхода к определению понятия с учетом описательного, исторического, нормативного, психологического, структурного и генетического аспектов была осуществлена В.В. Бахаревым (1998). В его понимании экологическая культура социума представляет собой «совокупность и неразрывное единство общечеловеческих и самобытных этнических духовных ценностей, особенностей экологического сознания и мировоззрения, экологической деятельности и удовлетворения человеческих потребностей в соответствии с законами природной целостности, включая морально-этические принципы, эколого-ориентированные правовые нормы и знания, установки, правила и навыки природосообразного поведения, здоровый образ жизни и творческое использование досуга, экологическую ответственность всех субъектов человеческого сообщества(народов, поколений, социальных групп, индивидов), формируемых и реализуемых в пространстве и времени в процессе непрерывной социализации общества» [2]. Однако, как показала десятилетняя практика, это комплексное определение является громоздким, вызывающим затруднение при цитировании и использовании в повседневной практике. Поэтому нами было предложено новое определение: экологическая культура социума – неотъемлемая часть социальной культуры, способствующая формированию и воспроизводству форм жизнедеятельности, направленных на гармонизацию взаимоотношений человека (социума) с природой и людей между собой в процессе природопользования, природоохраны и природовосстановления. Справедливости ради отметим, что и это определение, как и любое другое, не лишено недостатков. Некоторые аспекты культуры присутствуют в нем лишь имплицитно. Введение в научный обиход социологии понятия «экологическая культура социума» оправдано в следующих отношениях: во-первых, оно связано с эволюцией употребления термина «культура», который принято рассматривать амбивалентно, то есть в субстанциальном и структурно-функциональном плане. При этом за понятием «социальная культура» все более закрепляется второе значение, а следовательно, возникает необходимость более адекватного выражения его субстанциальных характеристик. В этом аспекте термин «экологическая культура» становится исключительно актуальным. Во-вторых, для социологии актуальна проблема, которую П. Сорокин определил в качестве «надорганики», то есть того, что имеет к предмету данной науки косвенное отношение. Понятие «экологическая культура социума» позволяет инструментально обеспечить социологичность исследования и избежать перенасыщения предмета издержками «надорганики» в силу возможности четкого обозначения в его содержании социоэкокультурных свойств и функций. В-третьих, это понятие, в отличие от категорий «социальная культура», «социальная экология» и тому подобных является более социоэкоцентричным, предполагает наличие субъекта – социума и обусловленную им организационную структуру, дифференцированную как по вертикали, так и по горизонтали.
По нашему мнению, социология экологической культуры – становящаяся отрасль социологического знания. Она представляет собой комплексное направление социологии культуры и экологической (инвайронментальной) социологии, изучающее закономерности развития экологической культуры, формы проявления этих закономерностей в экосообразной деятельности общества, связанной с формированием экоцентрического сознания и мировоззрения, усвоением и распространением биосферных коэволюционных идей, представлений об устойчивом и безопасном развитии социума, эколого-культурных принципов, норм, ценностей, установок, образцов природосообразного поведения, регулирующих взаимоотношения в системе «человек – общество – природа».
1.1 Понятие «экологическая
Главная идея стратегии устойчивого развития заключается в создании условий и механизмов для взаимоувязанного социально экономического и экологического развития, в рассмотрении проблем природной среды в единстве с социально-экономическими процессами. В этом случае создаются предпосылки для обеспечения права людей на здоровую и качественную жизнь, уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира.
Чтобы обеспечить устойчивое будущее, потребуется изменить мировую экономику, демографическую политику, переосмыслить многие ценности и во многом отказаться от привычного образа жизни. Все это часто отождествляют или связывают с экологической революцией. Она действительно может встать в один ряд с аграрной и промышленной революциями как одно из наиболее грандиозных социальных преобразований в истории человечества.
В отличие от аграрной революции, которая способствовала небывалому росту численности населения, цель экологической революции — восстановление равновесия между потребностями населения Земли и природными ресурсами, между социально-экономическим и экологическим развитием, обучение населения основам общения с внешним миром для гармонизации своей жизни и окружающей среды.[6]
Экологическая революция должна идти более быстрыми темпами. Если аграрная революция началась 10 тыс. лет назад, а промышленная (в разных формах) по существу продолжается уже два столетия, то для экологической нам отпущено лишь несколько десятилетий. И здесь на передний план выходят проблемы культуры и образования.Культура как способ адаптации и организации жизнедеятельности людей является важнейшим показателем их отношения друг к другу и к природному окружению. В зависимости от со держания и ориентации она может сближать и отчуждать народы. В наше время выживание человечества во многом зависит от становления мировой культуры, сочетающего в себе самобытные национальные культуры с общечеловеческими ценностями.
Фундаментом как национального, так и мирового развития должна стать гармония человека с окружающей средой. На смену прежним, ориентированным исключительно на развитие экономики, стратегиям, должна прийти стратегия, в центре которой находится человек. Современный образ жизни, ценности, сформировавшиеся в эпоху индустриального общества, должны подвергнуться радикальным изменениям. Вот почему необходимо целенаправленно использовать не только культурные традиции, но и развивать, пропагандировать новую экологическую культуру.
Экологическая культура предстает как новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого ее познания. В этом смысле экологическая культура является показателем уровня экологического сознания.[10]
Важнейшим признаком экологической
Мерой экологической культуры выступает экологическая этика. Акцентируя внимание на проблемах биосферы, всего живого, она создает предпосылки действий, ориентированных на сохранение и развитие человеческого и природного бытия. В экологической этике в сферу нравственных отношений, кроме традиционно рассматриваемых отношений "человек — человек", "человек — общество" включается также целый ряд сторон отношений "человек — природа".
Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных условиях существования будущих поколений. Обращенность в будущее, которая предполагает и заботу о настоящем, отличает экологическую этику от традиционных направлений этики.[11]
Положения экологической этики уже сейчас позволяют предположить следующие требования: отказываться от любых действий, которые могут подорвать возможности существования будущих поколений; мера ответственности перед потомками должна быть приоритетной при принятии решений, касающихся и состояния природной среды; недопустимо в интересах ныне живущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений.
Однако эти и другие положения экологической этики, призванные обеспечить гармонизацию взаимодействия человека и природы, могут быть реализованы, если они практически пронизывают самые различные сферы человеческой деятельности, образование, воспитание, политику и др. Только в этом случае этические нормы, насыщенные экологическим содержанием, не останутся благим пожеланием и приблизят становление нового, экологического общества.Основным средством формирования экологической культуры призвана стать целенаправленная система экологического образования.Потребность в кологическом образовании связана с
необходимостью обеспечения
Деформация системы