Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 18:16, курсовая работа
Курсовая работа содержит: исследование понятий «экологической культуры», исследование состояния экологической культуры российских и американских студентов, рассмотрение форм проявления экологической культуры российских и американских студентов, кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов, анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры.
Введение………………………………………………………………….5
Глава 1.Состояние экологической культуры российских и американских студентов.
1.1 Понятие «экологическая культура» в российской и американской социологических традициях. ……..7
1.2 Этноэкологические знания в системе экологической культуры…………………………………………………………………13
Глава 2. Формы проявления экологической культуры российских и американских студентов.
2.1 Концептуальные основы построения модели экологического образования в вузе………………………………………………………
2.2. Модернизация экологического образования………………...……31
2.3. Кросскультурное исследование потребностно-мотивационных и ценностно-эмоциональных образований российских и американских студентов (2008-2013 гг.)……………………………………………..34
Глава 3. Институты формирования экологической культуры российских и американских студентов.
3.1. Анализ российской и американской традиций тематизации экологической культуры………………………………………………37
3.2.Процентное соотношение видов административных правонарушений в области охраны окружающей среды на территории России и США…………………………………………………………..56
Заключение………………………………………………………………57
Список литературы……………………………………………………58
Суть нашего
похода к исследованию структуры
экологического взаимодействия состоит
в признании того, что взаимные
воздействия сторон (А на Б и
Б на А) локализуются в сфере нерасторжимого
единства и взаимопроникновения
сторон (А и Б), которая является,
вместе с тем, сферой существования
взаимообусловливающих генных (от греч.
genes - рождающий, рожденный) процессов (А
- генных Б - процессов и Б - генных
А - процессов). Взаимное воздействие
сторон (А на Б и Б на А) обнаруживается,
кроме того, своими побочными проявлениями
за пределами указанного взаимодействия,
что находит свое выражение в
существовании плагенных (от лат. plaga
- толчок) процессов (А - плагенных Б
- процессов и Б - плагенных А -
процессов). В отличие от генных процессов,
которые самим своим
Согласно нашим представлениям, непосредственным объектом экологических исследований выступает не тот или иной центральный объект, взятый сам по себе в отдельности (А или Б), в совокупности с другим (или другими) (А и Б), или же рассматриваемый в качестве экосреды по отношению к другому (Б или А), но само взаимодействие А и Б, локализованное в сфере взаимопроникновения сторон (А и Б) и не отвергающее за границами этой сферы самодвижение А и Б.
Может создаться
впечатление, что предлагаемая нами
схема экологического взаимодействия
применима лишь к отдельным случаям,
там, где имеет место
Взаимодействующие
стороны (в том числе "центральный
объект" и "экосреда") могут
взаимопроникать настолько
Не имея возможности
подробно остановиться в настоящей
статье на специфике географо- и
биолого-экологического знания, сосредоточим
внимание на анализе проблемы объекта
и предмета социальной экологии. Несмотря
на почти общепризнанность в отечественной
литературе статуса социальной экологии
как особой экологической науки,
по вопросу конкретного содержания
этой научной дисциплины нет единомыслия.
Во многих работах отсутствует сколько-
Нельзя не
согласиться, например, с тем пониманием
социальной экологии, при котором
её объектом рассматривается взаимодействие
общества с окружающей природной
средой, а предметом - принципы, закономерности
и методы оптимизации, гармонизации
этого взаимодействия. Однако на этом
основании вряд ли будет правильным
основную задачу социальной экологии
видеть в том, чтобы интегрировать
многообразие данных естественных, технических
и общественных наук об её объекте.
Ограничиваясь лишь подобного рода
"интегрированием", можно легко
прийти к утрате специфического объекта
социально-экологических
Непоследовательность подобной позиции привела отдельных авторов к выводу о том, что попытка смотреть на социальную экологию как науку, изучающую законы взаимодействия общества и природы, является одним из основных источников тех трудностей, которые существуют в настоящее время вокруг проблемы определения предмета и статуса экологических исследований. "Объектом социальной экологии выступает, - по этому мнению, - система социоприродных отношений, формирующаяся, функционирующая в результате сознательной, целенаправленной деятельности людей, - ноосферы. Процессы формирования и функционирования ноосферы составляют предмет социальной экологии". Ноосфера же (по аналогии с биосферой, которая рассматривается как единство сообщества живых организмов Земли и окружающей его неорганической среды) толкуется автором как "система общество - природа, т. е. как единство общества и окружающей его неорганической среды" [3].
Согласно этому взгляду, если верно, что взаимоотношения природы и общества возможно и необходимо поставить под контроль человека, то, целенаправленно формируя эти взаимоотношения, человек будет фиксировать своё отношение к природе в виде социально-экономических, моральных, эстетических и правовых норм. А в своих действиях он будет опираться на знание природных и социальных законов, которые в отличие от гипотетических социально-природных законов доступны изучению обычными средствами и в определённой степени нам уже известны. В связи с этим чуть ли не избегается даже употребление термина "взаимодействие природы и общества", говорится о "взаимоотношении природы и общества", "социоприродных отношениях", "отношении к природе", "действии человека" и т.п. "...Воздействие человека на природу и природы на человека отнюдь не интегрируются, - по этому мнению, - во взаимодействие". Возникает, таким образом, довольно странная ситуация: говорится о "взаимоотношении", но отрицается "взаимодействие", будто бы "отношение" не есть единство связи и изолированности, а "связь" не предполагает зависимость изменений одного и другого, а следовательно, в их взаимном воздействии друг на друга или, иными словами, в их взаимодействии.
Следует, безусловно,
согласиться с автором (и с
В.С. Ляминым [4], который ещё раньше
обратил внимание на это), что в
действительности нет особых законов
взаимодействия между природой и
обществом, стоящих над природными
и социальными законами. Следует
согласиться и с тем, что "выясняя
воздействие ТЭЦ на атмосферу
города, мы анализируем механизм образования
и состав выбрасываемых газов
и закономерности их распространения
в атмосфере, обращаясь не к каким-то
особым законам, а к обычным законам
физики и химии. Выясняя обратное
действие загрязнённого воздуха
на организм человека, мы опять-таки остаёмся
в сфере биологических и
До тех
пор, пока в качестве объекта изучения
не выступает само взаимодействие природы
и общества как относительно самостоятельный
процесс (или отдельные стороны,
аспекты этого взаимодействия как
целого), осмысление воздействия общества
на природу, как и воздействия
природы на общество, не нуждается
в особой природно- общественной науке
и вполне может быть осуществлено
в рамках "чистого" естествознания
или "чистого" обществоведения. Каждое
из указанных воздействий
Отсюда, несмотря
на то, что компоненты неживой природы
планеты испытывают на себе в виде
"толчка" всё возрастающее воздействие
общества, они в качестве естественных
образований могут и должны исследоваться
науками только сугубо естественного
цикла (или традиционными науками
- физикой, химией, геологией, географией,
биологией или всякого рода комплексными
науками, например, ландшафтоведением
или "глобальной экологией" в том
виде, как она трактуется естествоиспытателями).
Точно так же и натуроплагенные
социальные процессы продолжают существовать
и развиваться по сугубо социальным
законам независимо от того, что
испытывают на себе "толчок" со стороны
природных факторов. А потому исследование
натуроплагенного характера социальных
процессов, т. е. определённой зависимости
последних от природных факторов,
соотнесённости с этими факторами,
ещё не означает выхода за пределы
исследований "чистого" обществознания.
Действительная потребность в социальной
экологии как качественно особой
(природно-общественной или "социоестественной")
науке возникает только тогда, когда
объектом исследования выступает само
взаимодействие природы и общества,
реально осуществляющееся в деятельности
людей или, другими словами, в
очеловеченно-природном
Многосторонний анализ проблемы приводит нас к выводу о том, что сферу собственно экологического знания образуют, прежде всего, географическая, биологическая и социальная экология как науки о межуровневом взаимодействии. В данную сферу безусловно должна быть включена и общая теория экологии, понимаемая как общая теория экологического подхода и экологического взаимодействия (с учётом, разумеется, той или иной, большей или меньшей, конкретной её спецификации). Сюда же входит и экология человека. В отличие от социальной экологии, целью которой является оптимизация взаимодействия природы и общества, экология человека изучает законы, принципы, методы оптимизации способов деятельности людей, взаимодействие её субъективных и объективных факторов. Объектом антропо-экологического исследования является, таким образом, не всякое взаимодействие человеческого организма со средой, а то, которое опосредовано сознательной деятельностью людей.
Очерченная
указанным выше образом сфера
экологического знания (включающая в
себя и географо-, и биолого-экологическую
составляющую, но не в самостоятельном
их значении, а лишь в аспекте
деятельности человека по обеспечению
коэволюции географического и
Для уяснения
сути этих вопросов важное значение имеет,
кроме того, проблема соотношения
экологического и экологизированного
знания и образования, проблема, которая
в научной литературе обычно затушёвывается.
Наше понимание термина "экологическое"
в аспекте рассматриваемой
2.2. Модернизация экологического образования
Модернизация экологического образования в вузах России требует соответствующей теоретической базы и кадровой инфраструктуры, а также разработки стратегии модернизации экологического образования в соответствии с реальными социокультурными условиями. С нашей точки зрения, модернизация означает несколько больший или меньший разрыв с социокультурной национальной традицией. Изменение культурной идентичности рассматривается теоретиками модернизации как необходимое условие успешности, а смена культурной идентичности говорит о завершенности модернизационного процесса. Д. Бергер предлагает следующее определение основных принципов, на которых базируется теория модернизации. Модернизация представляет собой, прежде всего, эндогенное достижение обществ, в которых разворачиваются модернизационные процессы; модернизационные процессы, характерные для различных частей социокультурной сферы, отличаются комплиментарным характером, то есть поддерживают друг друга; страны, лидирующие в модернизационном процессе, не мешают тем, кто находится на более ранних этапах; процессы модернизации имеют общую направленность.[3]