Экологическое сознание российских и зарубежных студентов и его развитие в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа содержит: исследование понятий «экологической культуры», исследование состояния экологической культуры российских и американских студентов, рассмотрение форм проявления экологической культуры российских и американских студентов, кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов, анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………….5
Глава 1.Состояние экологической культуры российских и американских студентов.
1.1 Понятие «экологическая культура» в российской и американской социологических традициях. ……..7
1.2 Этноэкологические знания в системе экологической культуры…………………………………………………………………13
Глава 2. Формы проявления экологической культуры российских и американских студентов.
2.1 Концептуальные основы построения модели экологического образования в вузе………………………………………………………
2.2. Модернизация экологического образования………………...……31
2.3. Кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов (2008-2013 гг.)……………………………………………..34
Глава 3. Институты формирования экологической культуры российских и американских студентов.
3.1. Анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры………………………………………………37
3.2.Процентное соотношение видов административных правонарушений в области охраны окружающей среды на территории России и США…………………………………………………………..56
Заключение………………………………………………………………57
Список литературы……………………………………………………58

Вложенные файлы: 1 файл

курсач наиля.docx

— 487.60 Кб (Скачать файл)

 

Во-вторых, это  логически связано с объективными показателями экологической ситуации в изучаемых регионах. В штате  Колорадо располагается большое  количество заповедников, Национальных парков (например, парк «Скалистые горы»). По данным Национального бюро экологических стандартов, г. Форт Коллинз признан одним из самых экологически безопасных городов США, в то время, как в г. Казани экологическую обстановку сложно назвать благоприятной. Оценка интенсивности техногенного влияния на окружающую среду выявила в Казани 11 критических зон и 3 зоны риска. Ситуацию усугубляет не достаточным озеленением города, неблагополучным состоянием водных объектов и городских пляжей и т.д Объективные цифры корреспондируют с субъективным восприятием экологической обстановки студенчества и экспертов. Большинство студентов г. Форт Коллинз (62,5%) и только 11,7% казанских студентов чувствуют себя защищенными от экологических рисков. Различия в экологической ситуации изучаемых регионов также были отмечены экспертами: “...я иду, и я чувствую, что даже без анализаторов, дышать в воздухе нечем” (эксперт 2, Россия)  “когда я переехал из Хьюстона Форт Коллинз показался убежищем – чистейший горный воздух, вода...я вот из под крана ее пью... (эксперт 3, США)”.Какими именно проблемами экологии обеспокоено студенчество Казани и Форт Коллинз? Что общего и что различает два исследуемых общества по данному показателю? Для ответа на поставленные вопросы, мы обратились к ряду взаимосвязанных вопросов. Вначале нам было важно задать открытый вопрос студентам о том, что именно беспокоит их в области экологической обстановки города. Исследовательский замысел состоял в том, чтобы респонденты, незатемненные суждениям интервьюера, смогли сами предложить нам спектр проблем, которые находятся в их сознании.

 

Студенчество  г. Форт Коллинз чаще всего назвало  такие проблемы, как общее загрязнение  окружающей среды, загрязнение воздуха  и водоемов, изменение климата, экологические  потери от производства товаров массового  потребления и т.д. Казанские студенты более всего обеспокоены, загрязнением воздуха, замусоренностью, изменением климата, безразличное отношение населения  к проблемам окружающей среды.При  универсальном характере большинства  отмеченных проблем, существует региональная специфика в распределении беспокойств. Например, проблема пересыхания р. Казанки, стала особенно актуальной для студентов и жителей города после засушливого лета 2010 г.

 

Наиболее  серьезная проблема для США –  проблема чрезмерного потребления  ресурсов. Беспокойство ею оправдано: по данным статистики жители США потребляют в 35 раз больше ресурсов, чем среднестатистический житель Земли [Dunlap, 1993]. Беспокойство данной проблемой в той или иной степени  отразилась в сознании американских ученых: «Мы находимся на высоком  уровне в области защиты дикой  природы, по количеству национальных парков, но самый больной вопрос – уровень  потребления» (эксперт 4, США).

 

Далее, мы предложили студентам ответить на закрытый вопрос и проранжировать экологические  риски, по степени беспокойства ими. Наиболее остро, как для казанских, так и для студентов г. Форт Коллинза стоят экологические проблемы, непосредственно влияющие на состояние  здоровья: загрязнение воздуха, качество питьевой воды, загрязнение рек, озер, водоемов. Данные проблемы ощущаются  респондентами на себе непосредственного; именно по этой причине менее заметные, но стержневые проблемы, влияющие на состояние  здоровья – повышенный уровень шума и радиации получили меньшее внимание со стороны опрашиваемых.

 

Бесспорно, кроме сходств можно выделить ряд различий в структуре экологических  беспокойств студенчества обеих  стран. Во-первых, в американской выборке  можно наблюдать ровное распределение  озабоченности практически всеми  предложенными экологическими проблемами (отличие не выходит за пределы 3% ошибки выборки). Однако, американские студенты в большей степени, нежели казанские студенты обеспокоены  такими проблемами как, экологические  потери от производства товаров массового  потребления (9,9%), изменение климата, глобальное потепление (7,3%), содержание вредных химических веществ в  овощах и фруктах (8,6%), ухудшение  почв, снижение их естественного плодородия (8%). Последние проблемы, актуализированы  в сознании американцев, потому что  США сегодня занимает лидирующие позиции как по производству, так и по потреблению генетически-модифицированных продуктов (ГМО). Так, до 80% продуктов питания в США содержат ГМО

Казанские студенты в гораздо большей степени  обеспокоены такими проблемами, как  загрязнение воздуха (17,4%) и качество питьевой воды (15,1%), загрязнение рек  и водоемов (11,5%); экологическими проблемами, относящиеся к экологической  эстетике: антисанитарным состоянием территорий (10,2%), грязными улицами, обшарпанными зданиями (8,7%).

 

Подобные  различия в наборе экологических  беспокойств могут быть связаны  с такими факторами, как размер городов (г. Казань в 6 раз больше г. Форт Коллинз), более строгими экологическими санкциями. «Ну, это совсем другой мир. Там нет  такого, как у нас: выехали на шашлыки, сожгли пол-леса, оставили после себя тонну мусора и уехали, радостные. Там есть экологическое законодательство, которое очень суровое…» (эксперт 5, Россия). Кроме этого, необходимо учитывать, что большинство из домов и  придомовых участков в США – находятся  в частном владении, а соответственно, ответственность за красоту и  гигиену – становится делом каждого  жителя, а не государства в целом.Экологическая  озабоченность является для нас  своеобразным мостиком между сферой сознания и деятельности. Это обусловлено  тем, что каким бы не было высоким  экологическое знание, главное его  назначение – в умении пользоваться им в практической деятельности. Соответственно, мы попросили ответить студентов  на множество вопросов, связанных  с разными аспектами и проявлениями экологической деятельности. Данные показывают, что доля тех, кто не был включен ни в какие проэкологические практики, значительно больше среди  казанских студентов (14,5%), чем студентов  из Форт Коллинза (2,9%) .[14]        

 В целом,  значительная часть студенчества  была вовлечена в разнообразное  множество проэкологических актов.  Наиболее популярными проэкологическими  практиками среди российского  студенчества изучаемого региона  были: потребление очищенной воды  (61%), экономичное использование электроэнергии (53,2%), экономичное использование воды (47%) и т.д.

 

Проэкологическое  поведение американских студентов  в большинстве своем связано  с экономическими факторами: экономичное  потребление электроэнергии (83,6%), экономичное  потребление воды (68,7%). Большую долю в экологических практиках студенчества Форт Коллинз занимает сортировка мусора (74,2%). Для того, чтобы рассчитать среднее количество проэкологических актов, в которые было включено российское и американское студенчество в прошлом году, мы построили индекс проэкологической деятельности. Так, американские студенты в среднем за прошлый год совершили 6 экологически дружественных актов из 9 возможных, что говорит о довольно высоком показателе проэкологической деятельности. В российской выборке этот показатель более скромен: 3 из 9.Итогом нашего анализа и сравнения основных маркеров экологической культуры в среде студенческой молодежи г. Форт Коллинз и г. Казани стала аналитическая операция типологизации студенческой молодежи по типам экологической культуры.

 

Для этого, респондентам было предложено согласиться или  не согласиться с 12 различными высказываниями, затрагивающими различные аспекты  экологического сознания и экологической  деятельности. На основе факторного анализа  нами было выделено два независимых  фактора: 1) экологическая озабоченность; 2) экологическое поведение .[20]

 

Факторный анализ позволил сгруппировать наших респондентов в 4 кластера, характеризовать которых  мы можем по степени выраженности влияния каждого из двух факторов. Экспериментальным путем было установлено, что оптимальное количество кластеров  равняется четырем. Во-первых, это  обеспечит достаточную дифференциацию массива и различие кластеров  по характеристикам попавших в них  респондентов; во-вторых, наполняемость  кластеров достаточна, чтобы можно  было делать обоснованные и репрезентативные выводы.

     По характеристикам респондентов в выделенных кластерах можно заключить, что мы имеем дело с социально-экологическими типами, различающимися между собой иерархическим местом в социальной системе и другими характеристиками. Так, для 1) «Инвайронменталиста» характерен высокий уровень, как экологической озабоченности, так и проэкологического поведения. Он инициативен и готов поддерживать любые действия в ее защиту, готов платить за высокое качество среды. 2) «Деятельный тип» характеризуется высоким уровнем проэкологической деятельности, но низким уровнем экологической озабоченности. Он чувствует себя достаточно защищенным от экологических рисков, активен и решителен в области окружающей среды. 3) «Декларативный» - ассиметричен деятельному типу. Он сильно озабочен состоянием окружающей среды, но по разным причинам не готов жертвовать своим временем и средствами ради ее защиты. Наконец, 4) «Антиинвайронменталист» характеризуется низкой степенью экологической обеспокоенности и проэкологической деятельности .

Как мы и  предполагали, доминирующим типом в  модели экологической культуры студенческой молодежи г. Казани является «Декларативный» (n=208), далее идет «Инвайронменталист» (n=183), «Антиинвайронменталист» (n=130), «Деятельный» (n=118). Доминирующим типом в модели экологической культуры студенческой молодежи г. Форт Коллинз является (1) «Инвайронменталист» (n=146), далее (2) «Деятельный» (n=115), (3) «Антиинвайронменталист» (n= 108) (4) «Декларативный» (n=78) .

Выводы и  обсуждения

 

 

     Данные результаты  убеждают нас в том, что высокая  экологическая тревожность и  не менее высокая экологическая  пассивность российской студенческой  молодежи говорит о том, что  их экологическая культура находится  лишь на символическом уровне  экологической сознательности. При  этом переход ее к инструментальному  уровню трансформации в проэкологическую  деятельность наблюдается слабо.

 

 

         На основе  данных сравнительных эмпирических  исследований мы пришли к выводу, что разный характер сформированности  экологической культуры студенческой  молодежи России и США связан  с корпусом взаимосвязанных и  взаимообуславливающих факторов, действующих  на микро- и макро- уровнях  социальной реальности. При объяснении  различий в экологической культуре  российского и американского  студенчества мы воспользовались  эвристическими возможностями контекстуальной  теории, предложенной П. Стерном [Stern, 2009]. Согласно данной теории, намерение личности быть включенным в экологически ответственное поведение – результат влияния множества самых разнообразных факторов: экономических, социально-альтруистических, социально-эгоцентрических, ситуативных факторов и т.д.[13]

 

 

     Помимо интернальных  факторов, относящихся к области  экологического сознания, существуют  экстернальные факторы, вовлекающие  множество внешних сил, не зависящих  от индивидуальных предпочтений, установок и убеждений. К таким  факторам мы отнесли следующие:

 

 

     1). Экономическая ситуация. Штат Колорадо является экономически развитым регионом США с низким уровнем безработицы и высоким уровнем жизни населения. Это способствует формированию постматериальных ценностей населения, реализующихся в проэкологических моделях поведения. Авторское и вторичные национальные исследования показывают, что проблемы, которые волнуют российское студенчество, связаны с удовлетворением базовых общественных потребностей в безопасности, в экономическом благополучии, что, в конечном итоге, вытесняет экологические проблемы на периферию общественных беспокойств     

2) Инфраструктурная и социокультурная поддержка воспроизводства экологических ценностей и практик. Наличие необходимой инфраструктуры (например, велосипедные дорожки, контейнеры для сортировки мусора, оснащение мест экологического туризма и т.д.) способствовали экологизации образа жизни американского студенчества. Если экологический образ жизни российского студенчества еще только формируется и характерен больше для участников экологических движений, то в американском обществе он рутинизировался, стал массовым и доступным.     

3) Институциональная поддержка. Исторически более раннее развитие демократии в США по сравнению с Россией повлияло на формирование сильных институтов гражданского общества (например, сеть экологических организаций и гражданских инициатив, экологическое законодательство, экологический мониторинг и т.д.). Это способствовало формированию более активной гражданской позиции американского студенчества и уверенности в том, что с помощью различных акций они смогут повлиять на решения властей в области экологической деятельности. Большинство российских студентов не обладают опытом и желанием выдвижения и реализации инициатив.

 

Для российской молодежи, как и для всего населения, характерен патернализм. Это рудимент советской эпохи. Для американцев, давно живущих в рыночных условиях, в условиях более развитого гражданского общества гораздо более характерна опора на собственные силы. Это  проявляется и в экологической  деятельности. Так, авторское и вторичные  исследования показывают, что американское студенчество в большей степени, чем российское выступало инициатором  разных проэкологически активных практик. Так, большинство из них не подписывались, а сами писали письма в соответствующие  инстанции в защиту окружающей среды; они не столько принимали участие  в экологических обсуждениях, сколько  их организовывали и т.д. Российские студенты не готовы к столь решительным  действиям.

 

Кроме этого, американское студенчество в решении  экологических проблем рассчитывают на себя, а в российской выборке  больше тех, кто рассчитывают на государство. Все это может быть связано  с более активными формами  проявления гражданской позиции  американцев, с развитым чувством персональной ответственности в системах принятия решений с обратной связью.

 

 

        Все эти факторы  могут влиять друг на друга,  производя синергетический эффект. Чем сильнее влияние экстернальных  факторов, тем слабее влияние  интернальных факторов и наоборот. Исследования показывают, что поведение,  требующее времени, усилий или  финансовых затрат снижает влияние  личностных факторов (например, убеждений  и установок).

Информация о работе Экологическое сознание российских и зарубежных студентов и его развитие в процессе обучения