Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 18:16, курсовая работа
Курсовая работа содержит: исследование понятий «экологической культуры», исследование состояния экологической культуры российских и американских студентов, рассмотрение форм проявления экологической культуры российских и американских студентов, кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов, анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры.
Введение………………………………………………………………….5
Глава 1.Состояние экологической культуры российских и американских студентов.
1.1 Понятие «экологическая культура» в российской и американской социологических традициях. ……..7
1.2 Этноэкологические знания в системе экологической культуры…………………………………………………………………13
Глава 2. Формы проявления экологической культуры российских и американских студентов.
2.1 Концептуальные основы построения модели экологического образования в вузе………………………………………………………
2.2. Модернизация экологического образования………………...……31
2.3. Кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов (2008-2013 гг.)……………………………………………..34
Глава 3. Институты формирования экологической культуры российских и американских студентов.
3.1. Анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры………………………………………………37
3.2.Процентное соотношение видов административных правонарушений в области охраны окружающей среды на территории России и США…………………………………………………………..56
Заключение………………………………………………………………57
Список литературы……………………………………………………58
Во-вторых, это
логически связано с
Студенчество
г. Форт Коллинз чаще всего назвало
такие проблемы, как общее загрязнение
окружающей среды, загрязнение воздуха
и водоемов, изменение климата, экологические
потери от производства товаров массового
потребления и т.д. Казанские студенты
более всего обеспокоены, загрязнением
воздуха, замусоренностью, изменением
климата, безразличное отношение населения
к проблемам окружающей среды.При
универсальном характере
Наиболее серьезная проблема для США – проблема чрезмерного потребления ресурсов. Беспокойство ею оправдано: по данным статистики жители США потребляют в 35 раз больше ресурсов, чем среднестатистический житель Земли [Dunlap, 1993]. Беспокойство данной проблемой в той или иной степени отразилась в сознании американских ученых: «Мы находимся на высоком уровне в области защиты дикой природы, по количеству национальных парков, но самый больной вопрос – уровень потребления» (эксперт 4, США).
Далее, мы предложили студентам ответить на закрытый вопрос и проранжировать экологические риски, по степени беспокойства ими. Наиболее остро, как для казанских, так и для студентов г. Форт Коллинза стоят экологические проблемы, непосредственно влияющие на состояние здоровья: загрязнение воздуха, качество питьевой воды, загрязнение рек, озер, водоемов. Данные проблемы ощущаются респондентами на себе непосредственного; именно по этой причине менее заметные, но стержневые проблемы, влияющие на состояние здоровья – повышенный уровень шума и радиации получили меньшее внимание со стороны опрашиваемых.
Бесспорно,
кроме сходств можно выделить
ряд различий в структуре экологических
беспокойств студенчества обеих
стран. Во-первых, в американской выборке
можно наблюдать ровное распределение
озабоченности практически
Казанские студенты в гораздо большей степени обеспокоены такими проблемами, как загрязнение воздуха (17,4%) и качество питьевой воды (15,1%), загрязнение рек и водоемов (11,5%); экологическими проблемами, относящиеся к экологической эстетике: антисанитарным состоянием территорий (10,2%), грязными улицами, обшарпанными зданиями (8,7%).
Подобные
различия в наборе экологических
беспокойств могут быть связаны
с такими факторами, как размер городов
(г. Казань в 6 раз больше г. Форт Коллинз),
более строгими экологическими санкциями.
«Ну, это совсем другой мир. Там нет
такого, как у нас: выехали на шашлыки,
сожгли пол-леса, оставили после себя
тонну мусора и уехали, радостные.
Там есть экологическое
В целом,
значительная часть
Проэкологическое
поведение американских студентов
в большинстве своем связано
с экономическими факторами: экономичное
потребление электроэнергии (83,6%), экономичное
потребление воды (68,7%). Большую долю
в экологических практиках
Для этого, респондентам было предложено согласиться или не согласиться с 12 различными высказываниями, затрагивающими различные аспекты экологического сознания и экологической деятельности. На основе факторного анализа нами было выделено два независимых фактора: 1) экологическая озабоченность; 2) экологическое поведение .[20]
Факторный анализ
позволил сгруппировать наших
По характеристикам респондентов
в выделенных кластерах можно заключить,
что мы имеем дело с социально-экологическими
типами, различающимися между собой иерархическим
местом в социальной системе и другими
характеристиками. Так, для 1) «Инвайронменталиста»
характерен высокий уровень, как экологической
озабоченности, так и проэкологического
поведения. Он инициативен и готов поддерживать
любые действия в ее защиту, готов платить
за высокое качество среды. 2) «Деятельный
тип» характеризуется высоким уровнем
проэкологической деятельности, но низким
уровнем экологической озабоченности.
Он чувствует себя достаточно защищенным
от экологических рисков, активен и решителен
в области окружающей среды. 3) «Декларативный»
- ассиметричен деятельному типу. Он сильно
озабочен состоянием окружающей среды,
но по разным причинам не готов жертвовать
своим временем и средствами ради ее защиты.
Наконец, 4) «Антиинвайронменталист»
Как мы и предполагали, доминирующим типом в модели экологической культуры студенческой молодежи г. Казани является «Декларативный» (n=208), далее идет «Инвайронменталист» (n=183), «Антиинвайронменталист» (n=130), «Деятельный» (n=118). Доминирующим типом в модели экологической культуры студенческой молодежи г. Форт Коллинз является (1) «Инвайронменталист» (n=146), далее (2) «Деятельный» (n=115), (3) «Антиинвайронменталист» (n= 108) (4) «Декларативный» (n=78) .
Выводы и обсуждения
Данные результаты
убеждают нас в том, что
На основе
данных сравнительных
Помимо интернальных
факторов, относящихся к области
экологического сознания, существуют
экстернальные факторы,
1). Экономическая ситуация. Штат Колорадо является экономически развитым регионом США с низким уровнем безработицы и высоким уровнем жизни населения. Это способствует формированию постматериальных ценностей населения, реализующихся в проэкологических моделях поведения. Авторское и вторичные национальные исследования показывают, что проблемы, которые волнуют российское студенчество, связаны с удовлетворением базовых общественных потребностей в безопасности, в экономическом благополучии, что, в конечном итоге, вытесняет экологические проблемы на периферию общественных беспокойств
2) Инфраструктурная и социокультурная поддержка воспроизводства экологических ценностей и практик. Наличие необходимой инфраструктуры (например, велосипедные дорожки, контейнеры для сортировки мусора, оснащение мест экологического туризма и т.д.) способствовали экологизации образа жизни американского студенчества. Если экологический образ жизни российского студенчества еще только формируется и характерен больше для участников экологических движений, то в американском обществе он рутинизировался, стал массовым и доступным.
3) Институциональная поддержка. Исторически более раннее развитие демократии в США по сравнению с Россией повлияло на формирование сильных институтов гражданского общества (например, сеть экологических организаций и гражданских инициатив, экологическое законодательство, экологический мониторинг и т.д.). Это способствовало формированию более активной гражданской позиции американского студенчества и уверенности в том, что с помощью различных акций они смогут повлиять на решения властей в области экологической деятельности. Большинство российских студентов не обладают опытом и желанием выдвижения и реализации инициатив.
Для российской молодежи, как и для всего населения, характерен патернализм. Это рудимент советской эпохи. Для американцев, давно живущих в рыночных условиях, в условиях более развитого гражданского общества гораздо более характерна опора на собственные силы. Это проявляется и в экологической деятельности. Так, авторское и вторичные исследования показывают, что американское студенчество в большей степени, чем российское выступало инициатором разных проэкологически активных практик. Так, большинство из них не подписывались, а сами писали письма в соответствующие инстанции в защиту окружающей среды; они не столько принимали участие в экологических обсуждениях, сколько их организовывали и т.д. Российские студенты не готовы к столь решительным действиям.
Кроме этого,
американское студенчество в решении
экологических проблем
Все эти факторы
могут влиять друг на друга,
производя синергетический